<<
>>

Разум — главный двигатель жизни

1. Какой художественный стиль был ведущим в XVII в., каковы его основные правила и нормы, в какой стране он зародился, кто его теоретик? Приведите названия произведений и их авторов (этого стиля) по видам искусства.

2.

Расскажите о достижениях в развитии культуры Испании XVII в., чем определялись ее особенности.

3. Охарактеризуйте своеобразие развития художественной культуры и науки в Голландии и Фландрии XVII в., расскажите о творчестве крупнейших художников.

4. В чем состоят основные достижения в развитии культуры Франции XVII в., в каких видах художественного творчества она первенствовала, кто из ее писателей и художников занимает самую высокую ступень в истории мировой культуры?

5. В чем состоит вклад в развитие европейской культуры XVII в. Англии и Италии?

Я Дидро

И.Кант

Г. Э. Лессинг

Поэтическое искусство

Законам языка покорствуйте, смиренны. Гармония стиха меня не привлечет, Когда для уха чужд и странен оборот. Иноязычных слов бегите, как заразы, И стройте ясные и правильные (рразы. Язык должны вы знать...

Никола Буало

Вольтер

А. Радищев

Н. Новиков

Просвещение — идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно исторические рамки эпохи Просвещения могут быть ограничены 1689— 1789 гг. Первая — дата из английской истории, в 1688 г. совершилась, по выражению западных историков, «славная революция» в Англии. Вторая дата — начало Французской революции, воспринимавшейся современниками как воплощение просветительских идей Свободы, Равенства, Братства, ставших ее лозунгами.

Просвещение оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусстве, политике (просвещенный абсолютизм), но главным образом в истории общественно-политической мысли и общественного движения.

Деятели Просвещения боролись за установление «царства разума*, прежде всего обеспечиваемого развитием науки.

Основой его должно быть «естественное равенство», а отсюда — политическая свобода и гражданское равенство.

При всем многообразии мнений большинство мыслителей сходились в оценке Просвещения как передового новаторского явления. Иммануил Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах морального и интеллектуального раскрепощения личности, а Фридрих Энгельс усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных революций.

Просветителями были материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признавшие разум основой познания и поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой ощущением) и даже божественного провидения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая — рассматривала историю как общественный регресс.

Просвещение ^ак течение общественной мысли Просвеще-

как течение ние представляло собой некое единство. За-общественной ключалось оно в особом умонастроении, ин-оддели теллектуальных склонностях и предпочтениях.

Это прежде всего цели и идеалы Просвещения, такие, как свобода, благосостояние и счастье людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода, неприятие

[догм. Научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга уче-Еных, теперь распространяется вширь, выходя за пределы университетов и лабораторий, в светские салоны Лондона и Парижа, ста-[новясь предметом обсуждения уже не только ученых, но и литера-I торов, популярно излагающих последние достижения науки и философии.

Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных | возможностях, в прогрессе науки, создающем условия для эконо-[мического и социального благоденствия, — пафос эпохи Просве-|шения.

Просветители убеждали, что просвещением масс воспитанные | монархи приведут к уничтожению бесправия и несправедливости.

Просветители происходили из разных классов и сословий: ари-зкратии, дворян, духовенства, служащих, торгово-промышлен-|ных кругов; разнообразны были и условия, в которых они жили.

В цой стране просветительское движение носило отпечаток на-аональной самобытности.

Просвещение ^ Англии в XVII—XVIII вв. после революции и в Англии гражданских войн сгладились резкие противо-

и Шотландии речия в обществе. Развитие парламентаризма привело к упрочению правовых форм полити-ской борьбы. Английская церковь не противоставляла себя Про-|свещению, а в какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости. Это способствовало культурному развитию страны, по-кольку позволяло сохранить равновесие между традиционными енностями, хранительницей которых выступила церковь, и нова-эрскими, которые несло Просвещение.

В основных чертах политическая программа английского Просвещения была сформулирована философом Джоном Локком 1(1632—1704). Основное его сочинение — *0пыт о человеческой разумевши» — содержало позитивную программу, воспринятую не только Некими, но и французскими просветителями. К неотчуждае-|мым правам человека, считал Локк, принадлежат три основных [права: на жизнь, свободу и собственность. Право на собственность [он тесно связывал с высокой оценкой человеческого труда. Воззрения Локка близки к трудовой теории стоимости Адама Смита. | Локк, как и представители классической буржуазной политэконо-[мии, убежден в том, что собственность каждого человека есть ре-| зультат его труда. Правовое равенство индивидов является необхо-]димым следствием принятия трех неотчуждаемых прав. Как и (большинство просветителей, Локк исходит из идеи неотъемлемых ]прав изолированных индивидов и их частных интересов; правопорядок должен обеспечить возможность получения выгоды каждым,

«*> 165 •*»

но так, чтобы при этом соблюдались также свобода и частный интерес всех остальных.

