<<
>>

Ж) Формы власти

Существует множество разнообразных форм, в которых проявляет себя власть между людьми. Нет власти вообще. Есть лишь те или иные её реальные формы. И только в этих формах она себя и обнаруживает.

Бытие власти в многообразии и единстве её форм. Исследовать это многообразие и это единство - задача, которая стоит перед политической наукой и которая в той или иной мере решается ею.

Форма власти - это способ существования, выражения и организации её содержания (элементов), её внутренняя структура. Она неотделима от своего содержания, как и содержание власти неотделимо от её формы. Тем не менее, и содержание власти, и её формы сохраняют относительную самостоятельность. Одно содержание может быть выражено несколькими различными формами, а одна и та же форма может обслуживать различное содержание. Форма власти определяется её содержанием, но и её содержание зависит от соответствующей формы.

Каждая форма власти - это не только определённая структура, но и определённое состояние, не только пространственная, но и временная организация элементов власти, не только пространственное отношение между ними, но и момент, этап, стадия, период их изменения, движения во времени. Она имеет как пространственные, так и временные координаты и характеристики, обладает относительной устойчивостью и целостностью, а также изменчивостью и сложностью. Одни формы чем-то отличаются от других и чем-то похожи на них. По отношению друг к другу они могут быть более или менее устойчивыми, более или менее изменчивыми, более или менее простыми, более или менее сложными, предшествующими или последующими, низшими или высшими, основными или побочными, исходными или производными. Всё их многообразие сводится к определенному количеству типов и видов, в которых объединяются формы, имеющие больше сходства, чем различий, обладающие некоторым единством. Выделить эти типы и виды по определенным критериям - важнейшая задача политической науки.

Проблему классификации форм власти в той или иной мере затрагивали почти все крупные мыслители: от Платона и Аристотеля до М. Вебера и Б. Рассела. Ими было выделено несколько способов (критериев) такой классификации. Все они хорошо известны, а некоторые из них были названы выше. Поэтому нет необходимости в их подробном обзоре. Сосредоточимся лишь на тех, которые исходят из самого существа властных отношений.

В отношениях между людьми может установиться либо анархия1 - безвластие, либо те или иные формы власти. Эта власть, как было показано выше, представляет собой специфическое субъект-контрсубъектное отношение между некоторым множеством (не менее двух) людей. Одни из них являются субъектами власти, другие - её контрсубъектами. В качестве тех и других могут выступать как отдельные человеческие индивиды, так и их группы. Первые из них (человеческие индивиды) в русском языке обозначаются личными местоимениями единственного числа «я», «ты», «он» («она»), тогда как вторые (человеческие общности) - личными местоимениями множественного числа «мы», «вы», «они». Именно такое деление, как нам представляется, и должно в первую очередь выступать в качестве оного из критериев классификации властных форм. Исходя из этого критерия, необходимо различать следующие формы власти: внутренние (рассматриваемые «изнутри», с позиций её участников):

а)              межличностные: «я - ты», «ты - я», «я - он», «он - я», «я - она», «она -

я»;

б) личностно-групповые: «я - вы», «вы - я», «я - они», «они - я», «мы - ты», «ты - мы», «мы - он», «мы - она», «он - мы», «она - мы»;

в)              межгрупповые: «мы - вы», «мы - они», «вы - мы», «они - мы»; внешние (рассматриваемые «извне», с позиций внешнего наблюдателя):

а)              межличностные: «он - он», «он - она», «она - она», «она - он»;

б)              личностно-групповые: «он - они», «они - он», «она - они», «они - она»;

в)              межгрупповые: «они - они».

В более крупном плане они представлены либо монократией (властью одного), либо поликратией (властью той или иной человеческой группы, общности, коллектива, властью многих), первую из которых можно назвать единоличной властью, тогда как вторую - коллегиальной4 властью.

Поликратия (коллегиальная власть) в свою очередь может выступать либо в форме олигархии5 (власти немногих), либо в форме миноритархии6 (власти меньшинства), либо в От archia —« власть» и отрицательной частицы an. От греч. kratos - «власть» и monos - «один, единственный». От греч. kratos - «власть» и polys - «многий, многочисленный, обширный». От лат. слова collegium, обозначавшего в Древнем Риме корпорации лиц, связанных общей профессией или отправлением культа. От греч. oligos - «немногие» и греч. archia - «власть». От франц. minorite - «меньшинство» и греч. archia - «власть».

