<<
>>

История политологии в лицах и идеях

 

Для будущих специалистов, на которых рассчитано учебное пособие, мы не даем по данной теме подробного текстового материала (многое уже освещено в предшествующей главе). Вместе с тем в систематизации истории политической мысли существенную помощь вам окажут приводимые ниже таблицы (2.1, 2.2).

Таблица 2.1 Авторы, труды, идеи

Выдающиеся

мыслители

Основные

труды

Основные идеи

Платон

(428-347 до н. э.)

«Государство»,

«Законы»

Идеализация афинского аристократического государства, основанного на рабском труде. Выделение в обществе социальных слоев: правителей-философов, стражей или воинов, свободных граждан-ремесленников

Аристотель (384-322 до н. э.)

«Политика»

Много внимания уделяет рассмотрению государства, государственных, политических отношений. Человек — существо общественное, политическое, государство — естественный продукт развития общества, политическое явление. Государственная власть призвана служить обществу. Кто обладает собственностью, тот обладает добродетелью

Макиавелли

Никколо

(1469-1527)

«Государь», «Рассуждения о 1-й декаде Тита Ливия»

Впервые рассматривает политику как самостоятельную дисциплину, отдельно от морали. религии. Природу политических отношений считает безнравственной. Государство —

Продолжение табл. 2.1

Выдающиеся

мыслители

Основные

труды

Основные идеи

высшее проявление человеческого духа.

Сторонник государства на правовой основе. Выдвигает лозунг: «Цели оправдывают средства их достижения»

Гоббс Томас (1588-1679)

«О человеке» (1658),

«О гражданине» (1642), «Левиафан» (1651)

Уподобляет государство библейскому чудовищу Левиафану, которое подчиняет себе все и вся. Лучшая форма государства — конституционная монархия. Активно использует понятие «гражданское общество». Государство возникло на основе общественного договора, в целях всеобщего мира и безопасности

Спиноза

Бенедикт

(1632-1677)

«Этика» (1677), «Богословско- политический трактат»

Диалектика свободы и необходимости. Возможность гармонии интересов личности и общества. Сторонник теории естественного права и общественного договора. Антиклерикал. Высшая форма власти — демократическое правление, ограничение всевластного государства

Мор Томас (1478-1535)

«Утопия»(1516)

Родоначальник утопического социализма. Впервые последовательно изложил идею обобществления производства, связав с ней идеи коммунистической организации труда и распределения. Переход к новому строю — строго мирным путем

Кампанелла

Томас

(1568-1639)

«Город Солнца» (1623)

В стране благодаря общности имущества нет ни богатых, ни бедных, а труд является обязанностью всех жителей. Он обеспечивает удовлетворение их потребностей. Проповедует общность жен и детей, жесткую регламентацию жизни общества

Локк Джон (1632-1704)

«Два трактата о государственном правлении»

(1690)

Отрицает божественное право абсолютной королевской власти, обосновывают целесообразность конституционной парламентской монархии. Неизбежность государственной власти обосновывает с позиции естественного права и общественного договора. Законодательная власть должна быть отделена от исполнительной, включая судебную.

Народ — безусловный суверен и имеет право свергнуть правительство

Монтескье Шарль Луи (1689-1755)

«О причинах величия и падения римлян» (1734).

Всеобщие законы истории определяются комплексом социальных факторов: производством. собственностью, принципами правления, обычаями, религией. Критика

Выдающиеся

мыслители

Основные

труды

Основные идеи

«О духе законов» (1748)

феодально-деспотической формы правления, идеализация монархически-конститу- ционного политического режима. Разделение законодательной, исполнительной и судебной власти. Отвергает стремление католической церкви к светской власти

Руссо Жан-Жак (1712-1778)

«Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755).

