<<
>>

Вехи жизненного пути Роже Кайуа

1913, Реймс. 3 марта у служащего сберегательной кассы Гастона Кайуа и его жены Андре Фернанды родился сын Роже. В годы Первой мировой войны Реймс оккупирован немцами, Гастон призван в армию, семья вынуждена покинуть родные места.
1918, Витри-ле-Брюле (Верхняя Марна). Роже живет у бабушки и открывает мир деревни - новые впечатления глубоки и незабываемы. В семье Кайуа рождается второй ребенок - Ролан, будущий философ. 1925, Реймс. У лицеиста Роже появляется старший друг и сосед Роже Жильбер-Леконт, который позже станет одним из основателей группы «Большая игра». 1929, Париж. Гастон Кайуа - секретарь столичной сберегательной кассы. Роже, блестящий ученик, поступает в лицей Людовика Великого. 1930-1931. Жильбер-Леконт вводит Кайуа в круг молодых писателей и художников, членов близкого к сюрреализму объединения «Большая игра». 1932. Кайуа учится на подготовительных курсах для поступающих в Эколь Нормаль. Газета «Энтрансижан» публикует анкету о литературных вкусах будущих студентов. Отвечая на вопросы от имени группы учеников, Роже подчеркивает значение сюрреализма. Посылает свой ответ Андре Бретону и вскоре, по приглашению мэтра сюрреализма, вступает в его группу. 1933-1936. Роже - студент Эколь Нормаль. Он поступает также на отделение религиоведения Высшей школы практических исследований, где посещает лекции Жоржа Дюмезиля, Александра Кожева, Марселя Мосса (вплоть до 1939 года). Публикует эссе «Богомол» в журнале «Минотавр». Порывает с сюрреалистами. Эссе «Интеллектуальный процесс над искусством». Участвует в антифашистских и коммунистических демонстрациях. Знакомится с философом Жоржем Батаем и и готовит совместный проект антифашистского и антисталинского манифеста «Контратака» (поссорившись с Батаем, Кайуа отказывается подписать манифест). По предложению Жана Полана начинает сотрудничать с журналом и издательством «Нувель Ревю Франсэз». Вместе с Тристаном Тцара, Луи Арагоном и Жюлем- Марселем Монро основывает орган Группы исследований феноменологии человека - журнал «Энкизисьон» («Расследования»). Выходит лишь один номер этого журнала. Получает степень «агреже» по специальности «Грамматика» с правом преподавания в лицее. Знакомится со своей будущей женой Иветт Бийо. Посещает Польшу, Италию, Чехословакию, Лапландию. 1937. Вместе с Жоржем Батаем и Мишелем Лейрисом основывает Социологический коллеж. «Богомол» издан отдельной книгой. 1938-1939. Публикует книгу «Миф и человек». Лекции и статьи Кайуа вызывают полемический отклик, обвинения в проповеди «фашистской революции». Он объявляет себя коммунистом. 1939. Знакомится в Париже с Викторией Окампо - яркой женщиной, на 22 года старше Кайуа, оказавшей глубокое влияние на его личность и судьбу. Блистательная аргентинская аристократка руководит журналом и издательством «Сур» («Юг»). Это своего рода мост между латиноамериканской и европейской культурой. По ее приглашению молодой культуролог летом прибывает в Буэнос-Айрес. Он не знает испанского, по-французски читает лекции о мифе. Во Франции выходит его книга «Человек и сакральное». Для журнала «Сур» он пишет статью «Природа гитлеризма». 1940-1944, Латинская Америка. Кайуа сотрудничает с Великобританией и читает антифашистские лекции в Уругвае. Протест германской миссии закрывает ему путь на родину.
Вместе с соотечественниками организует в Аргентине Комитет поддержки генерала де Голля. Виктория Окампо знакомит его с латиноамериканскими писателями и их творчеством. В марте 1940 года во Франции рождается его дочь Катрин, и в 1941-м Кайуа женится на Иветт Бийо, приехавшей с ребенком в Аргентину. С помощью Виктории Окампо издает журнал «Леттр Франсэз» - рупор свободной Франции. Устанавливает контакты с писателями, покинувшими оккупированную Францию (Андре Бретоном, Сен-Жон Персом, Жюлем Сюпер- вьелем, Жоржем Бернаносом, Жаком Маритеном и др.). Совершает путешествие в Патагонию и пишет очерк «Патагония». Совершает поездку с лекциями в Бразилию. Выходят его книги «Детективный роман», «Сизифов камень» (в Аргентине), «Власть романа» (в Марселе). 1945-1950, Франция. По возвращении в Париж Кайуа возглавляет новую коллекцию издательства «Галлимар» «Южный Крест» - собрание произведений испанской, португальской, латиноамериканской литературы. Переписывается с Викторией Окампо - их переписка продлится всю жизнь (Виктории суждено пережить Кайуа на месяц). Руководит журналом «Констелласьон» («Созвездие»). Совершает командировки в США, Мексику, Колумбию, Гватемалу в целях развития культурных связей. В 1948 году принят на службу в Бюро идей ЮНЕСКО. Готовит к изданию Полное собрание сочинений Монтескье. Публикует ряд эссе («Обман поэзии», «Словарь эстетики», «Вавилон», «Описание марксизма» и др.). Его брак с Иветт распадается. 1951. В коллекции «Южный Крест» выходит первый том - «Вымышленные истории» X. Л. Борхеса. По поручению ЮНЕСКО Кайуа работает над программой переводов латиноамериканской литературы. Публикует «Четыре эссе по современной социологии». 1952-1953. Кайуа создает журнал «Диоген» - орган Международного совета по философии и гуманитарным наукам - и разрабатывает теорию «диагональных» наук (исследования «пограничных» проблем, объединяющих смежные дисциплины). Присоединяется к организованному Альбером Камю комитету защиты Виктории Окампо, преследуемой правительством генерала Перона. 1954. Выходит в свет его книга «Поэтика Сен-Жон Перса». В этом году и в дальнейшем Кайуа совершает много поездок по поручениям ЮНЕСКО. 1955-1965. Бессрочный контракт с ЮНЕСКО. Публикуются книги «Поэтическое искусство», «Сокровища мировой поэзии», «Антология фантастического», «Игры и люди», «Понтий Пилат», «Обобщенная эстетика», «В глубь фантастического»... В 1957 году Кайуа женится на Алёне Вихровой. С увлечением коллекционирует минералы. 1966. Выходят в свет книги «Камни»; «Образы, образы...». Кайуа совершает поездка в Аргентину, вновь встречаетсся с Викторией Окампо. 1967. Кайуа назначен руководителем Отдела культурного развития ЮНЕСКО. 1970. Изданы его книги «Клеточки шахматной доски»; «Письмена камней». Он выступает в защиту чехословацкого профессора Вацлава Черны, жертвы нападок газеты «Руде право». 1971.4 января Кайуа избран членом Французской академии. Читает в Оксфорде доклад, посвященный асимметрии. Мигель Анхель Астуриас вручает Кайуа шпагу от имени латиноамериканских писателей. 1973-1976. Выходят в свет «Асимметрия», «Спрут», «Подходы к воображаемому», «Рискованные связи», «Отражённые камни». 1977. Кайуа избран иностранным членом Бразильской литературной академии. 1978. Изданы опыт автобиографии «Река Алфей» (премия имени Марселя Пруста); «Встречи», «Подходы к поэзии», «Три урока тьмы», «Скрытые повторения». В сентябре писатель удостоен Национального Гран-при в области литературы. 21 декабря Кайуа умирает. Его похоронили на Монпарнасском кладбище в Париже.
<< | >>
Источник: Роже Кайуа. В глубь фантастического. Отражённые камни. 2006

