>>

Политика: понятие, свойства, основные парадигмы объяснения политики

 

Есть немного областей общественной жизни, которые вызывают во все времена живой интерес. Одна из таких областей — политика. В самых разных аудиториях, в университете или в компании друзей, на митинге или после просмотра интересной передачи, излюбленной темой являются вопросы политики, события у нас в стране или за ее пределами.

Мы стремимся прокомментировать интересные факты, найти причины, которые побудили людей поступать так, а не иначе, невольно ставя себя на их место. Но нам часто бывает недостаточно знаний, ведь политический деятель, принимая решения, должен учитывать традиции и нравы, особенности культуры данного общества. Он должен не только знать политическую систему своей страны, но и предвидеть, к каким последствиям приведут его решения, так как решения политика оказывают влияние на большие группы людей, а часто и на жизнь всего народа. Ошибки политического деятеля зачастую приводят к национальным бедствиям и мировым катастрофам.

В повседневной жизни слово «политика» вызывает у людей самые разнообразные ассоциации. У одних они связаны с образом президенту У других — с представлениями о деятельности парламента и политических партий, у третьих — с участием в митингах, демонстрациях и выборах.

Часто в термине «политика» связывают, соединяют до отождествления очень разные моменты объективной и субъективной реальности. Для того чтобы не совершать в дальнейшем теоретических, а иногда и практических ошибок, сразу выделим три основные сферы политики. Политика как объективные отношения власти и подчинения (то, что составляет суть политической жизни общества). Политика как социальные институты (прежде всего к ним относится система государственной власти, осуществляемой государственным аппаратом), специально создаваемые для укрепления, развития и управления объективными отношениями власти и подчинения. Политика как сфера политического сознания — тех или иных вариантов отражения объективных политических отношений в сознании общества.

Политология, представляя высший теоретический уровень политического сознания, по сути своей является отражением объективных политических отношений. Таким образом, объектом политологии являются отношения власти и подчинения, а ее предметом — общие законы становления и развития этих отношений.

Далеко не каждый активно участвует в процессе становления и развития политических отношений, т. е. в реальной политике. Для большинства людей более интересна их любимая работа техника или инженера, предпринимателя или врача; кто-то посвятил свою жизнь воспитанию детей.

Однако, как справедливо писал еще в 1905 г. В. И. Ленин, «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя»[I]. То есть нельзя не участвовать в политических отношениях.

Все мы граждане, а значит, у нас есть политические и иные свободы и ограничения, мы обладаем гражданскими правами или их де-факто лишаемся (сами того не понимая). Но одно дело формально обладать, другое — иметь условия реализации прав, уметь пользоваться этими правами для своего блага, блага своей семьи, друзей и не в ущерб обществу. Чем определяются реалии прав и свобод гражданина: законом, совестью, волей «VIР-персон»? Все это и изучает политология.

Политика затрагивает интересы всех людей. Вопрос заключается в том, насколько сознательно или бессознательно каждый человек оказывается субъектом политических отношений, насколько обдуманно он делает свой политический выбор при голосовании в органы власти, понимает ли он последствия того или иного своего действия, участвуя в каких-либо общественных акциях протеста или поддержки. Помочь молодому человеку самоопределиться в политической жизни, чтобы не стать объектом манипулирования политических лидеров, партий и движений, средств массовой информации, и призвана политологии.

Среди обществоведческих наук политология относительно молодая учебная дисциплина.

Впервые кафедра политической науки была создана в США в 1857 г. на базе Колумбийского колледжа силами философов, правоведов и социологов.

В западноевропейских странах политическая наука начала свое развитие с конца XIX в. Так, в 1871 г. во Франции возникла свободная школа политической науки, ныне Институт политических исследований Парижского университета, а в 1895 г. была основана Лондонская школа экономики и политической науки. Начиная с середины 1950-х гг. XX в. курс политологии был рекомендован для изучения в учебных заведениях стран — членов ЮНЕСКО.

