<<
>>

Политическое сознание и его типы

С образованием государства и развитием политической системы общества возникает и развивается политическое сознание. Политическое сознание — это та часть общественного сознания, которая непосредственно относится к политическим явлениям и процессам в обществе.

В политическом сознании находит свое отражение субъективная сторона политической жизни. Роль политического сознания в жизнедеятельности общества трудно переоценить. Ведь оно не есть лишь пассивное отражение политического бытия. Политическое сознание способно опережать практику, прогнозировать развитие общественно-политических процессов. Следовательно, оно способно оказывать значительное воздействие на политическую жизнь, на динамику политической культуры общества. Кроме того, от уровня политического сознания во многом зависит политическое поведение, характер политической деятельности как отдельных людей, так и их общественно-политических объединений. Для того чтобы общество эффективно развивалось, его необходимо сплотить на основе каких-то общих ценностей, идей, перспектив развития. Чтобы люди совместно работали, необходимо их заинтересовать или экономически (повышение зарплаты), или социально (продвижение по службе, награды), или идеологически («завтра будет лучше, чем вчера»). Поэтому политики вырабатывают определенные идеалы для данного общества и стремятся навязать их как можно большему числу людей, т. е. сделать их своими сторонниками.

Политическое сознание — это осознание сферы политики социальными субъектами (индивидами, группами, общностями и др.).

Политическое сознание взаимосвязано и взаимодействует с другими формами общественного сознания: экономическими воззрениями, правовыми теориями и нормами, философскими учениями, нравственными концепциями, эстетическими ценностями, художественными взглядами.

В современной научной литературе политическое сознание относится к числу наиболее общих понятий, характеризующих субъективную сторону политики.

Оно представляет собой совокупность рациональ

ных. ценностных, нормативных, с одной стороны, н подсознательных, иррациональных, аффективных элементов — с другой. На их основе формируются политические ориентации и поведение, отношение индивидов и групп к государственным институтам власти, участию в управлении и т. д.

Данное понятие связано как с индивидуальными, так и с групповыми процессами познания и ценностными ориентациями в политической сфере. Соответственно оно включает в себя все уровни восприятия, понимания и истолкования политических процессов — от первичных импульсов до сложных теоретических построений.

Исходным (базовым) пластом политического сознания является психолого-политическое состояние человека, формирующее предпосылки для его ориентации в мире политики, т. е. в окружающем его политическом пространстве, в котором он может играть активную или пассивную роль в зависимости от темперамента, воспитания и образования, убеждений, потребностей и ценностей.

Отсюда следует, что социально-политическое пространство, т. е. совокупность институтов гражданского и политического сообщес а также сложившихся политических традиций, идеологий, многоуро, невых структур знания, функционирующих в единстве с исторически обусловленной социально-психологической средой, играет по отношению к политическому сознанию роль детерминирующего фактора. Фактора, обусловливающего стремление индивида адаптироват к тем или иным групповым политическим интересам, составить конкретное представление о государстве, власти, определить свое отношение к ним. Тем самым приобретается опыт политического участия.

Содержание политического сознания составляют политические ориентации, т. е. нормативные представления людей о соответствую: их стремлениям целях политической деятельности и приемлемых для них средствах достижения этих целей. Эти ориентации могут принимать форму стереотипов, т. е. определенных образов мышления и поведения, влияющих на установки, готовность индивида или группы к определенной реакции.

В зависимости от степени детерминации, характера взаимодейств!' индивидов в социально-политическом пространстве постепенно возникают и начинают активно влиять на общественную жизнь следующие функции политического сознания:

• когнитивная — потребность в познании человеком различных сторон мира политики;

идеологическая — необходимость в обосновав®,щите и оправдании интересов группы или общества в цело»; коммуникативная — обеспечение взаимодейсшзубъектов политики между собой и с институтами власти; прогностическая — способность индивидов игрт к формулированию целей, перспективной оценке направляй развития политических процессов; воспитательная — возможность влиять на патиттеское поведение в соответствии с определенными целями, щам и.