Просвещение способствовало закреплению в характере англичан таких черт, как предприимчивость, изобретательность, практицизм.

На шотландское Просвещение большое влияние оказала деятельность Философского общества в Эдинбурге, которое объединило лучшие умы того времени, в частности Дэвида Юма (1711— 1776) и Адама Смита (1723—1790).

Выдающийся теоретик товарно-денежных отношений Адам Смит стал их горячим защитником и пропагандистом во многом по морально-этическим соображениям. В своей теории он отводил большое место рынку, считая, что именно рынок освободил человека от отупляющей системы зависимости при феодализме.

Просвещение Выдающиеся представители французского

во Франции Просвещения, Вольтер (1694—1778) Жан-Жак

и Германии Руссо (1712-1778), Дет Дидро (1713- 1784), Шарль Монтескье (1689—1755), Поль Анри Гольбах (1723-1789), Жорж Луи де Бьюффон (1697- 1788) и др.

Во Франции уделом просветителей было своего рода «отщепенчество», порождавшее в их среде политический радикализм и мессианские настроения, оппозицию существующему строю. Порой их протест принимал форму атеизма, иногда он проявлялся в идеализации прошлого, например, республиканского строя античных государств.

С именем Руссо связан целый этап в развитии просветительского движения Франции — радикальный пересмотр некоторых его фундаментальных целей и идеалов. Радикализм Руссо основывался на его этических воззрениях. В противоположность философам, считавшим себялюбие и эгоизм совместимыми с общественным благом, он требовал подчинения личности благу общества.

Французские просветители вошли в историю как энциклопедисты, создатели французской Энциклопедии, или толкового словаря наук, искусств и ремесел, открывшей новую эпоху в познании и истолковании природы и общества. Организатор и редактор Энциклопедии — Дени Дидро, убежденный противник абсолютизма, церкви, клерикального мировоззрения. Один из энциклопедистов— естествоиспытатель Бюффон, автор многотомной Естественной истории, в которой выдвинул положение о единстве растительного и животного мира.

Эпоху Просвещения во Франции называют иногда эпохой Вольтера. Вольтеровская критика абсолютизма, прославление разума, борьба за веротерпимость и права человека сделали его неугодным французскому королевскому двору. В своих исторических

[трудах он впервые представил историю не как описание судеб го-| сударства и его правителей, а как развитие самих народов, их экономики, науки, культуры и политики.

Целью государства любой формы должны быть сохранение (Свободы на основе закона, баланс интересов различных социаль-|вых групп обеспечивает стабильность государства, необходим [принцип разделения властей в государстве — это основные поло-жжения трактата «О духе законов» Ш.

Монтескье.

Выдающимся представителем немецкого Просвещения был \ Иммануил Кант (1724—1804). Знаменитые вопросы Канта: «Что я [могу знать?», «Что я должен делать?», «На что я могу надеяться?» I — были подготовлены предшествующей философией.

Славу модного писателя принесла Канту работа «Наблюдения над | чувашом прекрасного и возвышенного». Прекрасное и возвышенное слу-[жит для него стержнем, на который он нанизывает свои наблюде-Ения о человеческом в человеке. Предметом теоретической фило-| софии, по Канту, должно быть не изучение самих по себе вещей — [природы, мира, человека, а исследование деятельности, установ-вние законов человеческого разума и его границ.

В трактате «.Ответ на вопрос: что есть Просвещение?* Кант подыто-{живает основные идеи Просвещения, которое стремится освобо-людей из-под гнета и призывает их к тому, чтобы мерилом |решений был их собственный разум. «Будь смел ... и используй [собственный разум. Это девиз Просвещения».

Особенно значителен вклад Канта в разработку теории право-|вого государства. Он обосновал правовые формы и методы борьбы |за изменение государственного и общественного строя, которые ^предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое насилие. I Не случайно в Германии XVIII в. называют «веком Канта».

Просвещение Русское Просвещение унаследовало проблема-вРоссии ТИКУ Просвещения европейского, осмысляло и

развивало ее вполне самобытно, в контексте й уникальной исторической ситуации, которая сложилась в рос-

эм обществе того времени.

