<<
>>

Сообщение ясно и для автора, и для адресата.

Это общий случай. Примеров множество: «Коронация Наполеона», «Урок анатомии», «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи, «Ангелус» Милле, «Завтрак на траве», «Туша вола»16 - одним словом, большая часть исторической, жанровой, портретной живописи, пейзажей и натюрмортов, вне зависимости ни от таланта художника, ни от качества произведения.
Отсюда не следует, будто качество на нас не воздействует. В частности, его действенность проявляется всякий раз, когда впечатление фантастического исходит от вещи, которая на первый взгляд ничем не может его выз вать; когда оно словно пробивается наружу без ведома автора и как бы вопреки его воле, так что и зритель, со своей стороны, не понимает, отчего он чувствует тревогу или смущение. Как пример назову «Спуск в подвал», приписываемый то Псевдо-Феликсу Кретьену, то Жану Гурмону. Никогда безобидная операция погрузки бочек в подвал с помощью лебедки (правда, совершают ее чересчур красивые и странно полураздетые мастера, при слишком ярком свете, не дающем тени и равномерно разлитом между зияющим люком и довольно широко приоткрытой дверью) - никогда или почти никогда столь обыкновенная работа (здесь публичная и подпольная одновременно) не окрашивалась в эти тона тайны, преступления, чуть ли не черной мессы, во всяком случае, некоего сомнительного обряда. Даже Гизи17 в своем «Лечении банками», произведении более драматичном, более красноречивом, если можно так сказать, не достигает подобной концентрации тревоги и предельной естественности - и именно потому, что излишне яркие эмоции и подчеркнутая выразительность противопоказаны особого рода фантастическому: скрытому, подспудному, неуловимому, что исходит от самой банальной, самой приземленной сцены, порождающей, однако, необъяснимое недоумение. Фантастическое этого рода - самое редкое и наиболее сдержанное - несет вместе с тем очарование, которое не оставляет вас особенно долго. Оно не зависит от сюжета, нередко вступая с ним в противоречие.
<< | >>
Источник: Роже Кайуа. В глубь фантастического. Отражённые камни. 2006

Еще по теме Сообщение ясно и для автора, и для адресата.:

  1. ЯЗЫК СОВРЕМЕННЫХ ГАЗЕТ: АВТОР И АДРЕСАТ М.В. Гречихин Белгородский государственный университет
  2. Примерные темы для научных сообщений и докладов •
  3. Сухие лекарственные формы для инъекций (порошки О U V для приготовления растворов, суспензий для инъекций)
  4. Приложение 11 МИР ЧЕЛОВЕКА Программа факультатива для пенитенциарных школ ( автор В. С. Куку шин)
  5. № 61 СООБЩЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОТДЕЛА ПРОДКОМИТЕТА ТУРКЕСТАНСКОГО ФРОНТА СОВНАРКОМУ И ЦК РКП(б) ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ ЭКСПЕДИЦИЙ ДЛЯ ПОДВОЗКИ ДРОВ И ХЛЕБА 9 октября 1919 г
  6. Приложение 7 Памятка для ученика, составленная на основе мониторинга и анализа педагогических пособий (автор Г. Г. Ларин)
  7. АВТОМАТИЧЕСКИЕ ПРЕССЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ПОДОГРЕВОМ (ДЛЯ ПОЛУГОРЯЧЕЙ ВЫСАДКИ)
  8. Проектируйте для групп, не для отдельных участников
  9. Какие слова надо использовать для лечения различных заболеваний и для защиты, чтобы достичь наилучшего результата?
  10. III. Співвідношення формальної доповнювальності між етикою справедливості (для всіх) і етноетикою добра (для нас) і, однак, нормативна перевага першої над останньою
  11. 1.3 Использование соломы в качестве материала для сельскохозяйственного строительства 1.3.1 Солома для изготовления кирпичей, самана и бетонных блоков