<<
>>

ГЛАВА 10. РОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ

Современная антропология не дает окончательных и достоверных ответов на вопросы о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, так же как и об отправной точке эволюции человечества.

Очевиден лишь тот факт, что человек прошел в своем биологическом и социальном развитии весьма долгий путь. При этом большая часть истории человечества приходится на первобытную эпоху.

Первобытность трактуется как исходное состояние человечества, содержанием которого стало формирование самого человека как биологического вида и основных закономерностей исторического развития человечества. Культуры этого времени долгое время сосуществовали с более поздними цивилизациями и даже дожили до XXI в. в труднодоступных местах планеты как прямые свидетельства о первоначальной эпохе человечества.

Наблюдения за образом жизни и поведением сохранившихся традиционных обществ и археологические находки и открытия — вот основные источники для изучения первобытной культуры. Еще в XIX в. количество народов, у которых сохранились элементы первобытной культуры, было довольно значительным. Сегодня сохранились лишь малочисленные архаичные племена, укрывшиеся от цивилизации в самых отдаленных и труднодоступных местах планеты. Кроме того, до нас дошли останки первобытных людей, их орудия труда, кости животных, на которых они охотились, засохшие семена и плоды, которыми они питались, предметы быта и украшения, наскальные изображения, остатки сакральных сооружений, жилищ и захоронений.

Хронология первобытного прошлого человечества датируется весьма приблизительно, ее невозможно определить с точностью до лет, десятилетий, даже столетий. Счет для каждой первобытной эпохи идет на де-

255

267

зации художественных потребностей. Это также означает, что уже в первобытную эпоху проявилась важнейшая взаимосвязь художественной культуры и религии: они взаимно дополняли друг друга и служили основой взаимного развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеев В.П., Першиц A.M. История первобытного общества. М., 1999.

2. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

3. Искусство каменного века. М., 1992.

4. История и культурология / Под ред. Н.В. Шишовой. М., 2004.

5. Кликс Ф. Пробуждающееся мышление. М., 1983.

6. Культурология: История мировой культуры: Учеб. пособие / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 2003.

7. Ликов А. Природа художественного творчества. М., 1981.

8. Магия глазами ученых и чародеев. М., 1994.

9. Мировая художественная культура: Тематический словарь. Древние цивилизации. М., 2004.

10. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

11. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. М., 1984.

<< | >>
Источник: Садохин А.П.. Культурология. 2010

Еще по теме ГЛАВА 10. РОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ:

  1. Религия как культурная универсалия и ее взаимодействие с другими универсалиями культуры
  2. ГЛАВА I ЗАЧАТКИ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ В КАЗАХСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
  3. ГЛАВА2. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ АКЫНОВ XV—XVIII ВЕКОВ
  4. ТЕХНИКА И ЕЕ МЕСТО В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
  5. ГЛАВА 10. РОЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
  6. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА
  7. Руссо и русская культура XVIII — начала XIX века
  8. I. Проблема языка в свете типологии культуры. Бобров и Макаров как участники языковой полемики
  9. Глава 5 ЧТО ТАКОЕ ЭТНИЧНОСТЬ. ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ
  10. Глава 14 РЕЛИГИЯ
  11. Глава 21 НАЦИИ И НАЦИЕСТРОИТЕЛЬСТВО
  12. ВВОДНАЯ ГЛАВА
  13. Глава XXI КУЛЬТУРА МОТЫЖНЫХ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЕВ ТРОПИЧЕСКОГО ЛЕСА (на примере народов акан)
  14. Глава I ПЕДАГОГ: ПРОФЕССИЯ И ЛИЧНОСТЬ
  15. Общество и культура в Акраганте и Сиракузах В НАЧАЛЕ V В. ДО Н. Э.