По мнению просветителей, величие человека, его отличие от ругих существ, порожденных природой, заключается в разуме. |Человек, наделенный разумом, способен творчески трудиться, спечивая тем самым прогресс человечества. Это восхищение ^человеком как совершеннейшим созданием природы свойственно ей просветительской мысли. Но особенно ярко звучит оно в оде УЧеловек» И. П. Пнина (1773—1805), просветителя, поэта, последова-[теля А.Н. Радищева. Это своеобразный гимн его величию, тем сяниям, свершая которые человек преодолевает в себе раба.

Просветители создают особую нравственную философию, с по-«ющью которой они определяют основные принципы этики, пове-

166 •*»

<*> 167

дения людей в обществе.

Главные положения нравственной философии изложены в работе АП. Куницына (1783—1840) «Право естественное». Нравственность в этом сочинении рассматривается как естественное проявление человеческой природы. Русские просветители задумывались и над тем, почему свободомыслие как глубинная потребность человека с таким трудом реализуется в реальных условиях. Свобода или свободолюбие рассматривается русскими просветителями как абсолютная ценность. Без свободы человек существовать не может, все его поступки продиктованы стремлением обрести свободу.

Огромное место в трудах русских просветителей отводилось переустройству общества. Цель свободного общества, по мнению просветителей, — благополучие граждан. «Государство только тогда счастливо, когда оно любимо своими соотечественниками», — писал АФ. Бестужев (1761—1810), отец декабристов братьев Бестужевых. Живя в обществе, основанном на свободе и счастье, человек должен быть его достойным гражданином. Поэтому интерес просветителей к проблеме воспитания личности был огромен. Этой теме посвящен трактат А.Ф. Бестужева «О воспитании», опубликованный в «Санкт-Петербургском журнале», который он издавал вместе с И.П. Пниным.

Философско-антропологическая мысль русских просветителей отличалась значительным разнообразием, глубиной и самобытностью. Она охватывала широкий спектр политических, мировоззренческих и нравственных проблем и такую острую проблему российской действительности, как положение крестьян.

Начало развитию просветительства в России положил М.В. Ломоносов, стараниями которого был открыт университет в Москве.

Идеи просветительства нашли широкое распространение в русской литературе—в произведениях Д.И. Фонвизина, Г.Р. Державина, В.К. Тредиаковского, в русской живописи — в полотнах Ф.С. Роко-това, Д.Г. Левицкого (см. гл. 12.)

Провозвестник революционных настроений в России АН. Радищев (1749—1802) в своих произведениях (ода ^Вольность», «Путешествие из Петербурга в Москву») отразил широкий круг идей русского Просвещения и прежде всего резкое обличение самодержавия и крепостничества.

Крупнейший представитель русского просветительства — Н.И. Новиков (1744—1818), публицист, издатель сатирических журналов, организатор типографий, библиотек, книжных магазинов (в 16 городах). Издаваемые им книги охватывали все отрасли знаний.

Самодержавие жестоко расправлялось с просветителями. Книга Радищева ^Путешествие из Петербурга в Москву» была конфискована и запрещена (только в 1905 г. вышло новое издание), а сам автор

был отправлен в ссылку. Был заключен в Шлиссельбургскую крепость и Новиков.

Разномыслие просветителей, объединенных общими целями и идеалами, явилось предпосылкой исключительной плодотворности их творческой деятельности. В нескончаемых спорах между ними рождались современные концепции прав человека и гражданина, гражданского общества и плюралистической демократии, правового государства и разделения властей, рыночной экономики и > Этики индивидуализма. За попытки пренебречь этим наследием .народы многих стран дорого заплатили.

XVIII столетие подготовило также господство буржуазной куль-уры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века — 1росвещения. Эстетическое новаторство столетия проявило себя яе столько в желании сломать или даже реконструировать тради-тонные формы, сколько в создании каких-то иных форм, суще-вующих в обход традиции и как бы независимо от нее. Художественные Европейское искусство XVIII в. соединяло в стили се^с классицизм и романтизм. Романтизм, воз-

Просвещения никший в атмосфере, пронизанной идеями Просвещения, революционными событиями, главу угла ставил воображение, эмоциональность и творческую одухотворенность художника. Используя старые стилистические эрмы классицизма, искусство эпохи Просвещения отражало при |их помощи уже совершенно иное содержание. В искусстве разных I стран и народов классицизм и романтизм образуют то некоторый (синтез, то существуют во всевозможных комбинациях и смешениях.

Важным новым началом в искусстве XVIII в. было и появление 1 течений, не имевших собственной стилистической формы и не ис-I пытывавших потребности в ее выработке. Таким крупнейшим [культурологическим течением был прежде всего сентиментализм \ (от фр. sentiment — чувство), отразивший в полной мере просветительские представления об изначальной чистоте и доброте человеческой натуры, утрачиваемыми вместе с отдалением общества от природы. В дневниках, романах, письмах, стихах писатели-сентименталисты анализировали тончайшие оттенки собственных чувств и настроений.