62

12 форме мажоритархии (власти большинства), либо в форме плерократии

(власти всех).

Этот критерий классификации власти - количество властвующих людей - имеет давнюю традицию . Мы находим его ещё у Платона и Аристотеля. Он обнаруживается, например, в трудах Полибия, Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ф. Прокоповича, В. Н. Татищева, Ш. Монтескьё, И. Канта, известного французского политолога второй половины XX столетия М. Прело. Однако представляется важным дополнить его и другим количественным критерием - количеством людей, выступающих в качестве контрсубъекта власти, количеством тех, на кого она направлена. От этого зависят многие её качественные характеристики.

В зависимости от количества людей, выступающих в качестве контрсубъекта власти, она может быть либо мононаправленной (властью, направленной на того или иного отдельного человеческого индивида), либо полинаправленной (властью, направленной на ту или иную человеческую общность, на многих людей). Для политической науки особый интерес представляют полинаправлен- ная форма власти, т. е. власть субъекта, контрсубъектом которой является та или иная человеческая группа.

Мононаправленной и полинаправленной может быть как монократия, так и поликратия. Отсюда следует различать мононаправленную монократию, поли- направленную монократию, мононаправленную поликратию и полинаправлен- ную поликратию. В первом случае речь идёт о власти одного человеческого индивида по отношению к другому человеческому индивиду.

Во втором случае - о власти одного человеческого индивида по отношению к некоторому множеству других человеческих индивидов. В третьем случае - о власти некоторого множества человеческих индивидов по отношению к какому-нибудь одному человеческому индивиду. В четвёртом случае - о власти некоторого множества человеческих индивидов по отношению к другому множеству человеческих индивидов. Данные формы власти могут быть представлены таблицей 3.2.

Таблица 3.2. Формы власти в зависимости от её направленности />

Власть

Монократия

Поликратия

Мононаправленная

Мононаправленная

монократия

Мононаправленная поликратия

Полинаправленная

Полинапрвленная

монократия

Полинаправленная поликратия

Полинаправленная власть может охватывать собой самые различные по своим масштабам коллективы, группы людей: от небольшой группы (например, семьи, церковной общины, производственной бригады, учебной, профсо- От франц. majorite - «большинство» и греч. archia - «власть». От греч. pleres - «полное, сплошное, всеобщее» и kratos - «власть». Цицерон. О государстве. I 26, 42 // Цицерон. Диалоги. М., 1966. С. 21-22.

63

юзной или туристической группы, жителей одного дома, хутора или села) до крупной профессиональной организации (например, профессионального союза угольщиков, студентов, металлургов), религиозной группы (например, католиков, протестантов, православных), планетарной общественной организации (например, Организации Объединенных Наций, Всемирной конфедерации труда, Всемирной федерации демократической молодежи, Всемирной федерации профсоюзов, Всемирного движения сторонников мира) или всего человечества как глобальной общности людей (всех жителей нашей планеты). Власть может быть направлена либо на одного индивида, (униархия или уникратия1), либо на наименьшее число (немногих) индивидов (миниархия или миникратия ), либо на среднее число (меньшинство) индивидов (мезоархия или мезократия , либо на большое число (большинство) индивидов (мегаархия или мегакратия4), либо на наибольшее число (если не всех) индивидов (максиархия или максикратия5) той или иной человеческой общности.

Отсюда и масштаб власти того или иного человека, той или иной человеческой общности может быть самым разным.

Соединив властные формы, различающиеся по количеству людей, выступающих в качестве контрсубъекта власти, и властные формы, различающиеся по количеству людей, выступающих в качестве субъекта власти, получим перечень властных форм, которые представлены таблицей 3.3

Таблица 3.3. Формы власти в зависимости от количества осуществляющих её людей

Количество людей, выступающих в качестве:

Субъекта власти

Контрсубъекта власти

Один человек

Минимальное число людей

Среднее число людей

Большин

ство

Наи

большее

число

людей

Один

Унимоно-

кратия

Минимоно-

кратия

Мезомоно-

кратия

Мегамоно-

кратия

Макси-

моно-

кратия

Немногие

Униолигар

хия

Миниоли

гархия

Мезооли-

гархия

Мегаоли

гархия

Максио-

лигархия

Мень

шинство

Уни-

минори-

тархия

Мини-

минори-

тархия

Мезо-

минори-

тархия

Мега-

минори-

тархия

Макси-

минори-

тархия

От лат. unus - «один» и греч. archia, kratos - «власть». От лат. minimum - «наименьшее» и греч. archia, kratos - «власть». От греч. mesos - «средний, промежуточный» и archia, kratos - «власть». От греч. megas - «большой» и archia, kratos - «власть». От лат. maximum - «наибольшее» и archia, kratos - «власть».

