<<
>>

Основные понятия:

Ислам - одна из трех мировых религий. Слово «ислам» в переводе с арабского языка означает отдачу себя Богу, или покорность, а принявший эту религию называется преданным Богу, по-арабски - мусульманином. Учение Ислама изложено пророком Мухаммедом в первой половине VII в. и нашло отображение в священной книге Коран.

Коран (араб. «аль-куран», букв. - «то, что читают»), - главная священная книга мусульман, сборник религиозномифологических, догматических правовых текстов (ср.7 в.).

Сунна (араб.

- обычай, образец) - святое придание ислама, изложенное в рассказах (хадисах) о поступках и изречениях пророка Мухаммеда.

Кааба - мечеть в Мекке, имеющая форму куба, в стену которой вделан черный камень - метеорит, считается святилищем и служит местом паломничества мусульман.

Арабески - сложный узорчатый орнамент из геометрических фигур, стилизованных листьев, цветов, который сложился в искусстве мусульманских стран.

Мечеть (араб «Масджид» - место поклонения) - религиозно-культовое здание, в котором молятся мусульмане. Необходимым атрибутом мечети является михраб (ниша, указывающая направление к Каабу), минбар (кафедра проповедника), книгохранилище, помещение для ритуальных омовений. Большинство мечетей имеет один или несколько минаретов - башен, с которых провозглашается призыв к молитве (азан).

Медресе (араб. «мадраса» - изучать) - религиозная исламская школа в странах Ближнего и Среднего Востока, в которой готовят служителей культа, судей шариатских судов, учителей начальных школ и даже отдельных служащих гос. аппарата.

Имам (араб. «амма» - стоять впереди) - духовное лицо в исламе: 1) верховный глава шиитского направления ислама; 2) основоположник течений суннизма; 3) верховный правитель исламского теократического государства; 4) руководитель богослужения в мечети; 5) духовный руководитель, наставник мусульман.

Хадж - паломничество мусульман в Мекку к главному святилищу ислама Каабе или в Медину - к гробу Пророка Мухаммеда, считающееся подвигом благочестия. Одна из пяти основных обязанностей каждого мусульманина. Тот, кто осуществил хадж, получает почетный титул хаджи.

Джихад (Газават) - усилия в деле распространения ислама и обеспечения его торжества. Сначала Джихадом называли войну за веру, предусмотренную Кораном (Правила Джихада - правила ведения войны и обращения с военнопленными).

Суфизм - мистическое направление в исламе, название которого связано с арабским словом «суфи» - «шерсть». Суфии, т.е. «одетые в шерстяной плащ», проповедовали идею полного отречения от индивидуальной воли и развили учение о мистической любви. Суфизм оказал сильное влияниена культуру мусульманского Востока.

Шиизм - (от араб. - группировка, партия) - второе по количеству последователей направление в исламе. Основателем шиизма считается группа приверженцев Али -

двоюродного брата Пророка Мухаммеда, добившаяся избрания Али халифом. Как и сунниты, шииты признают Коран «божественным откровением», но считают, что в основной его редакции отсутствуют аяты, имеющие отношение к Али. Поэтому в шиизме Коран дополняется ахба- ром - Святым Преданием.

Суннизм - основное направление в Исламе, считающееся большинством мусульман ортодоксальным, «правоверным», в отличие от шиизма.

Халифат - мусульманская феодальная теократия, в рамках которой духовная и светская власть слились в одном лице.

Шариат (араб. Шариа - верный путь к цели) - комплекс юридических норм, принципов и правил поведения, религиозной жизни и поступков мусульманина, соблюдением которых он угождает Аллаху. Шариат считается Божьим законом, переданным людям через Коран и Хадисы.

Практические занятия к теме 6 1.

Основные идеи ислама. Слово Библии и Корана. 2.

Ислам и европейская цивилизация. 3.

Ислам в России. 4.

Женщины в исламе.

Литература

Бахтияров О. Меж немцами и татарами // Родина, 1998. - № 4.

- С. 16-20.

Библия. Любое издание.

Во власти "пуритан ислама" // Азия и Африка, 1998. - № 8. -

С. 22-27.

Генон Р. Влияние исламской цивилизации на Европу. Вопросы философии . 1994. - №1.

Геллнер Э. Ислам как исторический соперник гражданского общества // Знание-сила, 1997. - № 1. - С. 69-76. Женщины в Иране // Наука и религия, 2000. - № 11. - С. 16-19.

Ислам и будущее России // Наука и религия, 1998. - № 7. - С. 8-11.

Коран. Любое издание.

Кто и почему совершил атаку Манхеттена (ваххабизм).// Наука и религия, 2002. - № 8. - С.46-49.

Мусульмане в Великобритании. // Азия и Африка, 2000. - № 9. - С. 51-54.

Мусульманский диалог.// Наука и религия. - №2. - 2003. Обручение в Иране. // Наука и религия, 1997. - № 3. - С. 46-49.

Понять ислам. Сунна пророка Мухаммеда //Наука и религия, 1994.- №№1-11.

Украшения в Саудовской Аравии.// Азия и Африка, 2000. - №11. - С.79-80.

Эстетика. Словарь. - М., 1989.

Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М., 1987.

<< | >>
Источник: Т.И. Суслова. КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие. Для всех специальностей и форм обучения. 2007

Еще по теме Основные понятия::

  1. Понятие Славы — основное мифологическое понятие.
  2. Основные понятия
  3. Основные понятия
  4. 5.1. Основные понятия
  5. Основные понятия
  6. 25.1. Основные понятия
  7. Основные понятия
  8. 22.1. Основные понятия
  9. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
  10. Основные понятия
  11. 20.1. Основные понятия
  12. Основные понятия