«Об общественном договоре, или Принципы политического права» (1762)

Главная причина перехода от естественного равенства к неравенству — частная собственность. Мысль о неправомерности антинародной власти, обоснование права народа на ее ниспровержение. Идеал — республика. Выступает за буржуазную демократию, гражданские свободы, равенство

Кант Иммануил (1724-1804)

«Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788),

«Критика способности суждения» (1790)

Принцип самоценности каждой личности, которую нельзя приносить в жертву на благо общества. Через действия противоборствующих сил по всеобщему правовому гражданскому состоянию и вечному миру между всеми государствами путем развития взаимовыгодных отношений

Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831)

«Энциклопедия философских наук» (1817), «Философия права» (1821), «Лекции по философии истории»

(1837)

Противоречия буржуазного общества: поляризация нищеты и богатства, одностороннее развитие человека в результате разделения труда и др.

История — прогресс духа в сознании свободы через дух отдельных народов. Гражданское общество и государство — самостоятельные институты

Сен-Симон Клод Анри (1760-1825)

«Письма женевского обывателя к современникам» (1802),

«Очерк науки о человеке» (1813),

«Катехезис промышленников» (1824)

Каждая общественная система — шаг вперед в истории. Движущие силы общественного прогресса — научные знания, мораль, религия. Труд — первая и важнейшая моральная обязанность каждого члена общества. Капиталисты — доверенные лица общества. Главная задача социалистического преобразования — всемерное развитие производства. Отрицание революции

Продолжение табл. 2. J

Выдающиеся

мыслители

Основные

труды

Основные идеи

Фурье Шарль (1772-1837)

«Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808),

«Теория всеобщего единства» (1822).

«Новый хозяйственный и соци- этарный мир» (1829)

Критика «антисоциэтарного» общества, основанного на эксплуатации и вражде каждого с каждым. Источник социального зла — торговля как система узаконенного обмана. Требования права на труд, противопоставление этого права буржуазно-демократическим правам и свободам. Вера в гениальную личность, которая поведет человечество в царство гармонии. Социалистическое общество способно обеспечить своих членов всем необходимым

Оуэн Роберт (1771-1853)

«Новая гармония в США» (1829), «Гармонихолл в Англии» (1845)

Причина всех форм социального зла — общественный строй, основанный на частной собственности. Проекты организации больших семейных общин, занимающихся производством. Источник человеческих пороков — условия жизни. Социализм, преобразуя эти условия, создает новый нравственный мир

Белинский В.

Г. (1811-1848)

«Письмо к Гоголю» (1847)

Развитие идей революционного демократизма и утопического социализма. Критика крепостничества и капитализма. Человек — «сын времени» и воспитанник истории. Источник исторического прогресса в развитии сознания, выдвигающего новые идеи. Прогресс безграничен. Национальное — выражение и развитие общечеловеческого. Идеал — социалистическое общество

Герцен А. И. (1812-1870)

«Былое и думы» (1864),

«К старому товарищу» (1869)

Попытка обосновать закономерность движения человечества к обществу без антагонизмов, к социализму. Форма движения к новому миру - соединение философии с жизнью, науки с массами. Человек будущего в России — мужик. Критика буржуазного индивидуализма и уравнительных коммунистических утопий. Единство среды и личности. Призывал не «учить народ», а бунтовать его

Чернышевский Н. Г. (1828-1889)

«Что делать?» (1863), «Критика философских предубеждений против общинного владения» (1858)

Критика абсолютистской системы и буржуазного строя. Пропаганда социалистических идей. Обосновывает необходимость революции. Народу необходимо «...самому приняться за устройство своих дел». Ставит проблему раскрепощения женщины и необходимости создания организации профессиональных революционеров. Продукты

¦"¦вдающиеся

мыслители

Основные

труды

Основные идеи

должны принадлежать тому, кто произвел их. Социалистическое устройство — хотя и отдаленное, но неизбежное будущее

Добролюбов М. А. (1836-1861)

Статьи: «О значении авторитета в воспитании», «Роберт Оуэн и его попытки общественных реформ», «Что такое обломовщина?», «Темное царство»(1859)

Смысл истории — движение человечества к разумным, т.

е. естественным, началам, от которых оно откололось. Необходимость коренных преобразований всей общественной жизни. Отвергал надежду на «мирный прогресс при инициативе сверху, под покровом законности». Вся история — это борьба людей трудящихся с дармоедами. Мечтал об обществе, где бы значение человека определялось его личными достоинствами

Маркс К. (1818-1883) и Энгельс Ф. (1820-1895)

«Немецкая

идеология»

(1846),

«Манифест Коммунистической партии» (1848); «Капитал» (1967) (т. 1) (Маркс)

«В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке»1

' Маркс К.. Энгельс Ф. Сочинения. — Изд. 2-е. — М.. 1955. Т. 13. С. 6.