64

Большин

ство

Унимажо-

ритархия

Минима-

жоритар-

хия

Мезома-

жоритар-

хия

Мегама-

жоритар-

хия

Макси-

мажо-

ритар-

хия

Все

Униплеро-

кратия

Минипле-

рократия

Мезоплеро-

кратия

Мегаплеро-

кратия

Максип-

леро-

кратия

Однако критерии классификации власти нельзя сводить лишь к количественным критериям или различиям. Ещё Г. Гегель отмечал, что, хотя и неправильно считать «безразличным, стоит ли во главе государства один, несколько или все», тем не менее «...подобные чисто количественные различия... поверхностны и не сообщают понятия предмета»1. Количественные критерии необходимо дополнить качественными различиями или критериями.

Такие различия видели уже древние мыслители. Платон и Аристотель, помимо количественного критерия дифференциации власти (сколько людей властвует), вводили и качественный критерий - во благо кого осуществляется власть её субъекта: во благо самих властвующих (самого субъекта власти) или во благо других граждан (контрсубъекта власти). Аристотель писал: «...всякая власть... может осуществляться, с одной стороны, в интересах властвующего, с другой - в интересах подчиненного...» . Ш. Монтескьё указывал на добродетель, умеренность и честь властвующих субъектов как важнейшие критерии классификации властных форм и их основополагающие принципы (добродетель - демократии, умеренность - аристократии, честь - монархии)3. Г. Гегель в качестве такого критерия назвал характер и развитость самосознания народа. Он подчеркнул, что власть должна соответствовать «его праву и его состоянию», иначе она «не будет иметь ни значения, ни ценности»4, тем самым перемещая акцент с субъекта власти на её контрсубъекта.

Следуя традиции, заложенной Платоном и Аристотелем, отметим, что власть того или иного субъекта может иметь либо форму автархии5, автокра-

6              7              8

тии , либо форму диархии , диократии . В первом случае учитывается главным образом собственный интерес (благо) субъекта власти (индивида или общности индивидов), во втором - как интерес (благо) субъекта власти, так и интерес (благо) кого-либо другого. При этом речь может идти об интересах (благе) либо одного индивида, либо наименьшего числа (немногих) индивидов, либо среднего числа (меньшинства) индивидов, либо большого числа (большинства) индивидов, либо наибольшего числа индивидов, выступающих не только, не Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 312. Аристотель. Соч. Т. 4. С. 616. Монтескьё Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 179, 181-182, 183. Гегель Г. Философия права. С. 315. От греч. autos - «сам, само..., свой» и archia - «власть». От греч. autos - «сам, само..., свой» и kratos - «власть». Di... - приставка, означающая двойная, двойной, дважды, и archia -« власть». Di... - приставка, означающая двойная, двойной, дважды, и kratos - «власть».

65

всегда и не обязательно в качестве контрсубъекта власти и в качестве члена той группы, к которой принадлежит субъект власти.

Сопоставляя эти властные формы с уже выделенными выше формами, можно констатировать, что возможны, например, следующие варианты их соединения: унимоноавтархия - когда власть одного человеческого индивида, направленная на другого человеческого индивида, осуществляется лишь в интересах (во благо) властвующего индивида; унимонодиархия - когда власть одного человеческого индивида, направленная на другого человеческого индивида, осуществляется не только в интересах (во благо) властвующего индивида, но и в интересах (во благо) любого другого индивида; унимономинидиархия - когда власть одного человеческого индивида, направленная на другого человеческого индивида, осуществляется не только в интересах (во благо) властвующего индивида, но и в интересах (во благо) наименьшего числа (немногих) любых других индивидов; унимономезодиархия - когда власть одного человеческого индивида, направленная на другого человеческого индивида, осуществляется не только в интересах (во благо) властвующего индивида, но и в интересах (во благо) среднего числа (меньшинства) любых других индивидов; унимономегадиархия - когда власть одного человеческого индивида, направленная на другого человеческого индивида, осуществляется не только в интересах (во благо) властвующего индивида, но и в интересах (во благо) большого числа (большинства) любых других индивидов; унимономаксидиархия - когда власть одного человеческого индивида, направленная на другого человеческого индивида, осуществляется не только в интересах (во благо) властвующего индивида, но и в интересах (во благо) наибольшего числа (если не всех) других индивидов; минимоноавтархия - когда власть одного человеческого индивида, направленная на наименьшее число других человеческих индивидов, осуществляется лишь в интересах (во благо) властвующего индивида; минимонодиархия - когда власть одного человеческого индивида, направленная на наименьшее число других человеческих индивидов, осуществляется не только в интересах (во благо) властвующего индивида, но и в интересах (во благо) любого другого индивида; минимономинидиархия - когда власть одного человеческого индивида, направленная на наименьшее число других человеческих индивидов, осуществляется не только в интересах (во благо) властвующего индивида, но и в интересах (во благо) наименьшего числа (немногих) любых других индивидов; минимономезодиархия - когда власть одного человеческого индивида, направленная на наименьшее число других человеческих индивидов, осуществляется не только в интересах (во благо) властвующего индивида, но и в интересах (во благо) среднего числа (меньшинства) любых других индивидов;

