МИР АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Становление ислама, одной из позднейших мировых религий, происходит в VII веке н.э. Ислам возникает среди кочевых племен Аравии. Характерные особенности раннего ислама - ведущее место обряда, ритуала и примат ритуала над мифом, что основательно задерживало развитие системы философских взглядов.
В области художественного мышления в исламе сохранились иудейские традиции, отрицательное отношение к изображению некоего подобия реальности. Это было своеобразной формой борьбы с идолопоклонничеством. Ислам в буквальном переводе с арабского означает - предание себя (богу, Аллаху), покорение. Сегодня это одна из многочисленных религий, по данным ЮНЕСКО число исповедующих ислам около 1 млрд. 200 млн. человек. Из них 90% - сунниты, приверженцы ортодоксальной веры; 10% - шииты, исповедующие культ имама (учителя), безгрешного, наделенного тайным знанием. Без имама невозможно спасение верующих.Пророк Мохаммед, Магомет (в разных транскрипциях имя звучит различно) происходит из пастухов, именно ему Аллах надиктовал Коран. Пророку Мохаммеду удалось объединить кочевые племена Аравии и обратить их в ислам. Одновременно он и являлся главой первого становящегося исламского государства, утихомирил вражду соседей, прекратил войны.
Классический ислам не проводит национальных различий, признает три статуса существования человека: 1) в качестве правоверного; 2) в качестве покровительствуемого; 3) в качестве многобожника, который должен быть либо обращен в ислам, либо искоренен.
В исламе нет церкви и духовенства в строгом смысле слова, он не признает посредника между богом и человеком. Существует 5 столпов ислама: 1)
исповедание единобожия и пророческой миссии Мохаммеда; 2)
ежедневная пятикратная молитва; 3)
пост раз в году в месяц рамадан; 4)
добровольная очистительная милостыня; 5)
паломничество в Мекку хотя бы раз в жизни.
Суны (суры) - песни в Коране в рамках шиизма в Персии, по мнению проповедовавшего там пророка Али, предполагали различные толкования.
В суннизме же была создана жесткая, ортодоксальная система веры.
Для ислама характерен абсолютный примат абстрактного мышления, бытие Магомета как бога никогда не приобретало антропоморфного начала. Некое абстрактное начало (бог) определяет четко бытие всякой единичной вещи в мире.Ислам можно по праву назвать исконной религией России, как и православие. Начиная с XVI века, Россия расширялась присоединением мусульманских территорий. В исламском княжестве (ныне Рязанская область) с центром в Касимове была открыта первая мечеть в 1467 году. Терпимое отношение к исламу в России сложилось не сразу. В конце XVIII века появился Указ Екатерины II «О терпимости всех вероисповеданий», мусульмане стали занимать должности при дворе. Следует сказать, что в России никогда не было ни принудительного крещения, ни искоренения, ни насильственного обрусения входивших в ее состав племен и народов.
В России объединилось более 160-ти различных языков и племен, до 30-ти вероисповеданий, но никогда не проводилась (до Советской власти) насильственная денационализация малых народов.
На сегодня доля мусульман в России составляет не менее 9%. Проводимые на протяжении последних 10 лет социологические опросы показывают, что мусульманами себя считают от 4 до 6 % россиян (6 - 9 млн.человек). Это объясняется тем, что немалая доля этнических мусульман ислам не исповедуют. На начало 2006 года, для сравнения, зарегистрировано 12241 православная религиозная организация и 3668 мусульманских. Прогнозируется, что бурное возрождение мусульманской общины в количественном отношении завершилось - большинство сельских населенных пунктов с компактно проживающим мусульманским населением имеют мечети, мусульманские общины так же есть во всех крупных городах.
Возрождение ислама в России шло очень неравномерно: так, в Татарстане с 1988 года было построено свыше тысячи мечетей, а во всех регионах Центрального, Северо-Западного и Дальневосточного федеральных округов -
менее десяти. Мусульмане составляют большинство (то есть более 40% населения) в пяти субъектах РФ - Дагестане, Чечне, Ингушетии, Карачаево-Черкесии и Кабардино- Балкарии.
В Татарстане и Башкортостане - и около половины, а в остальных регионах - менее четверти. Главным образом - это Астраханская область, юг Урала, Тюменская область и Красноярский край. Открываются мечети, медресе (средние учебные духовные заведения). Отечественные мусульмане совершают хадж в Мекку, широко отмечают национальные праздники. Одна из проблем ислама в России - отсутствие нормальной системы мусульманского образования. Дневные отделения двух ведущих исламских вузов России выпускают в год менее десяти человек, а мечетей в России многие тысячи. В результате этого происходит укрепление позиций мусульман нетрадиционных, захватывающих контроль над все большим количеством мечетей и муфтиятов, что порождает внутриконфес- сиональные конфликты. Одним из путей решения этого вопроса может стать поддержка традиционного ислама со стороны государства и православной церкви.Искусство: На начальном этапе своего распространения ислам носил творческий, поисковый характер. В средние века арабские воины достигли Испании, пройдя всю Европу. Но при этом не было разрушено ни одного памятника культуры. Арабы в средние века как бы подхватили нить развития мировой культуры, сохранив латинский язык, создав алгебру (арабское число), разрабатывая алхимию, арабы создали аппарат по возгонке. В Испании появился уникальный архитектурный стиль - Мавританский, Гранадская поэзия не без влияния арабского художественного мышления. Сладкозвучная Персия вдохновляла трубадуров и подготовила почву для Ренессанса. Со временем, к концу средних веков, к художественно-образному мышлению возникает жесткое отношение.