В европейском искустве XVIII в. было еще одно направление — рококо. Для него характерны легкость, грациозность, изыскан-ность и прихотливый орнаментальный ритм. Все искусство рококо Построено на асимметрии, создающей ощущение беспокойства — игривое, насмешливое, вычурное, дразнящее чувство. Не случайно у происхождение термина «рококо» возводят к французскому слову «рокайль» (букв, бриллиант и украшение из раковин), обозначав-

<*> 168 .*»

169 •*»

шему стиль украшения интерьера, основывающийся на S-образных изгибах и спиралевидных формах. Рококо стал ведущим направлением искусства во Франции в XVIII в., а затем получило широкое распространение в Европе, особенно в церквах и дворцах Южной Германии и Австрии.

Развитие европейского искусства XVIII в. сложно и неравномерно. В Италии наивысшие достижения связаны с венецианской школой. Во Франции прослеживается эволюция от рококо к искусству программно-гражданственной направленности. В искусстве, и особенно, в литературе Англии уже зарождались характерные черты реализма.

Молодой Гойя (1746—1828) в Испании всем своим творчеством подготавливал романтизм нового столетия.

Ценнейшим наследием XVIII в. явились заложенные в нем основы эстетики и искусствознания как подлинно научной дисциплины, развитие которой тесно связано с успехами философии.

Литература Основной литературный жанр эпохи Просвещения — роман. Успех романа, особенно значительный в Англии, был подготовлен успехом просветительской публицистики. Писатели-просветители прекрасно сознавали, насколько несовершенно современное общество и порочен человек, и все же надеялись, хотя бы на то, что подобно Робинзону Крузо из романа Даниэля Дефо (ок. 1660—1731) человечество, полагаясь на свой разум и трудолюбие, взойдет на вершины цивилизации, где его ожидает счастье.

Но, быть может, и эта надежда иллюзорна, о чем так недвусмысленно свидетельствует Джонотан Свифт (1667— 1754) в книге шПутешвствия Гулливера», когда отправляет своего героя на остров разумных лошадей. Как невозвратно далеко ушел человек от этой патриархально-справедливой жизни и мечтающий о разумном идеале, не напоминает ли он действительности злобных йэху, высшее счастье которых алчно перебирать драгоценные камешки? Скорбь и смех — отличительные черты его творчества.

Развертывая в своих книгах положительную программу, просветители широко представили и то, как живет человек, обманывая и обманываясь.

Нравственный идеал неизменно соседствует с сатирой. В романах (например, {История Тот Джонса, найденыша» английского писателя Г. Филдинга, нередко прибегали к параллельному построению сюжета, напоминающему сказочный: о добром и злом братьях, каждому из которых в конце концов воздается по заслугам. Впервые в английской литературе Филдинг (1704—1754) продемонстрировал

возможности создания впечатляющих образов, развития сюжета, проницательного наблюдения.

Со всей теоретической обстоятельностью воспитание естественного человека представлено в трактатах Ж.-Ж. Руссо (1712— 1778) и его романах «Юлия, или Новая Элоиза» и *Эшть, или О воспитании».

Образцом всего доброго и прекрасного для просветителей была природа. Настоящий ее культ создадут сентименталисты в 60-х XVIII в., но увлечение естественностью, восторженное созерцание ею начинается вместе с самой эпохой Просвещения.

Это было время новых философских убеждений, время, когда идеи не только излагались в трактатах, но легко перекочевывали в романы, вдохновляли поэтов и воспевались ими. Широкий диапазон просветительской мысли представлен в творчестве английского поэта и сатирика А. Попа (1688—1744). Его дидактическая поэма *0пыт о человеке» стала для Европы учебником новой философии. Выход в свет ее первого русского издания в 1757 г. стал фактически началом русского Просвещения.

Распространению идей Просвещения в Германии способствовали поэма tMeccuada» Ф. Клопштока (1722—1803), в которой автор стремился к выражению интимно-рациональных начал, которые лежат в основе многих поступков человека, а также (Обращение с людьми* — самое известное произведение А. фон Книгге (1753— 1796). В этой работе Книгге изложил представления о светском, аристократическим образе жизни и жизни буржуазии, ориентированной на обыденные ценности, дал много практических жизненных советов, основанных на опыте и знании людей.

Музыка В конце XVII—XVIII вв. начинает складывать-

ся тот музыкальный язык, на котором потом заговорит вся Европа. Первыми были немецкие композиторы Иоганн Себастьян Бах (1685—1750) и Георг Фридрих Гендель (1685— 1759).