минимономегадиархия - когда власть одного человеческого индивида, направленная на наименьшее число других человеческих индивидов, осуществляется не только в интересах (во благо) властвующего индивида, но и в интересах (во благо) большого числа (большинства) любых других индивидов; минимономаксидиархия - когда власть одного человеческого индивида, направленная на наименьшее число других человеческих индивидов, осуществляется не только в интересах (во благо) властвующего индивида, но и в интересах (во благо) наибольшего числа (если не всех) других индивидов; и т. д.

Немаловажное значение для классификации форм власти имеет и конкретизация качественной характеристики властвующего субъекта и его контрсубъекта. В качестве властвующего субъекта могут выступать представители той или иной касты1 - иерархической, замкнутой, эндогамной группы людей, обособившейся вследствие выполнения специфической социальной функции, на-

23

следственных занятий или профессий, мафии , клана - рода, группы кровных родственников. Отсюда можно говорить о кастовой, мафиозной, клановой власти. Кроме того, возможны такие властные формы, как теократия4 - власть тех, кто стоит во главе религии, иерократия5 - власть жрецов, священнослужителей, тимократия6 - власть честолюбцев (чаще всего военных), этнократия7

8              9 власть этноса, охлократия - власть черни или толпы, плутократия - власть богачей, аристократия10 - власть лучших или знатных людей, меритократия11 власть наиболее одарённых, технократия11 - власть технической и научной интеллигенции (техников, инженеров, учёных), партократия13 - власть партии. Наконец, власть может иметь форму демократии14 - «народовластия» и эта- кратии15 - государственной власти.

Власть можно классифицировать по способам или средствам её осуществления. Например, Б. Рассел различал власть осуществляемую субъектом, во- первых, посредством прямого физического воздействия на тело контрсубъекта (включая заключение в тюрьму или убийство), во-вторых, посредством воздействия на него системой стимулирующих вознаграждений или наказаний (на- Португ. casta, от лат. castus - «чистый». От итал. mafia - тайная террористическая организация в Италии, возникшая на острове Сицилия. От гальск. clan - «отпрыск, потомство»; у кельтских народов наименование рода. От греч. theos - «бог» и kratos - «власть». От греч. hieros - «священный», hiereus - жрец и kratos - «власть». От греч. time - «честь» и kratos - «власть». От греч. ethnos - «племя, народность» и kratos - «власть». От греч. ochlos - «чернь, толпа» и kratos - «власть». От греч. plutos - «богатство» и kratos - «власть». От греч. aristos - «лучший, знатный» и kratos - «власть». От лат. meritus - «достойный» и греч. kratos - «власть». От греч. techne - «искусство, ремесло, мастерство» и kratos - «власть». От партия, лат. partio - «разделяю, дело» и греч. kratos - «власть». От греч. demos - «народ» и kratos - «власть». От франц. etat - «государство» и греч. kratos - «власть».

67

пример, предоставляя работу или отказывая в ней), в-третьих, посредством пропагандистского воздействия на его взгляды и мнения1.