Политическое сознание имеет несколько уровнен Теоретический уровень представлен различногозда концепциями, идеями, воззрениями, имеющими политтий характер. В наиболее обобщенном виде он выступает ввшолитической идеологии. Любая политическая идеология сосгаг из трех частей: образа действительности; аксиологичесвдценностной) системы; практических указаний. Теоретичешшровень политического сознания позволяет: ставить и решать важнейшие политические цели задачи, как фундаментальные (стратегические), так и текшие (тактические); определять средства и методы их достижения; определять направления и пути организацштлолитического обеспечения решения назревших проблем; вырабатывать концептуальные подходы ксошьному контролю хода выполнения политических решенищелевых программ; корректировать политику с учетом данных Еактического опыта. Эмпирический уровень базируется на непосредсшой практике, участии в политическом процессе различных сосал ьных общностей. Данный уровень отражает политическуюлйтвительность в форме ощущений, иллюзий, переживаний, предавлений. Обыденный уровень тесно связан с эмпирически уровнем, но в то же время в сравнении с ним имеет ряд отдан. Так, эмпирический уровень характеризует практический сыт субъекта. Обыденный уровень характеризует совокупностшзникающих непосредственно из будничной жизни идей, взпятз социально-

го слоя или группы людей.

Данному уровню присущи ярко выра. женные социально-психологические черты: настроения, чувства, эмоции. Это придает ему особую динамичность, способность чутко реагировать на изменение политической ситуации.

Политическое сознание выступает в различных формах.

Специализированное политическое сознание — это, как правило, идеологически однородное сознание. Главное в этой форме — выработка, развитие и внедрение в сознание рядовых представителей общественного класса, социальной группы определенных ориентаций, установок. Носители специализированного сознания — это прежде всего политические партии и иные политические организации и объединения.

Массовое политическое сознание опосредованно выражает уровень и содержание потребностей общества. Оно отражает также характер знаний общества о политической действительности. Массовое политическое сознание определяет тип и уровень политической культуры общества и обусловливает наиболее типичные, массовые варианты политического поведения. Оно весьма динамично, так как испытывает на себе воздействие множества факторов: различные социальные потрясения, содержание конкретной исторической ситуации и многое другое. Наиболее распространенный способ выявления массового политического сознания — опросы общественного мнения по политическим вопросам.

Необходимо различать групповое и индивидуальное политическое сознание.

Групповое политическое сознание рассматривается как обобщенное сознание больших (социальные классы, национально-этнические образования, группы и слои населения) и малых (политическая элита, политбюро правящей партии, разнообразные лоббистские образования типа групп давления и т. п.) групп, связанных с политикой.

Индивидуальное политическое сознание трактуется как свойство и качество личности, «политического человека», способного так или иначе воспринимать политику, более или менее точно ее оценивать и относительно целеустремленно действовать в политическом плане. Диалектику политического сознания общества, группы, индивида можно выразить как «всеобщее — особенное — единичное».

С возникновением политики как особой сферы жизнедеятельности общества функции и роль политического сознания оценивались далеко не однозначно. С одной стороны, исторический опыт и логика требуют признать тот очевидный факт, что политическое сознание фор'

шруется как результат сложной эволюции политических институтов, на которую оказывают влияние предшествующие традиции общественной деятельности, процесс политической социализации, формы образования и множество других факторов. С другой стороны, уже в древности, с появлением первых философских школ, возникает явление, которое К. Поппер назвал «историцистской идеологией».

Суть этого явления связана с попытками открыть всеобщие законы истории и политики, в соответствии с которыми должно развиваться общество. Отсюда возникло убеждение в том, что системы политической философии оказывают решающее воздействие на политическое сознание, определяя характер политического поведения и участия.

Такого рода модели политического сознания преувеличивают и абсолютизируют влияние философских идей на системы убеждений, нравы и институты. Сторонники этих моделей утверждают, что все значительные политические перевороты Нового времени, например французская революция XVIII в., революция в России 1917 г., являются результатом внедрения в общественное сознание идей конституционализма, либерализма, социал-демократии.

