<<
>>

Загадка пластики

Африканское искусство остается для нас едва ли не загадкой, ибо является выражением давно утраченного, уходящего мироощущения. Одни считают, что своими особенностями африканская пластика обязана ужасу первобытного человека перед космосом.

Другие объясняют все магическими культами и особым «дологическим мышлением».

А может быть, народные обычаи, бытовая стихия откроют нам более верный путь к постижению африканского искусства.

Африканские маски, возможно, имеют отношение к культу предков. Надевают их для участия в церемонии, они часть сложного ритуального костюма. Для этих же церемоний держат в особых чашах краску. На ритуальной чаше из Дагомеи условно изображено праздничное шествие.

Обостренное пластическое чутье, четкая ритмическая композиция характерны здесь для каждой вещи. И свободный полет фантазии. Что, например, хотел выразить художник народности сенуфо двуликой маской, на голове которой изображена птица, а от подбородка идут ноги? Возможно, он стремился расширить содержание маски и отступил от натуры. А мы удивляемся теперь стихийному чувству ритма, смелости в трактовке формы. Неизвестный художник поклоняется дереву, которое срубает, поклоняется необработанному чурбаку и, вырезая маску, поклоняется ей, как воплощенному им же самим духу. Весь мир для него одухотворен. Настоящее искусство всегда требует подлинной искренности и подлинного восторга. Может быть, в этом одна из загадок большого искусства Африки.

Культурные космосы

Один из примечательных феноменов современной социокультурной ситуации — обнаружение множественности культурных космосов на земле. Первым подходом к этой проблеме явилось истолкование своеобразных культур в Африке, Океании и других регионах. Постепенно складывались три специфические, в известной мере полярные трактовки культуры «примитивов».

В первом варианте эти культуры рассматривались как своеобразные, радикально отличные от европейских и могущие дать человечеству набор альтернативных форм существования.

Во втором случае африканские и иные культуры оценивались как «отсталые», «примитивные». Однако при этом подчеркивалась их архетипность. Это означало, что изучение тропических культур открывает путь к раскрытию многих теоретических проблем. Эти культуры оценивались как далекая история европейской цивилизации. Неевропейские культуры изучались с применением психоаналитических и структуралистских подходов (Леви-Стросс, Мюнстербергер, Сидов).

Исследователи пытались выявить некие универсальные мотивы, сюжеты, штрихи, которые свидетельствовали бы о единой судьбе человечества. Ранние и патриархальные культуры рассматривались как предвестие западной культуры. Наконец, в третьем случае неевропейские народы пленяли исследователей не только своеобразием. Эти культурные миры считались малоизведанным маршрутом человечества, готового пойти по магическому пути.

Естественный ритм жизни представителей архаических культур, простые патриархальные связи между людьми, близость к природе, свобода от сложных социальных и технологических структур — именно эти черты поэтизировались европейскими художниками конца XIX — первой половины XX в. (Гоген, Пикассо, экспрессионисты). Особый мир экзотических культур мыслился как идеал для Запада. Выражая специфическую духовность .островитян Таити, воссоздавая живописный современный эпос, Гоген усматривал в таком «опрощении» спасение европейской культуры.

Открытие тропических культур поставило перед исследователями множество вопросов. Предстоит выяснить, насколько адекватно воспроизводится дух архаических ментальностей? Соответствует ли художественная идеализация островных миров своим прототипам? В какой мере в факте множественности культур проступают универсальные закономерности? Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что произведенные экспертизы отражали не столько схваченную реальность, сколько стремление романтизировать «примитивы».

«Пикассо, Матисса, Вламинка поразили в «примитивном» искусстве язык форм, а также необычайной силы экспрессия; в «примитивных» произведениях искусства Пикассо видел, прежде всего, по его собственному выражению, «оружие, помогающее справиться с духами, с подсознательным». Экспрессионисты склонны были еще более произвольно идеализировать жизнь островитян и манипулировать информацией об их искусстве по своему усмотрению».

Обычно антропологи также усматривали в архаических культурах прообраз нового общества, которое могло бы реализоваться через метафорическую, символическую революцию. Культурные ритуалы и нормы других миров казались европейцу невозможными. Однако исследователи показывали, как дети и внуки помогают старику, утратившему способность трудиться, уйти из жизни, как молодой мужчина вступал в брак одновременно с девушкой и ее матерью-вдовой. В этом контексте контроверза «варварское» и «цивилизованное» теряла смысл.

<< | >>
Источник: ГУРЕВИЧ П. С.. Культурология. 2003

Еще по теме Загадка пластики:

  1. 1. ШЕЛЛИНГ. ФИЛОСОФИЯ ТОЖДЕСТВА
  2. Загадка пластики
  3. НЕСКОЛЬКО МЫСЛЕЙ В ПЛАН ЖУРНАЛА7
  4. 12. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ
  5. § 5. Философский язык: за пределами языковых правил?
  6. Глава 1 Краткая история письма и начало почерковедения
  7. Философия искусства Шеллинга.
  8. Этапы работы над игрушкой-самоделкой
  9. Лекция 2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРЕДЕЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ
  10. Лекция 6. СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  11. 2.2. Разработка концепции развития этнокультурной системы образования на примере Калмыкии
  12. 4.2. Проектирование и развитие этнокультурно-коннотированных учреждений образования
  13. БИБЛИОГРАФИЯ
  14. 2.3. Архитектурное своеобразие Собора Покрова на Рву