Окончание табл. 2.1

Выдающиеся

мыслители

Основные

труды

Основные идеи

Ленин В. И. (1870-1924)

«Развитие капитализма в России» (1899), «Что делать? Наболевшие вопросы нашего движения» (1902).

«Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции» (1917)

Развил и во многом пересмотрел учение К. Маркса и Ф. Энгельса о социалистической революции, отмирании государства с уничтожением частной собственности на средства производства. С классовых позиций решил вопрос об отношении пролетариата к государству, о необходимости уничтожения старого, буржуазного государственного аппарата в ходе социалистической революции и создания государства нового и высшего типа. Доказал, что «...“беспристрастной" социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе... Ожидать беспристрастной науки в обществе наемного рабства — такая же глупенькая наивность, как ожидать беспристрастия фабрикантов в вопросе о том, не следует ли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капитала»[II]

Таблица 2.2

История политических взглядов: историческое этапы развития,

характерные черты, представители

Основные этапы развития политической мысли

Особенности и характерные черты

Ведущие

мыслители

Политические учения Древнего Востока (Египет, Иран, Индия, Ассирия, Вавилон, Китай)

Политика не выделялась в самостоятельную область знания, выражалась в мифологической форме, господствовало понимание божественного происхождения власти. Вместе с тем встречается и вполне материалистические идеи о владении как об оплоте власти (Мо-цзы)

Хаммурапи, Заратуштра, Конфуций, Шан Ян, Шень Бу-хау, Мо-цзы

Политические учения Древней Греции и Древнего Рима

Постепенное освобождение политических взглядов от мифологической формы. Обособление их как относительно самостоятельной части философии. Анализ устройства государства, классификация его форм, определение идеальной формы правления

Гомер, Пифагор, Гераклит. Сократ, Платон, Аристотель, Лукреций, Цицерон

/>0сновныв этапы развития политической мысли

Особенности и характерные черты

Ведущие

мыслители

Политические учения Средневековья

Развитие социально-политической мысли в основном усилиями религиозных деятелей. Обоснование теологической теории политической власти. Роль религии и государства в политике

Марк Августин, Фома Аквинский

Политические учения эпохи Возрождения

Развитие гуманистических начал в политической теории, освобождение ее от теологии

Анализ проблем прав и свобод человека, закона и государства, демократического устройства общественной жизни

Н. Макиавелли.

М. Лютер, Т. Мор.

Т. Гоббс, Г. Гроций, Т. Кампанелла,

Дж. Локк

Политические учения эпохи Просвещения и Нового времени

Формирование либеральной политической идеологии. Обоснование необходимости разделения властей Анализ ценностей и механизма функционирования демократии Формирование концепции прав человека и гражданина Фомирование диалектико-материалистического подхода к политике как надстроечному явлению, определяемому частной собственностью на средства производства и распределением полученного продукта

по размерам этой собственности. Политика — «концентрированное выражение экономики»

Ш. Монтескье.

Ж.-Ж. Руссо.

Б. Констант,

О. Конт, И. Бентам, Радищев,

Н. Чернышевский К. Маркс. Ф Энгельс, Ленин

Задания

В работе 4Государь» Н. Макиавелли отмечал: «Хорошо иметь славу Щедрого государя. Тем не менее тот, кто проявляет щедрость, чтобы слыть щедрым, вредит самому себе. Ибо если проявлять ее разумно и должным образом, о ней не узнают, а тебя все равно обвинят в скупости, поэтому, чтобы распространить среди людей славу о своей щедрости, ты должен будешь шюшряться в великолепных затеях, но, посту- пая таким образом, ты истощишь казну... Поэтому больше мудрости в том, чтобы, слывя скупым, стяжать худую славу без ненависти, чем в том, чтобы, желая прослыть щедрым и оттого поневоле разоряя дру- гихlt; стяжать худую славу и ненависть разомlt;...gt;*.