Влияние этих идей действительно было существенно, особенно в период, предшествующий политическим переворотам. Вместе с тем можно утверждать, что различные варианты политической философии сами явились одним из средств рационализации уже сложившихся политических традиций и социальной практики. Например, формирование американских политических институтов в период, предшествовавший Войне за независимость, образованию США, происходило под влиянием английских традиций и правовых норм в сочетании с принципами «естественного права». С одной стороны, все эти элементы развивались исходя не столько из практического опыта, сколько из той или иной философской системы.

С другой стороны, идеи Локка. Монтескье, Руссо, хорошо известные авторам проекта Конституции США, использовались не как отправные точки для создания новой идеологии, а как аргументы, подтверждавшие правильность того, к чему американцы пришли эмпирическим путем.

Точно так же революция в России произошла не в результате внесения социалистами различных оттенков политического сознания в «пролетарскую массу» (В. И. Ленин справедливо полагал, что это необходимый субъективный фактор), а вследствие острейшего кризиса, вызванного Первой мировой войной. В ходе самой революции отчетливо проявились традиции, восходящие к крестьянским восстаниям

и бунтам XVII—XVIII вв. Идеи Маркса были только «верхним пластом», с помощью которого оформлялась официальная идеология, ц* во всем соответствовавшая основным принципам «классического» марксистского социализма.

I аким образом, философские концепции вместе со сложившимися политическими институтами и нормами, вступая во взаимодействие с подсознательными пластами человеческой психики, создают в сознании класса, слоя, группы политические образы, которые далеко не всегда совпадают с политическими реалиями.

Основными функциями политической идеологии являются: рекламирование своих взглядов как взглядов всего общества; внедрение в народное сознание определенных оценок прошлог настоящего и будущего страны; внесение ясного представления о целях и задачах развития данного общества;

• объединение граждан для практического выполнения этих задач.

Мы видим, что политическая идеология стремится сплотить общество либо на основе интересов какой-нибудь определенной социаль- пой (национальной, религиозной) группы, либо для достижения целей, не опирающихся на конкретные слои населения (идеология фашизма, анархизма). При этом идеология должна сочетать интересы народа и красивую мечту о будущем.

В нас гоящее время можно выделить несколько основных политических идеологий. Либеральная идеология — США. Консервативная идеология — Англия. Социал-демократия — Швеция. Экстремистская идеология - Иран.

Либерализм (от лат. Leberalis - свободный) зародился в XVIII в. как идеология буржуазии. Окончательно сформировался к середине XIX в. I лавными теоретиками либерализма являются английские (А. Смит, И. Бентам), французские (Ш. Монтескье, Б. Констан, Ф. Гизо), немецкие (И. Кант. В. Гумбольдт), американские (Т. Джефферсон, Д. Мэдисон) мыслители.

Основополагающие принципы либерализма были провозглашены в Декларации прав человека и гражданина (1789 г.) и закреплены в Конституции Франции (1791 г.).

Интерес к либерализму в нашей стране резко возрос в связи со стремлением вписаться в мировое политическое цивилизационное развитие.

Основные принципы либерализма следующие: абсолютная ценность человеческой личности и изначальное (от рождения) равенство всех людей (естественное право); отдельный индивид существеннее и реальнее, чем общество и его институты, индивидуальные потребности и права важнее любых коллективных прав и интересов; свободы человека в обществе. Его право и возможность самому определять свои жизненные цели и выбирать направления деятельности; личная ответственность (своим статусом, своим состоянием) за результат деятельности, за свое положение в обществе и свое благополучие; защищенность частной жизни человека (прежде всего от произвола государства); обеспечение свободы действий в рамках закона во всех сферах общественной жизни.

Государство призвано исполнять роль «ночного сторожа» и наделяется лишь функциями по охране общественного порядка и защите страны от внешней опасности.

Идеал либерализма — общество реальных прав и возможностей, 1де каждый, если он достаточно трудолюбив и умен, может добиться жизненного успеха и общественного признания.

Лозунг либерализма - не мешайте действовать (первоначально требование отмены регламентации экономической жизни).

Основной упор в либерализме делался на экономическую независимость индивида, которая достигается установлением свободного предпринимательства в рамках рыночных отношений, независимых от государства.

Отметим, что либерализм возник в период борьбы с феодализмом, его идеи явились выражением мировоззрения среднего сословия, так называемых бюргеров или буржуа. В тех условиях буржуазия выражала общую для всех антифеодальных сил веру в свободу, торжество разума, прогресс.