Согласно классификации Дж. Френча и Б. Рэйвена, существует пять основных форм власти: 1) власть, основанная на принуждении; 2) власть, основанная на вознаграждении; 3) экспертная власть; 4) эталонная власть; 5) законная власть2. Экспертная власть основана на вере адресата, что властвующий субъект (например, лечащий врач) обладает специальными экспертными (например, медицинскими) знаниями (компетенцией) в отношении какой-либо проблемы, благодаря чему он может содействовать удовлетворению потребностей адресата. Эталонная власть - это, собственно говоря, власть не логики или традиции, а примера (харизмы), когда характеристики, свойства, качества, способности властвующего субъекта настолько привлекательны для адресата, что он хочет подражать ему, быть таким же как он, во всем следовать за ним. Законная власть - это рационально-легальная власть (если использовать терминологию М. Вебера).

Власть нередко отождествляют с господством. «Власть в общем и широком смысле есть господство одного над другим или другими. Это господство может принадлежать известному существу или: 1) на основании его абсолютного превосходства перед другими - такова власть божья; 2) на основании относительного преимущества, вытекающего, однако, из естественной необходимости или по закону природы - такова власть родителей над малолетними детьми; или, наконец, 3) на основании относительного преимущества, вытекающего из узаконения случайного факта, - такова власть господина над купленным или

3

взятым в плен невольником» .

Однако власть не сводится к господству. Р. Кениг (Koning), например, проводит такое различение: «В то время как власть в самом общем смысле характеризует всякие социальные отношения, в которых определенные лица имеют возможность достигать повиновения у других, господство означает институциональное осуществление власти, ведущее к дифференциации общества

4

на господствующих и подчиненных» .

Господство - это лишь одна из возможных форм власти и не более того. Господство - это такие отношения между людьми, в которых одни из них имеют возможность осуществлять власть в отношении других посредством применения или угрозы применения лишь негативных санкций, таких как принуждение и насилие. Это - основанная на принуждении и насилии власть одних людей над другими вопреки не только внутреннему (скрытому), но и внешнему (открытому) сопротивлению последних. RusselB. Power. L., 1965. P. 25. French J. R., Raven B. H. The Bases of Social Power // Studies in Social Power. Ed. Dorwin Cartwight. Ann Arbor: University of Michigan Press, 1959. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. СПб, 1892. Т. 6 а. Кн. 12. С. 672-673. Koning R. Soziologie. Frankfurt a/Main-Hamburg, 1959. S. 112.

68

Разновидностью господства являются такие формы власти, как тирания или деспотия. Вопреки распространённому мнению, они могут относиться не только к единовластию, монократии, но и ко всем видам поликратии. Для Г. Гегеля, например, «деспотизм означает вообще беззаконие, в котором особенная воля как таковая, будь то воля монарха или народа (охлократия), имеет силу закона или, вернее, действует вместо закона», а тирания - это то, что, как и деспотия, предполагает насилие1.

Что касается власти, основанной только на потенциале грубого физического насилия, то таковая выходит за пределы собственно общественной (человеческой) власти и представляет собой животную (естественно-природную) власть (власть между животными, а не между людьми). Вот почему, например, П. Шаран замечает, что «власть кончается там, где начинается реальное насилие»2. Власть и насилие - это совсем не одно и то же, точно также как не одно и то же сила власти и власть силы.

Власть может быть основана на механических (физических) действиях, инстинктах, стереотипах, имитации, внушении. Она может быть основана также преимущественно либо на знаниях её субъекта, либо на оценках субъекта и контрсубъекта, либо на принятых в данном сообществе нормах (традициях, обычаях, нравах, морали, законах). Например, П. И. Новогородцев из всех властных форм когда-либо существовавших, существующих или возможных в бу-

3

дущем выделял агиократию - высоконравственную власть святынь, которую он противопоставлял демократии4. Власть может быть директивной (принуждающей), осуществляемой посредством норм-предписаний, побуждающей, осуществляемой посредством ценностных ориентиров и оценок, или убеждающей, осуществляемой посредством знаний и убеждающих аргументов.

Кроме того, средства власти можно подразделить на экономические, социальные и духовные. В соответствие с этим власть может иметь экономическую, социальную и духовную формы. Экономическая власть основана главным образом на потенциале собственности, социальная власть - на потенциале социального взаимодействия, включая общение и так называемый синергетический (организационно-групповой) эффект (эффект социальной синергии), духовная власть - на потенциале человеческого духа (потенциале человеческих идей и человеческой психики). В связи с этим определённый интерес представляет замечание Т. Гоббса о том, что «богатство, знание и почести суть различные виды власти»5, в котором можно увидеть различение экономической власти (богатство), духовной власти (знания) и социальной власти (почести). Гегель Г. Философия права. С. 318, 62.