В нашей стране Ассоциация политических наук была организована при АН СССР в 1958 г. Однако формирование политологии продолжается и по сей день. Догматизация марксизма послужила почти непреодолимым препятствием для становления системы объективного знания о политике, даже на базе фундаментальных принципов, провозглашенных марксизмом. Советские ученые-обществоведы, к сожалению, не смогли использовать многие научные политологические идеи, которые были сформулированы российскими учеными в XIX и начале XX в., например историком В. О. Ключевским, который разработал методологию анализа истории русского государства и выявил специфику взаимодействия в России политического и экономического факторов; исследователем истории мировой политической мысли Б. Н. Чичериным, создавшим пятитомный труд «История политических учений»; М. Я. Острогорским, заложившим основы политической социологии; государствоведом И. А. Ильиным; философом Н. А. Бердяевым, чьи исследования российского политического сознания, бесспорно, остаются руководством при изучении специфики политической жизни в России. Мифы и стереотипы в политической науке преодолевались бы быстрее, если бы не были преданы забвению оригинальные труды о государстве теоретиков анархизма М. А. Бакунн- на и П. А. Кропоткина, выдающихся российских социал-демократов Г. В. Плеханова и А. А. Богданова.

Одна из основных причин длительного застоя политологической мысли в нашей стране — ее невостребованность политической практикой. Невостребованность науки о политике объяснялась как социально-политическими, так и теоретико-гносеологическими факторами.

Прежде всего распространением упрощенных, стереотипных рассуждений в объяснении политических явлений.

Политику рассматривали не как самостоятельную сферу общественной жизни, а лишь как форму проявления экономических, социальных и других общественных отношений. Государство полностью отождествлялось с обществом, правящая партия — с народом, политическое сознание — с общественным сознанием.

Безусловным препятствием для познания был упрощенный подход к политической практике как детерминированной только классовыми интересами и классовой идеологией, которые гарантируют во всех случаях безошибочность политической деятельности.

Нельзя не учитывать того, что командно-административная система, режим авторитарной власти просто-напросто не нуждались и не нуждаются в научном исследовании механизмов политической деятельности и закономерностей политического процесса.

Потребность в учении о политике возникает тогда, когда политические субъекты приходят к убеждению, что волевые политические решения более не могут обеспечить управление сложными противоречивыми политическими процессами. Такая потребность ощущалась в стране и ранее, но особенно обострилась в кризисной ситуации конца 1980-1990-х гг. В России политология в качестве самостоятельной, академической дисциплины получила права гражданства в 1990-х гг. XX в. Она стала преподаваться в вузах и средних специальных учебных заведениях как обязательный предмет. Причины глубочайшего экономического, политического и социокультурного кризиса, потрясшего Россию в период правления президента Б. Н. Ельцина, до сих пор трактуются самыми высокими политическими деятелями не только различно, но и диаметрально противоположно. Но политическая наука, призванная объяснить стремительные экономические, политические, психологические и культурные трансформации российского общества, не может не исследовать объективные законы общественного развития. Это относится и к общественным наукам, в противном случае они перестают быть таковыми, ибо утрачивают свою методоло

гическую функцию (с точки зрения Лебедя, Рака и Щуки из известной басни, воз можно вести в различных направлениях) и становятся практически бесполезными, если не вредными.

Кроме того, глубокое изучение политики важно для понимания гражданами своей роли и места в обществе, формирования у них ощущения собственной значимости, гражданственности и сопричастности к делам общества, выработки активной жизненной позиции. Развитая способность анализировать и интерпретировать политические процессы вырабатывает у человека умение самостоятельно ориентироваться в мире политики, в каком бы качестве он ни выступал: в качестве сознательного гражданина, кандидата на государственную должность, рационального избирателя и т. д.

В наиболее общем виде политология — отрасль знания о политике, о структуре, функционировании и развитии политической жизни государства и общества, отражающая процесс включения социальных общностей, личности в деятельность по реализации политических интересов и политической власти.

Любое общество можно представить как систему из четырех сфер: экономической, политической, социальной и духовной. И для каждой из этих сфер есть основные проблемы, то или иное решение которых определяет сущность данного общества на определенном историческом этапе его развития: Экономическая. Какая форма собственности является основной: частная, групповая или общественная. Политическая. В чьих руках находится власть (в руках одного, немногих или большинства) и как она осуществляется (силой или согласием). Социальная. Какой класс является основой общества: беднейшие, «работные» люди или сверхбогачи. Духовная. Какие традиции, идеалы, ценности являются основными в этом обществе, «все мы люди, все мы братья» или «человек человеку волк».