Основные политические идеи либерализма:

• приверженность парламентскому строю;

негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государства; необходимость разделения властей, верховенство закона; обеспечение основных политических прав и свобод граждан, уважение достоинства человеческой личности; расширение практики плебисцитарной демократии, всенародного обсуждения законов; необходимость конкуренции элит: компромисс, консенсус в решении политических проблем.

С XVIII в. до наших дней либерализм является доминирующей политической идеологией. Но он не остался неизменным. В конце XIX и в начале XX в. отчетливо проявился кризис базовых ценностей либерализма. связанных с реализацией принципов свободной конкуренции.

Классический либерализм привел к полярнзацин общества. Свободные рыночные отношения не смогли обеспечить социальную гармонию и справедливость. Не случайно либерализм эволюционировал в сторону неолиберализма, который включил в себя некоторые принципы социал-демократии: принципы реформизма, солидарности управляющих и управляемых, урегулирования социальных конфликтов; идею усиления роли государства; идею социально ориентированной экономики.

Плюсы либерализма: сегодня нет никаких оснований отрицать роль либеральной традиции в формировании облика современного мира; либерализм утверждает права человека, идеи правового государства.

Основной минус либерализма состоит в том, что идея абсолютно свободы никогда не может быть реализована, более того, она во многом вредна.

Консерватизм (от лат. conseware — сохранять). Как идеологическое течение сложился в конце XVIII в. Его основой стала борьба за сохранение существовавшего порядка, реакция на преобразования общества после Французской революции 1789 г. Впервые термин был употреблен французским писателем Шатобрианом в 1818 г, когда он стал издавать журнал «Консерватор».

Общепризнанным основателем консерватизма является английский политический деятель, философ и публицист Эдмунд Берк. В 1790 г. он опубликовал книгу *Размышления о революции во Франции», в которой впервые им были сформулированы основные принципы консерватизма: незыблемость естественным образом сложившихся вещей (общество — это организм, и его нельзя перестраивать, как машину); приоритет преемственности над инновациями; неверие в возможность социального равенства (иерархичность человеческого общества вследствие естественного неравенства людей); власть дана от Бога, она свята, поэтому управляемые должны ей подчиняться.

В отличие от либералов, для которых государство — это договор, консерваторы ориентируются на государственный авторитет (государство — это постоянная ценность общества). Частная собственность — это гарант личной свободы и социального порядка. Будущее всегда выводится из прошлого, и поэтому так важно сохранить историческое сознание народов, уважительное отношение к прошлому, религиозным традициям и ценностям. Отсюда резко отрицательное отношение к революциям.

Одним из центральных понятий консерватизма является порядок, противопоставленный хаосу. Поэтому определяющей является роль государства, которое отделяется от общества и становится над ним. Лишь сильное государство может обеспечить порядок, сдержать эгоизм различных социальных групп, подчинить их общей воле.

Свобода не имеет абсолютного характера, она ограничена и допускается в определенных границах. Интересы государства, нации, общества, коллектива выше интересов индивида.

В начале XX в. произошла определенная трансформация консерватизма: возникла идея ослабления государственного регулирования экономики; стала явной необходимость поощрения предпринимательской инициативы; укрепилась идея синтеза принципов либерализма (рынок, конкуренция, свобода предпринимательства) с традиционными ценностями консерватизма (семья, культура, мораль, порядок).

В связи с возрастанием в современном обществе роли знаний и информации неоконсерватизм ориентируется на проблемы образова* культуры, качества жизни. Культура и духовность рассматрива! как базовые ценности для освоения новых технологий.

Социал-демократия. Главная идея — капитализм может эволки пировать в социально справедливое общество: путем разрешения противоречий между буржуазией и рабочим классом на основе компромиссов; путем усиления социальной защищенности трудящихся; путем использования парламентской демократии.

Основные принципы: отношение к социальной справедливости как к общественному идеалу, которого невозможно достичь, но к которому следует стремиться; осознание демократии как несовершенной, но наиболее рацио

признание самоценности человеческой личности и неооходимо- сти защиты ее прав, свобод от государственных институтов; соединение социальной справедливости с эффективной рыночной экономикой.

