<<
>>

Основные понятия

Архитектура (от греч. строитель, зодчий) - область материальной культуры, но как вид искусства входит в духовную культуру. Это искусство проектировать и создавать сооружения в соответствии с их назначением.
В архитектуре прочно слиты качества прочности, пользы и красоты.

Базилика - здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на несколько нефов столбами или колоннами (как правило, на пять). В Византии дом высшего духовного лица, впоследствии тип католического храма, приобретшего форму латинского креста.

Библия - сборник книг древнеиудейской (Ветхий Завет) и раннехристианской (Новый Завет) культур, написанных в разное время. Приблизительно с XIII века до н.э. по II век н.э.

Икона - предмет культа, духовная опора христиан, символ, торжественно связанный с божественными началами, посредник между Богом и человеком.

Исихазм - мистическое течение в Византии, учение о пути единения человека с Богом через самососредоточение сознания.

Канон (с греч.) - норма, правило, в изобразительном искусстве - это совокупность твердо установленных норм композиции и колорита, система пропорций. Широко распространен жесткий канон в иконографии.

Крестово-купольный храм - тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии, получил распространение в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе.

Мистика (с греч. - таинственный) - религиозная практика, цель которой - переживание в экстазе непосредственного "единения" с Богом. Иногда мистика становилась определенной формой протеста против церковной и социальной иерархии.

Патерик (с греч. - отец) - сборник порой фантастических жизнеописаний отцов церкви, признанных святыми.

Проторенессанс - период истории итальянского искусства XIII-XIV веков, сочетавших обращение к античным традициям с ростом светских реалистических традиций.

Романский стиль - стилевое направление в западноевропейском искусстве X-XIII веков, в архитектуре характеризуется использованием сводчатых и арочных конструкций, простых и массивных форм.

В декоре используются скульптурные композиции на темы Нового Завета.

Фреска (с итал. - сырой, свежий) - техника стенной росписи водяной краской по штукатурке, впитывающей ее до определенной глубины, что обеспечивает прочность красочного слоя. Возникла на Востоке, постепенно проникая в античность. В средние века уступает место мозаике и витражу. В эпоху Возрождения распространяется по Европе вновь.

Христианство (с греч. - помазанник, мессия) - одна из трех мировых религий, возникла в I веке нашей эры в

Палестине, с IV в. - господствующая религия в Римской империи. В 988 году принята как государственная Киевской Русью.

Готика - буквально готский, от названия германских племен готов. Как художественный стиль в архитектуре возник между XII и XV-XVI веками, преимущественно носит культовый характер. Ведущим архитектурным типом стал городской собор (стрельчатые арки опираются на столбы, стены прорезаны огромными окнами с многоцветными витражами). Для готики характерна устремленность ввысь, ажурные башни, изогнутые статуи, сложный орнамент.

Декоративно-прикладное искусство - разновидность изобразительного, это искусство оформления среды обитания, зачастую реализуется в предметах быта (например, таджикский ковер, народные ремесла, предметы роскоши).

Живопись - вид искусства, изображение мира посредством рисунка и цвета. Существует два способа моделирования мира: посредством прямой (светская живопись) и обратной (иконопись) перспектив.

Ордер - от греч. порядок) - художественная обработка стоечно-балочной конструкции.

Практические занятия к темам 9 —11. 1.

Возникновение христианства. Предпосылки и ценностные ориентации. 2.

Византийская культура. Храмовое зодчество. 3.

Романский стиль в архитектуре. Готика. 4.

«Охота на ведьм» и мистицизм. Карнавал в культурной практике средневековой культуре.

Литература

Арнаутова Ю.В. Колдовство и колдовские болезни в средние века.// Вопросы истории, 1994.

- №11.

Арнаутова Ю.В. Западноевропейское средневековье и «оборотни».// Вопросы истории, 1997. - № 6.

Арнаутова Ю.В. Амулеты в средневековой народной медицине.// Вопросы истории, 1998. - №7.

Архитектура Г ермании и Италии (средние века) - в кн. Любимов Л. Искусство Западной Европы. - М, 1982. Архитектура Запада. Романский стиль. Г отика. Одежда XI- XVI

веков. - в кн- Гнедич П.П. Всемирная история искусств.

Балла О. Время и другой. (Средневековье как особая эпоха в европейской интеллектуальной истории).// Знание-сила, 2001. - №1.

Бахтин М.М. Средневековая карнавальная культура. - М., 1980.

Басовская Н. К истокам средневековой культуры.// Знание- сила, 2000. - №2.

Басовская Н. Осень средневековья.// Знание -сила, 2000. - №10.

Введение в культурологию. - М., 1995. - Гл. VI, VII.

Ле Гофф Ж. Другое средневековье: Время, труд и культура запада. - Екатеринбург, 2000.

Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. - М.,1992.

Европейские образы пространства и времени / В кн. Культура, человек и картины мира. - М., 1987. - С. 197224.

Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. - М., 1990. - С. 36-42, 53-57, 220-233. Карсавин Л. Культура средних веков. - Киев, 1995. Поликарпов В.С. История религий. Лекции и хрестоматия. Тагоева О.И. «Ремесло» воровства в средние века.// Вопросы истории, 1998. - №5.

Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. - М., 1995. - С. 176-194, 209-255.

<< | >>
Источник: Т.И. Суслова. КУЛЬТУРОЛОГИЯ Учебно-методическое пособие. Для всех специальностей и форм обучения. 2007

Еще по теме Основные понятия:

  1. Глава 1 ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
  2. Глава 3. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия *
  3. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  4. ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  5. ВОПРОС 1. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ АРХИВОВЕДЕНИЯ
  6. Тема 3. Основные понятия о праве и правовых явлениях
  7. 1.5.1. Основные понятия системного подхода
  8. 3.1. Основные понятия и определения теории моделирования
  9. Основные понятия и задачи уголовного права
  10. ПРЕДМЕТ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ
  11. Основные понятия православной педагогики