В зависимости от того, как практически решаются эти основные вопросы, можно выделить большое разнообразие современных обществ. Это также является предметом изучения политологии.

Исходя из наших размышлений, мы можем выделить две группы политологических вопросов.

Что такое политическая жизнь общества, из чего она состоит, какие Функции выполняет?

Как политическая сфера общества влияет на другие составные части нашей жизни: культуру, семью, экономику, науку?

Термин «политология*, или «политическая наука*, образовался от слияния двух греческих слов politiko — государственные или общественные дела и logos - слово, учение.

Политология — наука о политике и влиянии ее на личность и общество в целом. Это наиболее общее и во многом тавтологическое определение, которое будет далее уточнено и концептуализировано.

Как уже отмечалось, центральным в политологии является вопрос о сущности политики и власти.

На первый взгляд очень сложно отделить нашу жизнь от политики. Это не удивительно, так как в повседневной жизни слово «политика* сочетается с самыми различными явлениями и процессами. В большинстве случаев это обыденное, ненаучное определение политики. В повседневной жизни политикой часто называют всякую целенаправленную деятельность, будь то деятельность руководителя государства, партии или фирмы или даже отношение жены к своему мужу, подчиненное определенной цели. Политику понимают как «искусство возможного*.

Такой разброс обыденных представлений о политике связан не только с недостаточно четкими, ограниченными или просто ошибочными знаниями о ней различных людей, но в первую очередь со сложностью, многогранностью, богатством проявлений этого феномена.

Научные трактовки термина «политика» отличаются от повседневных представлений строгой логической аргументацией, обобщенностью и систематизацией, хотя и не исключают некоторой противоречивости мнений.

ПОЛИТИКА — первоначально означала различные формы государственного правления. Впервые термин употреблен Аристотелем в его трактате «Политика» — дословно «все, что относится к государству». Традиция такого понимания политики существовала долгое время, ее описание и изучение сводилось к исследованию различных форм правления (монархия, республика), способов взаимодействия государства и общества, выявлению взаимосвязей государства с экономическим и социальным строем.

Первоначально политика означала управление. Эта наиболее широкая трактовка политики и была присуща древнегреческому философу Аристотелю и его последователям. И сегодня такие суждения, как «транспортная политика государства», «кадровая политика на предприятии», предполагают именно управленческий смысл.

Второе, более узкое значение - политика как стратегия. Когда мы слышим о политике правительства или о политике какой-либо партии, то невольно представляем какой-то план, программу, субъективную но тю политика при достижении какой-либо цели. Это тоже распространенное, обыденное представление о политике.

Л теперь о более строгом определении категории «политика». Какие факты, события, процессы и закономерности имеют политическое значение? «Всегда подразумеваются, что интересы распределения, сохранения, смещения политической власти являются определяющими тля ответа на указанный вопрос, или обусловливают это решение», — отмечал Макс Вебер («Политика как профессия и как призвание» (лекция будущим политологам)), знаменитый немецкий социолог и политолог. Отсюда все вопросы, связанные с завоеванием, удержанием и использованием власти, являются всегда вопросами политическими. Это один аспект политики. Другой заключается в следующем.

Политика — это многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом.

Отсюда можно выделить несколько основных толкований политики: как отношения власти и подчинения между классами; как господства, связанного с завоеванием, удержанием и использованием власти; как управления, упорядочения общественной жизни; как системы принципов и норм регулирования жизни общества в целом и социальных групп, имеющихся в данном обществе.

Исходя из этого можно представить основную классификацию политики.

По сферам общественной жизни политика делится на: экономическую; социальную; национальную; научно-техническую; экологическую; культурную; военную.

По объекту воздействия на: внутреннюю; внешнюю.

По субъектам политики на: государственную политику; политику партий; политику общественных организаций и движений.

По приоритету деятельности (цели): политику нейтралитета; политику национального примирения; политику «открытых дверей*; политику «большого скачка»; политику компромиссов.

Граница между явлениями общественной жизни, относящимися к сфере политики, и неполитическими явлениями и событиями весьма подвижна и условна. Она меняется в зависимости от эпохи, от уело- ! вий конкретного общества. Какая-либо экономическая проблема, например размеры заработной платы, не имеет политического звучания в одних условиях, в других же приобретает политический смысл.