Стержневой идеей социал-демократов является «демократичен социализм». Это: свобода, социальная справедливость, солидарность; освобождение народов от их зависимости от меньшинства, которое владеет средствами производства; предоставление народу права решающего голоса в экономике и политике.

Экстремизм — это приверженность к крайностям в политике. Политический экстремизм стремится к радикальному изменению государственного строя и существующего политического режима, а иногда и системы между народных отношений. Экстремизм неотделим от радикализма. Радикализм — это решительное, бескомпромиссное осуществление намерений, совокупность социально-политических идей и действий, направленных на коренное изменение политического положения. Часто экстремизм проявляется в терроризме — это форма политической деятельности, связанная с применением жестоких, на-

сильственных способов достижения целей. По своим методам экстремизм и терроризм близки, но не тождественны. Не все экстремисты используют насильственные методы. В отличие от терроризма насилие в экстремизме может носить спонтанный, немотивированный, иррациональный характер.

Коммунизм (марксизм). Основные особенности марксизма следующие. Исторический процесс рассматривается как смена общественных формаций в результате конфликта производительных сил и производственных отношений (в фундаменте этого процесса — диалектический закон единства и борьбы противоположного). Логическим следствием классовой борьбы является социальная и политическая революция (революция с точки зрения диалектического взгляда на развитие является неотъемлемым моментом всякого развития — перерывом постепенного эволюционного развития в рамках данного качества, скачком в новое качество). Слом буржуазной государствен ной машины и замена ее диктатурой пролетариата — первая фаза коммунистических преобразований общества, устанавливающая общественную собственность на средства производства и распределение полученного продукта в соответствии с качеством и количеством труда каждого. Построение бесклассового общества, в котором государство отомрет за ненадобностью, так как высочайший уровень производительности труда, подкрепленный общественной собственностью на средства производства, позволит перейти к распределению по потребностям, упразднить основу эксплуатации человека человеком, все формы социального угнетения. Это будет завершением цикла отрицания, отправным пунктом которого был первобытный коммунизм.

Концепция К. Маркса была создана на основе анализа исторического развития западноевропейского региона, воплощающего всеобщие законы развития. К. Маркс указывал, что первой фазой становле- НИя коммунистического общества будет экономическое объединение иаиболее развитых в экономическом отношении капиталистических г°сударств Запада и введение общей валюты...

Фашизм (национал-социализм) (итал./алгшпо, от лат .fascio — пучок, связка, объединение) — политическая идеология, сформировавшаяся в Италии, Германии и Испании в 20-30-х гг. прошлого столетия и служившая популистским средством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Родоначальником фашизма явился бывший лидер левого крыла итальянских социалистов Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и концепции морганистского государства» (оправдывающего агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовала крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.

Характерной разновидностью фашизма был национал-социализм Гитлера. Немецкая версия фашизма отличалась большей долей реакционного иррационализма («германский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав некоего мифического народа — «арийцев». В соответствии с признанием его привилегированности была провозглашена политика поддержки государств «культуросозидающих рас» (к настоящим арийцам были отнесены немцы, англичане и ряд северных европейских народов), а также политика ограничения жизненного пространства для этносов, «поддерживающих культуру» (к ним причисляли славян и жителей некоторых государств Востока и Латинской Америки) и беспощадного уничтожения «культуроразрушающих» народов (негров, евреев, цыган). Таким образом, идейной основой фашизма являются доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп общества.

Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют увидеть его политические очертания помимо названных государств также во франкистской Испании. Японии 30-40-х гг., Португалии при А. Салазаре, Аргентине при президенте Пероне (1943-1955 гг.), Греции конца 60-х, в отдельные периоды в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили.

Внешнеполитической стратегией фашизма является захват новых территорий и подчинение фашистским режимам завоеванных стран. Фашистская Германия во главе с Гитлером (у власти в 1933-1945 гг.), заключив союз с фашистской Италией во главе с Муссолини (у власти в 1922-1943 гг.) и милитаристской Японией, развязала Вторую мировую войну 1939-1945 гг.