Великий немецкий композитор и органист Бах работал во всех музыкальных жанрах, кроме оперы. Он непревзойденный мастер полифонии. Его оркестровая музыка включает концерты для клавишных инструментов и скрипки, оркестровые сюиты. Значительны музыка Баха для клавира и органа, его фуги и хоралы.

Как и Бах, Гендель, использовал библейские сюжеты для своих произведений. Наиболее известные его произведения — оратории «Саул», шИзраиль в Египте», «Мессия». Гендель написал более 40 опер, а также органные концерты, сонаты, сюиты.

Огромное влияние на музыкальное искусство Европы оказала венская классическая школа и ее виднейшие мастера — Гайдн, Мо-

170 •**

171 •*•

царт и Бетховен. Венские классики переосмыслили и заставили зазвучать по-новому все музыкальные жанры и формы.

«Отцом симфонии» называют Йозефа Гайдна (1732—1809), учителя Моцарта и Бетховена. Им было создано более 100 симфоний. В основе многих из них — темы народных песен и танцев, которые композитор разрабатывал с удивительным искусством. Вершина его творчества — «12 Лондонских симфоний», написанных во время триумфальных поездок композитора в Англию в 90-х гг. Гайдн написал множество замечательных квартетов и клавирных сонат, свыше 20 опер, 14 месс, большое количество песен и других сочинений, довел до классического совершенства симфонию, квартет, сонату. В конце творческого пути он создал две монументальные оратории — «Сотворение Мира» и «Времена года», в которых выражены мысли о величии мироздания человеческой жизни.

Вольфганг Амадей Моцарт (1756—1791) еще в детстве поражал незаурядными способностями: был виртуозом-исполнителем, сочинял в большом количестве музыку. Необыкновенные способности Вольфганга развивались под руководством его отца — скрипача и композитора Леопольда Моцарта. С 1781 г. Моцарт живет в Вене, здесь наступает расцвет его творческого гения. В операх (Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», фон Жуан», (Волшебная флейта» Моцарт с изумительным мастерством создает разнообразные и живые человеческие характеры, показывает жизнь в ее контрастах, переходя от шутки к глубокой серьезности, от веселья —к тонкой поэтической лирике.

Эти же качества присущи и его симфониям, сонатам, концертам, квартетам, в которых он создает высшие классические образцы жанров. Вершинами классического симфонизма стали три его симфонии (всего Моцартом было написано около 50): «Ми бемоль мажор» (№ 39) — жизнь человека полна радости, игры, веселого танцевального движения; «Соль минор» (№ 40) — глубокая лирическая поэзия движения человеческой души, драматичность ее стремлений; «До мажор» (№41), названная современниками «Юпитер», — обнимает весь мир с его контрастами и противоречиями, утверждая разумность и гармоничность его устройства.

Музыка Моцарта являет высочайшее достижение классицизма по совершенству мелодий и форм.

«Музыка должна высекать огонь из людских сердец», — говорил Людвиг Ван Бетховен (1770—1827), чье творчество принадлежит к высшим достижениям человеческого гения. Человек республиканских взглядов, он утверждал достоинство личности художника-творца. Бетховен вдохновлялся героическими сюжетами. Таковы его единственная опера «Фиделио» и увертюры «Эгмонт», (к драме

И. В Гёте) «Леонора», «Кориалан», фортепианная соната № 23 («Аппа-сионата»). Завоевание свободы в результате упорной борьбы — вот главная идея его творчества.

Вся зрелая творческая жизнь Бетховена связана с Веной, где он еще юношей восхитил своей игрой Моцарта, занимался у Гайдна, здесь прославился как пианист. Стихийная сила драматических столкновений, возвышенность философской лирики, сочный, порой грубоватый юмор — все это мы можем встретить в бесконечно богатом мире его сонат (всего им написаны 32 сонаты). Лирико-драматические образы Четырнадцатой («Лунной») и Семнадцатой сонат отразили отчаяние композитора в самый тяжелый период жизни, когда Бетховен был близок к самоубийству из-за потери слуха. Но кризис был преодолен: появление Третьей («Героической») симфонии ознаменовало победу человеческой воли. В период с 1803 по 1813 гг. он создал большинство симфонических произведений. Разнообразие творческих исканий поистине безгранично. Композитора привлекали и камерные жанры (вокальный цикл «К далекой возлюбленной»). Бетховен стремится проникнуть в сокровенные глубины внутреннего мира человека.

