<<
>>

Обновление музыки и театра

Подъем музыкального искусства в эпоху Ренессанса обязан тому значению, которое придавалось этой области культуры. Разделенные в XIV в., музыка и поэзия начинают сближаться в XV в.

благодаря расцвету песни при дворе герцогов Бургундских, ставшем одним из европейских музыкальных центров. Сложившаяся здесь франко-фламандская школа полифонистов повлияла на искусство Италии, Англии, Германии, обогатив и вокальный язык, и инструментальную музыку. Первый в мире типографский сборник песен, изданный в Италии в 1501 г., состоял из творений этой школы.

Издание песенных сборников способствовало резкому подъему песенного жанра. Первым издателем произведений французских музыкантов был парижский печатник Пьер Агеньян: с 1529 по 1549 гг. им было издано около ста песенных сборников. Лучшие песни, в основном на лирический и любовный сюжет, писал Клеман Жанекен (1485—1558). Самые известные его творения—песни «Война» (или «Битва при Мариньяно») и «Песня птиц» — принесли ему европейскую славу и последователей.

Расцвет мадригала в середине XVI в. оказал влияние на все жанры музыки, но главное — он способствовал возрождению французской песни (шансон), чье развитие прервала Столетняя война (1337—1453). Песни постепенно сливались с мадригалом, а теоретиками этого движения были поэты Плеяды, считавшие стихи и музыку неразлучными. Суть переворота, совершенного Плеядой в области музыки, заключалась в подчинении музыки стихам, в убеждении, что в стихах уже заключена мелодия, которую композитор должен только услышать. Музыка должна обрамлять стихи, подчеркивая их смысл и красоту, считали они. Так, по словам Ронсара, «два аккорда инструмента» сопровождали стихи лучших поэтов, став увлечением эпохи. Глубокий смысл стихов и видимая простота мелодии стали с тех пор неотъемлемой частью французской песни.

Значимость музыки для культуры эпохи Ренессанса воплотилась в созданной в 1570 г.

по инициативе поэта Лазаря Баифа и композитора Тибо де Курвиля Академии поэзии и музыки. При Генрихе III в 1574 г. она получила официальный статус Академии двора. По воскресеньям в Лувре в течение многих часов проходили ученые диспуты и концерты. Академия утверждала идею гуманистов о глубоком союзе поэзии, музыки и танца, и в 1582 г. в Лувре итальянец Бальтазарини поставил первый французский балет «Комедийный балет королевы».

Под влиянием реформационных идей расцвет коснулся и культовой музыки. Новая религия нуждалась в песнях для пропаганды

263

и разъяснения своей доктрины, музыка призвана была также объединять верующих, укреплять веру. Для подключения верующих к пению во время службы надо было упростить музыку и зарифмовать псалмы. Кальвин осуществил эту задачу с помощью поэта К. Маро, успевшего сделать стихотворный перевод 50 псалмов, а остальные завершил Теодор де Без. Сначала эти псалмы пелись на мелодии популярных песен, но вскоре композитор-гугенот Клод Гудимель написал к ним музыку. Творение получилось столь совершенным, что даже Сорбонна не нашла в нем противоречий с католическим обрядом, и эти псалмы пели также католики.

Католическая церковь тоже включилась в процесс обновления музыкальной пропаганды: заказывала более выразительную музыку, устраняла вольности певцов, исправляла книги, издавала сборники месс и псалмов.

Дух музыки XVI в. наиболее полно и ярко воплотился в музыкальных конкурсах, ставших регулярными праздниками во многих городах Франции. В них религиозная музыка уживалась со светской, и когда в главной церкви города исполнялись оба победивших произведения — культовое и светское, музыка творила свое извечное чудо, объединяя, возвышая и одухотворяя людей.

Живучесть средневековых традиций французского театра стала тормозом на пути его обновления. Весь XVI в. продолжали ставить пьесы в старых жанрах, но такой театр уже не отвечал новым веяниям в культуре и общественным реалиям. Решение Парижского парламента 1548 г.

о запрете играть мистерии ввиду обострившейся религиозной борьбы возвестило о конце средневекового театра.

Новый театр рождался в коллежах, где учащиеся исполняли античные пьесы в подлиннике. Под влиянием Плеяды начались переводы на французский язык античных пьес. Но главные шаги в области театра были предприняты в теоретических трактатах по определению жанров: Л. Баиф пишет «Определение трагедии», Т. Себийе — «Поэтическое искусство», наконец Жан де ля Тай формулирует в подражание античности правило трех единств (времени, места и действия).

Комедия во Франции первой соединила античные конструкции со средневековым фарсом, и во второй половине XVI в. появляется французская комедия в прозе. Большую роль в этом сыграли итальянские труппы, посещавшие Францию при Екатерине Медичи и Генрихе III. А вскоре была сыграна и первая французская трагедия: в Лувре в 1552 г. была представлена «Плененная Клеопатра». Так соединение национальной традиции и античного наследия подготовило взлет французского театра эпохи классицизма.

264

<< | >>
Источник: Неизвестный. История культуры эпохи Возрождения 2010. 2010

Еще по теме Обновление музыки и театра:

  1. 39. Духовная жизнь российского общества в эпоху перемен
  2. ТЕАТР, КИНО, МУЗЫКА
  3. ЛИТЕРАТУРА «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
  4. Культура Европы XIX в.
  5. Культура СССР и России постсоветского периода
  6. Государство и культура России накануне буржуазных преобразований (первая половина XIX века)
  7. Т. Г. Мдивани ИНТЕРТЕКСТУАльНОСТь В МУЗЫКЕ И ФЕНОМЕН ТЕУРГИИ
  8. 2. «Русский Берлин» (1921–1923 годы) (Н. А. Харина)
  9. 3. Основные журналы русского зарубежья (Г. В. Жирков)
  10. Введение
  11. Обновление музыки и театра
  12. Литература и мифология
  13. Какие бывают музеи?
  14. Арго. Жаргон. Молодежный сленг
  15. 4. РОССИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в.
  16. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
  17. Глава 3 ВОЗРОЖДЕНИЕ И АНТИЧНОСТЬ
  18. СПРАВОЧНЫЙ ИНДЕКС
  19. Глава вторая Королевская труппа Бургундского отеля (1629-1680)