В 1945 г. решением Берлинской конференции национал-социалистическая партия Германии и подконтрольные ей организации были уничтожены. В 1970-х гг. были ликвидированы фашистские режимы в Португалии, Греции, Испании.

Однако от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистические, ни религиозные, ни какие-либо другие идеологии, стоящие на принципах политического переустройства общества, выступающие за привилегированное положение для «коренного населения», «приверженцев подлинной веры», «гегемона исторического процесса» и предлагающие радикальные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса.

Поэтому крайне важно Внимательно относиться к появлению на политическом рынке идей, стремящихся закрепить чье-либо социальное превосходство в ущерб другим гражданам и не желающих останавливаться ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей. И хотя такое отношение к фашизму актуализирует авторитарные методы управления в демократических режимах, оно позволяет своевременно увидеть опасность нарастания насилия, национального милитаризма, вождизма и других черт этой агрессивной идеологии, чреватой разрушением цивилизованного облика общества.

Религиозный экстремизм проявляется в нетерпимости к представителям других религий и конфессий. В ряде стран мира религиозный экстремизм является прикрытием или формой политического экстремизма. Под религиозными лозунгами часто пытаются скрыть политические и экономические цели, как это было, например, в Чечне.

Религиозный экстремизм — это идеология и деятельность крайне фанатичных элементов в религиозных организациях и странах. Фанатизм и радикализм могут проявляться в рамках практически любой религиозной идеологии. Например, экстремизм можно было наблюдать как в действиях католиков, так и в действиях протестантских «ультра» в Ольстере (Северная Ирландия). Однако в последнее время наиболее актуальной и опасной является проблема исламского экстремизма и терроризма.

Хорошо известны преступления «Аль-Каиды», «Братьев мусульман», ваххабитов и других фундаменталистских организаций в разных странах мира. Ваххабизм — это религиозно-политическое течение в исламе, возникшее в конце XVIII в. в Аравии. Основатель — арабский богослов Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб выступил с проповедью возрождения «чистого» ислама, за «подлинное» единобожие. Современные последователи Ваххаба, прикрываясь его идеями, совершают террористические акты на Северном Кавказе. Лидер «Аль-Каиды» Усама

бен Ладен является выходцем из Саудовской Аравии и носителем ваххабизма.              4

Исламский экстремизм может поддерживаться государствами и иметь государственный характер (власть талибов в Афганистане, война между Ираном и Ираком, стремление к ядерному оружию в Иране, палестинский терроризм). Часто экстремизм на Востоке связан с конфликтами между различными сектами в исламе (например, в Ираке). Основные направления в исламе — суннизм и шиизм. Социальная база экстремизма — маргинальные, бедные слои, молодежь, националистические и религиозные движения, стремящиеся ликвидировать функционирующие институты власти и установить антидемократическое правление.

В настоящее время наиболее опасен не программный экстремизм и «идейный» терроризм, а этнический и религиозный терроризм, пользующийся значительной поддержкой населения ряда стран и применяющий методы партизанской войны. Борьба с экстремизмом часто затрудняется международным вмешательством и тем, что террорист-фанатик совершенно не дорожит ни чужой жизнью, ни своей собственной, — ему нечего терять, он ничего не боится. Так как терроризм приобрел международный характер, условием успешной борьбы с ним являются солидарность и международное сотрудничество. 

<< | >>
Источник: В. П. Огородников, Н. М. Сидоров. Политология. 2009

Еще по теме Политическое сознание и его типы:

  1. Политическая организация общества.
  2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  3. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
  4. ПОЛИТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ
  5. Определения политической культуры делятся на 4 основные группы.
  6. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПСИХИКА
  7. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ И СТЕРЕОТИПЫ
  8. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ: ПОЗИЦИИ ГРАЖДАНИНА
  9. ТИПЫ И ТИПОЛОГИИ МАЛЫХ ГРУПП В ПОЛИТИКЕ
  10. МАССОВАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  11. ТЕМА 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
  12. 12.1. Понятие политического менталитета
  13. 1. ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ И КРИТЕРИИ ЕГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ
  14. ИДЕОЛОГИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСОЗНАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И КАК САМОСОЗНАНИЕ КЛАССА