Культовые здания, мечети не могут носить абстрактный характер, в архитектуре разрабатываются определенные эстетические принципы.
Сама мечеть, минарет имели определенные символические значения. Так, например, купол мечети сферической формы - божественно совершенная красота - джамал. Минарет, сооружение рядом с мечетью, есть выражение божественного величия - джалал.
Арабские письмена, покрывающие мечеть с внешней стороны - божественное имя - сифат.Кассида - определенная поэтическая форма ислама, состоящая из трех элементов: 1)
прославление героя; 2)
описание животных и природы; 3)
чувство любви к покинутому краю.
Характерно развитие декоративно-художественного мышления. Музыка носит полусветский, полурелигиозный характер, в ней характерны орнаментальные мотивы, ритмы прочно связаны с декоративным мышлением. Кстати, современный музыкальный стиль раи - это гибрид рока и традиционных арабских ритмов.
Арабо-исламская культура была своеобразно интерпретирована в Средней Азии, Европе, России.
При всем совершенстве архитектуры арабского Востока в ней все же ощущался недостаток пластических жанров искусства. Их место заняла поэзия. И это - не случайно. С одной стороны, основной формой существования бедуинской культуры доисламской Аравии была поэтическая. С другой стороны, любые идеи в поэтической форме выражались и запоминались лучше, чем в прозе. Это прекрасно понимали и правители, содержавшие при себе целые армии придворных поэтов, призванных их прославлять, и не жалели ничего, лишь бы приблизить к себе кого- то из знаменитых поэтов. Ведь хорошие стихи сразу становились достоянием базара - средоточия религиознокультурной и политической жизни того времени - и могли надолго прославить заказчика.
Другими классическими жанрами поэзии стали: кыта - стихотворение из 8-12 строк с единым содержанием, обычно в такой форме слагались погребальные плачи, а также восхваления и поношения во время поэтических перебранок; героический эпос; возвышенные оды; рубаи - короткие изречения философского характера; газели - лирические любовные песни.
В прозе наиболее популярным был жанр любовноприключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения. В X-XV вв. сложился известный сборник сказок «Тысяча и одна ночь», сюжеты которых были заимствованы у многих народов. Древнейшую основу его составляют индо-иранские сказки, переведенные на арабский язык в VIII в.
В !Х-Х вв. сюда вошли арабские материалы, а в Х11-Х111 вв. сюда вошли новые тексты азиатского и египетского происхождения.Расцвет арабской литературы, совершенствование каллиграфии способствовали появлению множества рукописных сочинений. В конце VIII в. из Китая через Среднюю Азию в страны Ближнего Востока пришла техника изготовления бумаги. Во всех странах мусульманской культуры были основаны многочисленные придворные, частные и общественные библиотеки, которые по своим размерам значительно превосходили монастырские библиотеки Европы того времени.
Прикладное искусство исламского мира создало невообразимое богатство декоративных изделий. В Северной Африке это, прежде всего: керамика с металлическим золотистым блеском, изделия из металла, покрытые чеканкой, гравировкой и инкрустацией, резные изделия из ценных пород дерева и слоновой кости, ткани - от тяжелой парчи до прозрачного муслина.
В мавританской Испании для украшения гранадского дворца были созданы массивные яйцевидные альгамбрские вазы, суженные книзу, с плоскими ручками-крыльями. Они также были покрыты люстровым орнаментом. В XV в. прославился темно-синий фаянс с золотом из Валенсии.
Еще по теме МИР АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ.:
- Арабо-мусульманская культура складывается в VII—X вв.
- Религия как культурная универсалия и ее взаимодействие с другими универсалиями культуры
- Халифат Аббасидов (750–1258)
- Восточный Судан. Эфиопия
- ИСЛАМ И КУЛЬТУРА
- ГЛАВА 18. АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
- 18.1. Общий очерк
- МИР АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
- Развитие культуры
- ГЛАВА 2. АРАБО-ИЗРАИЛЬСКИЙ КОНФЛИКТ И ПОЗИЦИИ ВЕДУЩИХ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ФРАНЦИИ
- Мусульманские страны
- Мусульманские страны