Апофеоз его творчества — Девятая («Хоральная») симфония и Торжественная месса. Девятая симфония включает отрывок из шилле-ровской «Оды к радости*, избранной гимном Европы. Изобразительное Изобразительному искусству XVIII столетия в

искусство лучших произведениях свойственны анализ тончайших переживаний человека, воспроизведение нюансов чувств и настроений. Интимность, лиризм образов, аналитическая наблюдательность (иногда беспощадная) — характерные черты искусства XVIII в. Эти свойства художественного восприятия жизни оказали значительное влияние на развитие мировой художественной культуры.

Итальянское искусство XVIII в. достигло своего расцвета только в Венеции.

Выразителем духа Венеции был Джованни Баптиста Тьеполо (1696—1770), крупнейший итальянский живописец XVIII в., один из первых представителей итальянского рококо. Тьеполо принадлежат гигантские по масштабу росписи как церковные, так и светские. Его работы отличает легкий динамичный стиль, они наполнены светом и теплом (сцены из жизни Клеопатры в палаццо Лаб-на, Венеция).

Венеция XVIII в. дала миру прекрасных мастеров ведупгы — городского архитектурного пейзажа. Это Анпюнио Каналепипо (1697— 1768), прославленный торжественными картинами жизни Венеции

жь 173 «*•

на фоне ее сказочной театральной архитектуры. Виды родной Венеции писал и Франческо Гварди (1712—1793), поэтический, романтический мастер, искусно использовавший эффект отраженного света ^Венецианскийдворик»).

Расцвет национальной школы живописи в Англии начинается с Уильяма Хогарта (1697—1764), живописца, графика, теоретика искусства, автора серии гравюр «Карьера проститутки», обличительных жанровых зарисовок «Карьера йота». Хогарт был единственным художником английского Просвещения и первым живописцем-просветителем в Европе. Его искусство прочно связано с искусством театра, сатирическими журналами, с литературой Просвещения. Свои эстетические взгляды он изложил в трактате «Анализ красоты», где осудил некритичный подход к искусству и выдвинул в качестве критерия эстетического восприятия красоты двойную изогнутую линию. Хогарт много делал для введения в практику художественных выставок.

Замечательным художником-портретистом был Томас Гейнсборо (1727—1788). Портретным образам художника, нередко помещенным на фоне мягкого идиллического ландшафта, свойственны душевная утонченность, одухотворенность и поэзия. Знаменательно, что этот жанр занимает главное место в стенах Королевской Академии искусства (открыта в 1768 г.), одним из членов учредителей которой был Гейнсборо. Художник первым из английских мастеров стал следовать реалистическим традициям в пейзажной живописи.

В первой половине XVIII в., когда так активно происходил процесс вытеснения религиозной культуры светской, ведущим направлением в искусстве Франции XVIII в. стало рококо. Сюжеты полотен художников — только любовные, эротические, любимые героини — нимфы, вакханки, Дианы, Венеры, совершающие свои нескончаемые «триумфы» и «туалеты».

Живописцем рококо был Жан-Антуан Ватто (1684—1721). Он разработал и развил новый жанр картин — галантные праздники: причудливые сценки, изображающие элегантно одетых молодых людей на лоне природы («Отплытие на остров Киферу»). Ярким представителем французского рококо стал Франсуа Буше (1703—1770). «Первый художник короля», директор Академии, Буше был истинным сыном своего века, все умевшим делать сам: панно для отелей, картины для богатых домов и дворцов, картоны для мануфактуры гобеленов, театральные декорации, книжные иллюстрации, рисунки вееров, обоев, каминных часов, карет, эскизы костюмов и т.д. Типичные сюжеты его полотен — «Триумф Венеры» или «Туалет Венеры», «Венера с Амуром», «Купанье Дианы» и т.п.

Картины на фривольные сюжеты, часто эротические («Качели»), [писал Жан-Оноре Фрагонар (1732—1806), ведущий представитель [рококо.

Идеи Просвещения не только влияли в целом на развитие искусства, просветители активно вмешивались в его ход. «Салоны* Дени Дидро (1713—1784) были первой формой критической литературы по искусству.

В русле новых эстетических идей в искусстве развивается творчество Жана Батиста Симона Шардена (1699—1779), художника, создавшего в сущности новую живописную систему. Шарден начал с натюрморта, писал вещи кухонного обихода — котлы, кастрюли, бачки, затем перешел к жанровой живописи («Молитва перед обедом», «Прачка»), а от нее — к портрету.

Французская скульптура XVIII в. проходит те же этапы, что и живопись. Это преимущественно рокайльные формы в первой половине века и классические черты — во второй. Легкость, свобода, динамика видны в скульптуре Жана Батиста Пигаля (1714—1785), ; в его полном прелести, легкого, стремительного движения, непосредственности и изящества «Меркурии, подвязывающем сандалию».