Понятно, что здесь исподволь «срабатывают» известные законы диалектики. Так, когда заработная плата у определенной категории ! лиц, скажем государственных служащих, возрастая, переходит опре- деленную границу меры, данная социальная группа переходит в иное ! качество и начинает играть иную роль в реальной политике. В свою очередь, относительное снижение зарплаты ниже некоторой границы j меры у большинства производителей также неминуемо ведет к политическому взрыву, качественному изменению общества. Напомним, что закон единства количественных и качественных изменений трак- j тует изменение в рамках меры как ЭВОЛЮЦИЮ, а переход через границу меры как РЕВОЛЮЦИЮ, скачок в новое качество. Это один из ] всеобщих законов, который проявляется как в неживой природе, так и в обществе. Это, конечно, должны знать политики, пытающиеся иног- ] да вместо конкретных действий «заговорить» народ, утешить обеща- I ниями или обвинить во всем Бога и его волю, фатальное невезение, личное разгильдяйство: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». I Основа для выделения политического события — выбор, возможность принять то или иное решение. Для наглядности рассмотрим раз- ]

Таблица 1.1

Различия принципов деятельности и их реализации в сферах этики,

политологии и юриспруденции

Этика

Политология

Юриспруденция

Моральные нормы

Опирается на мнение общества и государства

Юридические нормы

Вырабатывает гражданское общество

Диалог между гражданским обществом и государством

Вырабатываются

государством

Только так. а не иначе

Или, или

Только так. а не иначе

Консервативные нормы

Мобильные нормы

/>линия принципов деятельности и их реализации в сферах этики, политологии и юриспруденции (табл. 1.1).

В обществе всегда присутствуют моральные нормы. Эти нормы вырабатываются людьми в непосредственной жизни, чаще всего без вмешательства государства. Нарушение этих норм влечет за собой моральное осуждение общества, которое зачастую бывает более суровым, чем государственная кара.

Напротив, юридические нормы вырабатывает государство и закрепляет их в законах. Нарушение этих законов ведет к санкциям (наказа ниям) со стороны государства, но не обязательно к осуждению со стороны общества.

Юридические и моральные положения носят нормативный характер и отвечают на вопрос ¦как должно быть?» Но там, где не срабатывают нормы, начинается политическое воздействие. Это и дало основание американским политологам Дэвиду Истону и Гэбриелу Алмонду, виднейшим современным политологам (США), дать такое определение: «Политика — это решение всех общественных проблем, за исключением нравственных».

Границы поля политики очень изменчивы и в пространстве, и во времени. В период устойчивого, спокойного развития общество стремится жить на основании нравственных и юридических норм, которые охраняют церковь, общественное мнение, государство. Люди живут как бы по привычке.

Иное дело во времена революций, бунтов. Не случайно историки называют эти периоды жизни общества «смутным временем». Рушатся нравственные устои, которые вчера казались незыблемыми. Отменя-

ПОЛИТОЛО!

ется действующая конституция, уничтожаются законы. Любой обще- ственный вопрос, будь то вопрос государственного строя или экономики, культуры или науки, классовый или национальный, приобретает политическое значение. Страна на распутье. И в зависимости от того, как она ответит на эти или другие вопросы, в каком направлении будут формироваться юридические нормы, в стране будет создан тот или] иной политический строй.

Структура политики

С истемообразующее ядро: экономическое противоречие между про-i изводством и потреблением — источник политической деятельности и отношений власти и подчинения между членами общества.

Элементы, субординированные и координированные в отношении ядра: политические отношения — взаимосвязи и взаимодействия субъектов политики и власти; политический интерес осознание объективных тенденций развития экономического противоречия и оснований экономической и политической власти — детерминант политического пове- J дения; политическая организация, обеспечивающая деятельность институтов публичной власти (прежде всего государства) как центров управления и регулирования общественных процессов; политическое сознание - ориентации либо на сохранение данной политической системы, власти, либо на ее дестабилизацию I и радикальное изменение; политическая деятельность - активность, направленная на изме- | нение или сохранение существующих политических отношений.

В структуре политики выделяются собственно политические отношения, представляющие действительный характер взаимоотношений между группами и властью; политическое сознание, которое отражаег зависимость политической жизни от осознания группами общественно значимых интересов; и наконец, политические организации (органы законодательной, исполнительной, судебной власти, партии, обще- ‘ ственно-политические движения, группы давления, союзы и ассоциации и т. д.), представляющие политические интересы групп и общно- I стей, составляющих общество.