Итак, возвращаясь к спору о том, что лучше: чтобы государя любили или чтобы его боялись, скажу, что любят государей по собственному усмотрению, а боятся — по усмотрению государей, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого lt;...gt;

Из всех зверей пусть государь уподобится двум: льву и лисе. Лев боится капканов, а лиса — волков, следовательно, надо быть подобным ^исе, чтобы уметь обойти капканы, и льву, чтобы отпугнуть волков. Гот, кто всегда подобен льву, может не заметить капкана. Из чего следует, что разумный правитель не может и не должен оставаться верны.ч своему обещанию, ест это вредит его интересам и если отпали причины, побудившие его дать обещание*.

Каково соотношение морали и политики в данных высказываниях?

Тесты «Цель оправдывает средства» — этот афоризм связан с именем:

а)              Цицерона;

б)              М. Аврелия;

в)              Н. Макиавелли;

г)              В. Ленина. По мнению Т. Гоббса, в «естественном» (догосударственном) состоянии шла непрерывная «война всех против всех», отсутствовали гарантии личной безопасности и сохранения имущества. Неограниченная свобода и безвластие было проклятием людей. Чтобы ограничить произвол, люди:

а)              заключают общественный договор;

б)              истребляют самых сильных особей;

в)              создают государство. Какие 3 вида государственного устройства Аристотель считал справедливыми?

а)              Царская власть, аристократия, полития.

б)              Тирания, олигархия, демократия. Назовите одну из основных идей, положенных в основу утопического социализма:

а)              идея диктатуры пролетариата;

б)              идея социалистической революции;

в)              идея экономического и социально-политического равенства.

5 Идея о том, что в основе политического развития лежит не хри- ’ стианская мораль, а выгода и сила, связана с именем:

а)              Цицерона;

б)              Макиавелли;

в)              Гоббса;

г)              Спинозы. Общество, основанное на частной собственности, разделенное на богатых и бедных, где богатство наживается за счет эксплуатации большинства меньшинством, - несправедливо, поэтому его необходимо изменить, и для этого необходима пролетарская революция. Это:

а)              идея социализма;

б)              идея анархизма;

в)              идея либерализма;

г)              идея правового государства. Трактат «Государь» связан с именем:

а)              Ф. Бэкона;

б)              Н. Макиавелли;

в)              Аристотеля;

г)              М. Аврелия;

д)              Д. Гоббса;

е)              Ж.-Ж. Руссо. Власть и государство земного, а не небесного происхождения. Они возникают в результате «общественного договора», который прекращает «войну всех против всех». Эта идея связана.

а)              с теорией «разделения властей»,

б)              с теорией естественного права;

в)              с теорией общественного договора. Что означало слово «демократия* у древних греков?

а)              Власть народа.

б)              Равные права.

в)              Равные возможности. В наиболее завершенной форме теория отмирания государства разработана:

а)              Прудоном;

б)              Бакуниным;

в)              Кропоткиным и Бакуниным;

г)              К. Марксом и В. И. Лениным. Какие три вида государственного устройства Аристотель считал несправедливыми?

а)              Царская власть, аристократия, полития.

б)              Тирания, олигархия, демократия. Бакунин, Прудон, Кропоткин — теоретики:

а)              социализма;

б)              либерализма;

в)              анархизма. Кто первым в истории европейской мысли выдвинул идею идеального утопического государства?

а)              Т. Мор;

б)              Аристотель;

в)              Платон. Правление большинства неимущих в интересах исключительно этого большинства (по Аристотелю) — это:

а)              демократия;

б)              полития;

в)              тирания;

г)              олигархия. Правление большинства, отбираемого на основании определенного ценза и пекущегося об общем благе (по Аристотелю), — это:

а)              демократия;

б)              полития;

в)              олигархия;

г)              аристократия. Идея «народного самодержавия», где народ выше государства как результата общественного договора и даже выше общественного договора, поскольку он волен менять его по своему усмотрению, связана с:

а)              Гоббсом;

б)              Дж. Локком;

в)              Ж.-Ж. Руссо;

г)              К. Марксом.