Жан Антуан Гудон (1741—1828) — истинный историограф французского общества, передал в своей скульптурной портретной !•? галерее духовную атмосферу его эпохи. Его «Вольтер» — свидетельство высокого уровня французского искусства.

Театр Тяготение изобразительного искусства к зани-

^^ мательности, повествовательности и литера-

| турности объясняет его сближение с театром. XVIII столетие часто [называют «золотым веком театра». Театр был призван временем ? для выполнения целого спектра задач. Бомарше считал его \ «исполином, который смертельно ранит всех тех, на кого направляет свои удары».

Писать о людях в обыденных обстоятельствах значило писать •одновременно о жизни, сформировавшей этих людей. И писать "нелицеприятно — ведь драматурги Просвещения исходили из больших общественных и человеческих идеалов и решительно не воспринимали всего, что им противоречило. В трагедии они негодовали, в комедии издевались.

Крупнейшим драматургом Англии XVIII в. был Ричард Бринсли Шеридан (1751—1816). Его сатирические комедии нравов («Соперники», «Поездка в Скарборо» и «Школа злословия») направлены против безнравственности высшего света, пуританского лицемерия буржуа.

Некогда великая торговая держава, Венеция переживала в XVIII в. экономический упадок, но не только сохранила, но и сумела развить свою культуру. В этом небольшом городе работало семь

174*»

театров — столько, сколько в Париже и Лондоне вместе взятых. На карнавал в Венецию съезжались со всей Европы. В этом городе творил Карло Гольдони (1707—1793), создавший 267 драматических произведений, но прославили его лучшие комедии — «Трактирщица» и «Слуга двух господ».

Современником Гольдони был Карло Гоцци (1720—1806). Его сказки — фьябы основаны на фольклорных мотивах и традициях комедии дель арте1 («Любовь к трем апельсинам», «Турандот» и др. о жизни театральной Венеции).

Во Франции самым высоким, достигшим абсолютной зрелости воплощением комедии нравов, была «Женитьба Фигаро» великого французского драматурга Пьера Бомарше (1732—1799). Фигаро оказался олицетвореним общенародной оппозиции старому режиму, той самой оппозиции, которая привела к революции. И недаром два человека так ненавидели эту пьесу — Людовик XVI, живший в страхе перед революцией, и Наполеон Бонапарт, построивший свою империю на развалинах революционных порядков.

Страной, где «серьезный жанр», как его называли в XVIII в., а потом и трагедия сделали наибольшие успехи, была Германия. Хотя театр Просвещения появляется в Германии лишь в середине 50-х годов XVIII в. (на сорок—пятьдесят лет позже, чем в Англии и Франции), но зато, восприняв опыт предшественников, дает замечательные плоды.

Готхольд Эфраим Лессинг (1729—1781) был теоретиком изобразительного и драматургического искусства, создателем замечательных пьес («Сара Сэмпсон*, «Эмилия Гапопти»). В сочинении «Гамбурская драматургия» он толкует по-своему Аристотеля и критикует застывшие формы классической французской драмы, противопоставляя их свободному подходу Шекспира и утверждая право третьего сословия быть героями произведений.

Эстетические сочинения Лессинга («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», (Гамбургская драматургия») имели резонанс во всех европейских странах. Основной вопрос, который Лессинг поднимает в «Лаокооне», — о специфической природе поэзии и живописи, а следовательно, различии и границе между ними. Изобразительное искусство и поэзия являются «подражанием действительности», заявляет Лессинг. Он показывает, что по сравнению с изобразительными искусствами поэзия способна к значительной индивидуализации человеческих характеров и переживаний. Задача писателя, считает Лессинг, изображение жизни в движении, в борьбе.

Иоганн Вольфганг Гёте (1775—1787), «универсальный гений» ученый, теоретик и знаток искусства, романист, великий поэт и

< Комедия двпь арте (комедия масок) — форма итальянской народной комедии-импровизации, исполнялась профессиональными актерами, изображавшими традиционные персонажи и ситуации.

«*» 176 «*•

[замечательный драматург, он словно бы воплощал в себе всю куль-|туру Германии. Пьеса «Эгмонт» (1775—1787) — одна из лучших театральных созданий Гёте. Самая великая цель состоит, по Гёте, в утверждении человечности, воплощением которой является Эгмонт.

