<<
>>

Яшма с берегов Арно

Среди камней с узорами тосканские известняки справедливо относят к самым строгим. Рисунок здесь иногда сводится к нескольким линиям, обрамляющим монохромное пятно цвета сливы или ржавчины, лаванды или абсента.
Нейтральный контур выделяет пустынную луговину, над которой змеятся испарения. Эти отравленные пастбища, покинутые скотом и даже призраками, озарены слабыми отблесками какого-то опального светила. Сквозь неровные отдушины средь ясного полдня открываются потусторонние ночные ландшафты, окрашенные в глухие, мягкие тона. В расселине скалистой породы видны водоемы, озера (или чаны), полные недвижной жидкости - темной, тяжелой, слишком вязкой для жизни, похожей на асфальт или битум Мертвых Морей; емкости, которые некогда служили китайским астрономам для измерений движения звезд, а теперь, заброшенные, отражают лишь небосвод, совсем темный или поблекший. Иной раз на размытых полях возникают густые поперечные штрихи, выстраивая в пространстве широкий кружевной пилон. Лонжероны, балки, перекладины - арматура этажей сужающегося кверху здания становится все более воздушной, словно с высотой она постепенно избавляется от плотности; а может быть, это означает, что войти и выйти одинаково легко. Сплетение труб чертит головокружительную перспективу, наподобие Эйфелевой башни, рассматриваемой снизу по центральной оси, или гигантской нефтяной вышки, нацеленной острой вершиной в небо, скрывающее нечто более невероятное, чем нефтяной карман в недрах земли. Ажурный каркас, насколько хватает зрения, оплетает необратимо сужающуюся воронку. Взгляд летит в лазурную бездну, желая подцепить там ослепительно яркий, недоступный метеор и завлечь его в роковую сеть, где жар свечения угаснет и скоро станет почти невидим, иссякнет в игре спектральных призматических отблесков, растворится среди бледных миражей, в бесцветной праздности. Между тем заросли колючек на унылых склонах все также сухи под постоянным и неукротимым ливнем. За ускользающей чередой ближних декораций, пурпурных или коричневых, проглядывают полотнища задника: сливаясь до неразличимости, они меркнут и наконец пропадают из вида, как бесконечные отражения в зеркалах, поставленных одно против другого. Фон выцвел и много испытал: он изборожден косыми полосами, рассечен узкими отверстиями, прорезан биссектрисами, испещрен зарубками молний и дротика, - и никогда ничто не напоминает о присутствии здесь живого существа или предмета. Разреженные пространства, просветы, в которых открывается только небо, где нет ни птиц, ни облаков. Жуткая пустынность восхищает, ошеломляет, заставляет отступить.
<< | >>
Источник: Роже Кайуа. В глубь фантастического. Отражённые камни. 2006

Еще по теме Яшма с берегов Арно:

  1. Поль Арно «ПОБЕДА В ХОЛОДНОЙ ВОЙНЕ»: АМЕРИКАНСКАЯ ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ (1946-1968)
  2. С ТОГО БЕРЕГА
  3. С ТОГО БЕРЕГА
  4. АНТРОПОГЕННОЕ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ БЕРЕГОВ
  5. ВДОЛЬ БЕРЕГОВ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ
  6. Профессор И. РУБИНОВ БЕРЕГИТЕ ЗУБЫ
  7. Индейские племена северо-западного берега
  8. Берегись: притворяясь призраком, можно им стать198.
  9. НА «ХАЛТЕНЕ» ВДОЛЬ СЕВЕРНЫХ БЕРЕГОВ ЗАЛИВА СВЯТОГО ЛАВРЕНТИЯ
  10. 34.2. ЛЕНИНГРАД В КОЛЬЦЕ БЛОКАДЫ. ДОРОГА ЖИЗНИ
  11. СОСТАВ ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
  12. Плаванье Бьярне
  13. Природные ресурсы
  14. Абразионные формы рельефа. 
  15. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН
  16. Этруски. Источники об Этрусках и вопрос о происхождении этого народа.
  17. ЭНУРЕЗ (НЕДЕРЖАНИЕ МОЧИ) Для женщин