Еще по теме Вехи жизненного пути Роже Кайуа:

  1. Роже Кайуа — сюрреалист в науке
  2. Вехи жизненного и творческого пути
  3. Основные вехи жизненного и творческого пути
  4. Вехи жизненного пути и творческая эволюция
  5. ГЕГЕЛЬ. ВЕХИ ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ
  6. Вехи творческого пути и общественной деятельности
  7. Структура представлений о жизненном пути
  8. Ракурсы анализа представлений о жизненном пути
  9. Часть 2 ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
  10. Представления о жизненном пути - феномен самосознания или часть картины мира?
  11. Проблема смысла в контексте жизненного пути личности Е. Н. Ермакова (Минск, Беларусь)
  12. ОСОБЕННОСТИ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЖЕНЩИН-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬНИЦ Н. Ю. Галой (Москва)
  13. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ: ЦЕННОСТНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И. В. Полякова (Смоленск)
  14. РОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА КАК СОБЫТИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЖЕНЩИНЫ Л. В. Жуковская (Сосновый Бор)
  15. К ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЖИЗНЕННОМ ПУТИ КАК ХАРАКТЕРИСТИКИ СУБЪЕКТА ЖИЗНИ* Н. А. Лызь, А. К. Прима (Таганрог)
  16. ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ ЛИЧНОСТИ В ОБЫДЕННОМ СОЗНАНИИ: ВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТ А. В. Микляева (Санкт-Петербург)
  17. Идеи С. Л. Рубинштейна о жизненном пути и их развитие в российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена Е. Ю. Коржова, Г. В. Семенова (Санкт-Петербург)