Для Германии воспитание свободолюбивой человеческой лич-! ности становилось революционной задачей. Этой задаче и посвятил себя Фридрих Шиллер (1759—1805) — ученый, историк и эстетик, великий поэт и драматург. На творчество Шиллера огромное | влияние оказала литература Просвещения, мятежное стремление к свободе, утверждение человеческого достоинства выражены уже в раннем его произведении — драме «Разбойники». Драмой «Коварство и любовь» Шиллер словно бы подводит итог одной из главных линий f драматургии XVIII в. и открывает дорогу новой драме. Сам он в [известном смысле тоже принадлежит к ней —ведь театр XX в., | найдя к Шиллеру во многом новый подход, считает его современ-! ным автором — интерес к сильным характерам и социальным по-! трясениям определил напряженный драматизм трагедий Шиллера |во все времена.

Рационализму Просвещения немецкое литературное движение |«Буря и натиск» противопоставляло страсть, фантазию и образ-яость. Главной формой своего самовыражения движение избрало Своим названием оно обязано драме Ф. Клингера (1752— |1831) «Буря и натиск», в которой автор воспел стремление человека к эде.

Французская революция и вызванные ею социально-теские катаклизмы рубежа XVIII—XIX вв. на европейском онтиненте похоронили веру просветителей в возможность посте-|пенного ненасильственного прогресса. По отношению к этим со-Ебытиям просветительское движение быстро политизировалось и |раскололось на отдельные противоборствующие группировки и те-рчения. Кризис Просвещения усугубила консервативная критика |его целей и идеалов, просветителей обвиняли в том, что они вне-|сли в умы людей путаницу, а в общество — смуту, нарушившие ес-Ётественное, органичное развитие стран и народов. От этих ударов ! Просвещение уже не оправилось. Оно внезапно сошло с подмост-|ков истории, заставив потомков задуматься, в чем же заключалось |его историческое предназначение.

По мнению некоторых исследователей, итог Просвещению Цподводит И.В. Гёте в трагедии «Фауст», оценивая новый историче-тип человека, напряженно ищущего Истину на основе Разу-§ма, верящего в свою созидательную деятельность, но при этом же-Iстко ошибающегося и пока что беспомощного перед им же самим | вызванными к жизни могучими силами.

«*> 177 •*»

Это был век великих открытий и великих заблуждений, век, о котором русский просветитель АН. Радищев проницательно и афористично сказал в стихотворении «Осьмнадцатое столетие».

Нет, ты не будешь эабвенно, столетье

безумно и мудро,

Будешь проклято вовек, ввек удивление всем.

Культурное наследие XVIII столетия до сих пор поражает необычайным разнообразием, богатством жанров и стилей, глубиной постижения человеческих страстей, величайшим оптимизмом и верой в человека и его разум.

Основные термины и понятия Буржуазная культура Рококо Ведута Романтизм Венская классическая школа Сетиментализм Галантные праздники Симфония Классицизм Соната Комедия дель арте Фуга Комедия нравов Фьябы Оратория Хорал Полифония (Царство разума» Просветитель 1.

2.

3. 4. 5.

Вопросы для повторения

В чем, на ваш взгляд, состоит историческая обусловленность эпохи Просвещения?

Чем можно объяснить отличие взглядов представителей Просвещения европейских стран? Охарактеризуйте национальную специфику культуры Просвещения.

Какие духовные противоречия были присущи эпохе Просвещения? Специфика русского Просвещения?

Объясните, почему Лессинг в название своего эстетического произведения *Лаокоон, или 0 границах живописи и поэзии* ввел имя древнегреческого жреца Лаокоона (см. обложку книга)

<< | >>
Источник: А.Н. Маркова (ред.). Культурология: Учеб. пособие для вузов. - 3-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. -319 с.. 2001

Еще по теме Разум — главный двигатель жизни:

  1. ТЕМА 8. СМЫСЛ ЖИЗНИ И СЧАСТЬЕ
  2. Классическая немецкая философия.
  3. Глава 3 «Условия жизни versus прогресс»
  4. ЖИЗНЬ И СУДЬБА
  5. ПИСЬМО ТРЕТЬЕ ГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  6. Разум — главный двигатель жизни
  7. §5. Генезис идей «философии жизни» в исследованиях Вильгельма Дильтея
  8. ЖИЗНЬ История поисков смысла жизни
  9. Первый год жизни ребенка
  10. ШКОЛА И ЖИЗНЬ
  11. 2. КАК ВОПЛОТИТЬ ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕК СВОЕМУ ФИЗИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮВ ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
  12. Вера и разум в философии Средних веков
  13. Н.А. Бернштейн НАЗРЕВШИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛЯЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ АКТОВ
  14. ГЛАВА ШЕСТНАДЦАТАЯ ОГНИ личной жизни
  15. Смысловая сфера личности. Смысл жизни
  16. Глава 2 СВОБОДА И ЛИБЕРАЛИЗМ: ТЕОРИЯ ВОПРОСА
  17. Технология общественной жизни.