<<
>>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. КУЛЬТУРА XX ВЕКА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

В современном мире сосуществуют, иногда взаимодействуя, а порой, практически не пересекаясь друг с другом, различные культуры. Миллионы людей ориентируются на самые разные системы ценностей, руководствуются подчас взаимоисключающими принципами, стереотипами, правилами.

Однако в XX в. набирает силу тенденция к историческому становлению универсальной мировой цивилизации. Процессы, происходившие в сфере культуры в XX в., приобрели глобальный характер, затронув все народы и цивилизации. Оценки этих процессов в культурологии неоднозначны.

Сторонники одной точки зрения убеждены, что все народы, нации и этносы развиваются по общим законам. При этом одни вырываются вперед в своем экономическом, социальном, культурном развитии, а другие отстают, переживая даже периоды обратного движения. Каждую культуру отличают также существенные региональные и национальные особенности. Но в конечном счете человечество движется в одном направлении, и это обстоятельство было определяющим в развитии мировой культуры в XX в., именно в русле этого единого общемирового движения сближались и постепенно сливались нации, народы, сближались национальные культуры, сливаясь в единую общемировую культуру.

Сторонники другой точки зрения исходят из прямо противоположных убеждений. По их мнению, вообще нельзя говорить ни о единой человеческой цивилизации, ни о единой человеческой культуре. В истории человечества было и остается немало различных цивилизаций, и каждая из них, будучи по-своему уникальной, двигается по собственному пути, только заимствуя у других какие-то элементы культуры. Но все-таки определяющим выступают не эти заимствования, а то особенное, что лежит в основе общечеловеческой, или мировой, культуры.

586

603

стороны, эта ситуация художественного плюрализма активизирует творческую свободу человека, который теперь может совмещать в своей художественной практике рациональность и мифологичность. Это также позволяет человеку быть более восприимчивым к новому, расширяет горизонты художественного творчества.

Но, с другой стороны, безграничный плюрализм делает современную культуру неустойчивой, хрупкой, создает некие зоны напряжения, способные ввергнуть культуру в хаос всеобщего разлада. Ситуация, когда сосуществуют разнородные, противоречивые установки и способы отношения к миру, может разрешиться двумя способами: культура не сумеет выбраться из хаоса и неопределенности, что чревато апокалипсисом; произойдет плавная адаптация друг к другу всех явлений, что обеспечит переход культуры к какому-то новому состоянию, означающему смену культурной парадигмы в XXI столетии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Актуальные проблемы культуры XX века М., 1993.

2. Батракова С.П. Художник XX в. и язык живописи. М., 1996.

3. Западное искусство XX а: Классическое наследие и современность. М, 1992

4. Козловский П. Культура постмодерна. М, 1997.

5. Мировая культура и современность. М, 1991.

6. Модернизм: Анализ и критика основных направлений. М., 1987.

7. На пороге третьего тысячелетия: Проблемы художественной культуры. М, 1997.

8. От конструктивизма до сюрреализма. М., 1996.

9. Поляков В.В. История мирового искусства. Изобразительное искусство и архитектура XX в. М, 1993.

10. Современное западное искусство. XX век Проблемы и тенденции. М, 1982.

<< | >>
Источник: Садохин А.П.. Культурология. 2010

Еще по теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ. КУЛЬТУРА XX ВЕКА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

  1. Б. Т. Григорьян На путях философского познания человека
  2. буддииская космология и традиционная китаИская культура
  3. 2.3. Развитие монгольской экономики и основные направления торгово-экономического сотрудничества СССР и МНР
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  5. КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. КУЛЬТУРА XX ВЕКА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
  7. Культура Европы XX в.
  8. Культура СССР и России постсоветского периода
  9. Образование и основные этапы деятельности партии «Справедливая Россия»
  10. Государетво и кул ьту ра Росси и во второй половине XVIII века
  11. Государство и культура России накануне буржуазных преобразований (первая половина XIX века)
  12. §16. Мартин Хайдеггер и фундаментальная онтология человека
  13. АНТРОПОЛОГИЯ, ПСИХИАТРИЯ И ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА* Р.Б.Эдгертон
  14. Глава I Основные направления в развитии дендрохронологии
  15. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ. РОССИЙСКАЯ ЭСТЕТИКА XXI ВЕКА
  16. Проблемный анализ работ конца XX - начала XXI века