Зададимся вопросом: когда же зародилась политология как наука „политике?

Видимо, тогда же, когда политическая деятельность оорела право п самостоятельную жизнь. Это произошло в античной Греции приблизительно в V в. до н. э. Именно в это время два великих мыслителя учитель и ученик, Платон и Аристотель дали начало двум основным направлениям развития политологии.

Первое, нормативное направление связано с именем Платона. Он по праву считается отцом политологии, первым политическим теоретиком. Он создал модель идеального государства, где каждый гражданин играл свою роль и знал свое место в идеальном обществе. Чтобы общество было стабильным, в нем, по Платону, должны присутствовать три основных слоя: философы-правители; стражники-воины; ремесленники.

Каждый из этих слоев выполняет в обществе особое занятие и занимает особое положение, причем лишь правители имеют право заниматься политикой. Такую модель общества он называет справедливой, общественное благо является первичным, довлеющим над личными интересами, а единство общества держится на страхе перед наказанием. Несложно увидеть, что идеальное общество, основанное на принципе lt;как должно быть», имеет много общего с юридическими науками, связанными с правовыми нормами. В исследованиях современных французских, английских, немецких политологов характерны направ ления, связанные с совершенствованием политических институтов, разработки элементов политической системы.

Второе, аналитическое направление в политологии связано с именем Аристотеля, ученика Платона.

С позиций Аристотеля, задача политики как науки о государстве состоит в том, чтобы научить политического деятеля искусству госу дарственного управления, показать ему, какое политическое устройство при данном состоянии общества является наиболее пригодным.

Для своих политических выводов, и в частности классификации государств, он использовал огромный фактический материал — результат конкретных исследований 158 городов-государств.

Реконструкция типов и форм политического правления, выделенных Аристотелем приведена в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Типы и формы политического правления по Аристотелю

Правильные формы

Извращенные формы

Кто правит

государства

государства

в интересах кого

Общества

Себя

Один

Монархия

Тирания

Немногие

Аристократия

Олигархия

(господство лучших)

(господство богатых)

Большинство

Полития

Демократия

(господство бедных)

В основе политического устройства Аристотеля — человек, именно он творит политику, определяет ее цели. 

| >>
Источник: В. П. Огородников, Н. М. Сидоров. Политология. 2009

Еще по теме Политика: понятие, свойства, основные парадигмы объяснения политики:

  1. 1.1. Политическая психология: место в системе наук, предмет и задачи
  2. 5.2. Личностно профессиональное и гуманитарно-технологическое развитие субъектов политики
  3. Глава 5 ЧТО ТАКОЕ ЭТНИЧНОСТЬ. ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ
  4. о ПАСПОРТАХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ НАУЧНЫХ РАБОТНИКОВ
  5. А.В.Тетенькин Иркутский государственный технический университет, г.Иркутск, Россия К ВОПРОСУ О КУЛЬТУРНЫХ МЕХАНИЗМАХ ТРАНСЛЯЦИИ АРТЕФАКТОВ В ПРОСТРАНСТВЕ
  6. Глава 14 ИДЕИ ИКОНЦЕПТЫ-«ПРИОРИТЕТЫ»
  7. Гл а в а 18 КУЛЬТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ
  8. Зарождение геополитических идей.
  9. Политика: понятие, свойства, основные парадигмы объяснения политики
  10. Деконструкция и основные понятия постструтурализма.
  11. Метод и методики политической лингвистики
  12. Д.Е. Сорокин Л.И. Абалкин: политическая экономия и экономическая политика
  13. 3.2. Проблема билингвизма в контексте возрождения родного языка
  14. Глава 3 ПОЛИТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ НЕПОЛИТИЧЕСКИХ ФИЛОСОФИЙ
  15. §1.2. Понятие субъективности в философии постструктурализма
  16. 1.2 Практика философского осмысления сексуальности: интерпретация основных понятий исследования
  17. 1.2. Индивидуальное и коллективное сознание
  18. 3.3. Категории и принципы синергетического подхода в социогуманитарном знании
  19. 4.2. Дополнительность и эмерджентность как фундаментальные принципы социальной динамики