Правление немногих состоятельных граждан, думающих только о собственной выгоде (по Аристотелю), — это:

а)              аристократия:

б)              олигархия;

в)              демократия:

г)              тирания. Теория «разделения властей» связано с именами:

а)              Дж. Локка и Ш. Монтескье:

б)              Б. Спинозы и Т. Гоббса:

в)              Ж.-Ж. Руссо и Вольтера:

г)              М. Аврелия и Ф. Аквинского. Правление одного, имеющего в виду общие блага (по Аристотелю), — это:

а)              царская власть;

б)              тирания;

в)              олигархия;

г)              демократия. Трактат «Политика» связан с именем:

а)              Платона;

б)              Сократа;

в)              Аристотеля;

г)              Демокрита. В политике необходимо руководствоваться не этическими принципами, а целесообразностью. Правитель, руководствующийся одними благими принципами, обречен на гибель. Эти идеи связаны с именем:

а)              Спинозы;

б)              Гоббса;

в)              Локка;

г)              Макиавелли. Власть, сосредоточенная в одних руках, неизбежно ведет к формированию диктатуры. Поэтому ее надо разделить на три ветви власти, которые будут уравновешивать и контролировать друг друга, что создает условия для демократического развития общества. Это связано:

а)              с идеей справедливой власти;

б)              с идеей разделения властей;

в)              с идеей демократии;

г)              с идеей анархизма. Что такое «общественный договор»?

а)              юридическое название заключенных международных соглашений;

б)              философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение государственной власти, соглашение между людьми;

в)              понятие, означающее заключение соглашений между двумя национальными государствами. Укажите на соответствие между авторами и их произведениями;

Автор

Произведение

а) Аристотель

а) «Государь»

б) Т. Гоббс

б) «Государство»

в) Т. Джефферсон

в) «Декларация независимости США»

г) К. Маркс

г) «Капитал»

д) К. Маркс и Ф. Энгельс

д) «Левиафан»

е) Н. Макиавелли

е) «Манифест Коммунистической партии»

ж) Ш. Монтескье

ж) «Об общественном договоре»

з) Платон

з) «О духе законов»

и) Ж.-Ж. Руссо

и) «Политика»

Укажите на соответствие между авторами и идеями их произведений:

Автор

Идея произведения

а) Платон

а) Разделение властей

б) Т. Гоббс

б) Достижение поставленной цели любыми средствами

в) Ш. Монтескье

в) Идеального государства

г) К. Маркс

г) Классовой борьбы

д) Н. Макиавелли

д) Общественного договора

Вопросы для самопроверки Назовите основные положения политической концепции Аристотеля и Платона. Дайте анализ политических взглядов Н. Макиавелли. В чем особенности учения об общественном договоре Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо?

4 Каково соотношения экономики и политики в марксистской политической концепции? Каковы основные методы достижения политической цели у российских политологов? Охарактеризуйте основные положения М. Вебера. В чем особенности развития политологии в США и в странах Западной Европы?

Юном к тестам

1 —а

О)

I

ш

11 —6

16 —в

21 — г

2 —а

7 — 6

12 —в

17 — 6

22 — 6

3 —а

8 — в

13 —в

18 — а

23 — 6

4 — в

9 —а

14 — а

19 — а

5 — 6

10 —г

15 — 6

20 —в

<< | >>
Источник: В. П. Огородников, Н. М. Сидоров. Политология. 2009

Еще по теме История политологии в лицах и идеях:

  1. МАКСИМИЛИАН ВОЛОШИН - ПУБЛИЦИСТ Уго Перси Бергамский государственный университет (Италия)
  2. Риторика этой экономической науки248 Дейдра Макклоски
  3. 7.4. Профессия — выборы
  4. 2.4. Политическая элита в современном обществе
  5. Психология манипуляций как основная угроза информационно-психологической безопасности в политике
  6. Политические партии России в 90-е годы XX века; их классификация и программные установки
  7. Философские исследования в постсоветский период
  8. ПАРЕТО (1848-1923)
  9. Глава 3 О пользе и ущербности универсальных ценностей
  10. В чем Буш прав
  11. § 3. Государственное управление и общество
  12. ПРИМЕЧАНИЯ
  13. «О времена! О нравы!»