Шаран П. Сравнительная политология. Ч. 1. С. 86. От греч. hagios - «святой» и kratos - «власть». Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 579. Гоббс Т. Соч. Т. 2. С. 55.

Помимо перечисленных форм, власть может иметь и множество других (на наличие некоторых из них было указано в некоторых наших работах1, а также в работах других авторов ). В частности, власть может быть: высокоорганизованной или слабо организованной; территориальной (связанной с определённой строго ограниченной территорией и существующей в её пределах) или нетерриториальной (несвязанной с определённой территорией); правовой (основанной на праве) или неправовой (не основанной на праве); гражданской (существующей между гражданами) или кровнородственной (существующей между кровными родственниками); суверенной (автономной, верховной, независимой) или зависимой; высокоинституциональной (высокоформализованной) или слабоинституциональной (слабоформализованной); иерархичной (ранжированной, распределённой от высшего её уровня к низшему) или неиерархичной (не ранжированной, нераспределённой от высшего её уровня к низшему); публичной (открытой) или скрытой; универсально-всеобщей (распространяемой на все сферы общества и на всех его членов) или частичной (распространяемой только на часть сфер общества и только на часть его членов); легитимной (признанной) или нелегитимной (непризнанной); профессиональной (осуществляемой профессионалами) и непрофессиональной (осуществляемой непрофессионалами); однополярной (имеющей один полюс-центр) или многополярной (имеющей несколько равнозначных и равноправных полюсов-центров); централизованной (полностью сосредоточенной в одном центре) или децентрализованной (частично или полностью распределённой между несколькими центрами); персонифицируемой (определяемой преимущественно личными качествами властвующего субъекта) или неперсонифицируемой (определяемой не столько личными качествами властвующего субъекта, сколько иными её элементами и факторами); наследуемой (по крови, т. е. династической, и по должности), выборной или узурпированной3 (присвоенной незаконным путём с применением или без применения физического или иного насилия), лицензируемой (ограничивающей доступ к ней определённого круга людей путём введения различных цензов - национально-этнического, полового, возрастного, сословного, имущественного, классового, образовательного, осёд- Гомеров И. Н. Политическая система общества: компоненты, структура, функции; Он же. Власть как общественное явление; Он же. Политология. Новосибирск, 1999; Он же. Структура и свойств власти. Ильин В. В. Политология. С. 176-216. От лат. usurpatio - «овладение».

лости и других) или нелицензируемой (не ограничивающей доступ к ней какими-либо цензами); ротационной1 (периодически меняющей, обновляющей своих субъектов, ограничивающей время исполнения ими властных функций) или неротационной (длительное время не меняющей своих субъектов, не ограничивающей время исполнения ими властных функций); консенсуальной (основанной на согласии всех её участников; от лат. consensus - согласие, единодушие) или неконсенсуальной (не основанной на согласии всех её участников); отчуждаемой от её субъекта или контрсубъекта, от их деятельности, либо неотчуждаемой от них; организующей или дезорганизующей (в частности, деятельность и взаимоотношения её контрсубъекта).

Отдельные из этих форм определённым образом соединяются друг с другом и дают различные варианты такого соединения. Все они требуют дальнейшего изучения и осмысления (понимания), более детального описания и объяснения.

1 От лат. rotatio - «круговращение».

<< | >>
Источник: И. Н. ГОМЕРОВ. ВЛАСТЬ - ИСХОДНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА ПОЛИТИКИ. 2011

Еще по теме Ж) Формы власти:

  1. § 1. Высшие органы власти
  2. § 3. О вече как повсеместном и постоянном органе государственной власти
  3. Глава VI О ПРАВЕ АДАМА НА ВЕРХОВНУЮ ВЛАСТЬ НА ОСНОВЕ ОТЦОВСТВА 50.
  4. 6.1. Разделение властей и психологические аспекты их взаимодействия
  5. РЕФОРМЫ В РОССИИ
  6. 4.2. Власть, авторитет менеджера и стили управления
  7. 1. Концепция власти как «тоталитаризма разума»
  8. Власть и властные отношения
  9. Виды власти. Специфика политической власти
  10. Состав, структура, условия возникновения и существования власти
  11. Свойства и формы власти А)              Относительность власти
  12. Ж) Формы власти
  13. Народовластие при социализме