<<
>>

Структура и функции политической системы общества

Политическая система представляет собой многофункциональную структуру, включающую в себя различные компоненты: институциональный, состоящий из социально-политических институтов и учреждений (государство, политические партии, общественные движения, организации, объединения, различные органы представительной и непосредственной демократии, средства массовой информации, церковь и др.); функциональный, складывающийся из совокупности ролей и функций.

которые осуществляются как отдельными социально-политическими институтами, так и их группами (формы и направления политической деятельности, способы и методы осуществления власти, средства воздействия на общественную жизнь и др.); регулятивный, выступающий как совокупность политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы (Конституция, законы, обычаи, традиции, политические принципы, взгляды и др.); коммуникативный, представляющий собой совокупность разнообразных отношений между субъектами политической системы по поводу власти в связи с выработкой и осуществлением политики; идеологический, включающий в себя совокупность политических идей, теорий, концепций (политическое сознание, политическая и правовая культура, политическая социализация).

Каждый из компонентов политической системы имеет свою особую стРУктуру, формы внутренней и внешней организации и способы выражения.

Проще говоря, политическая система общества состоит из трех основных компонентов. Политические организации. Политические нормы. Политическое сознание.

Основой политической системы общества является государство. Как политическая организация оно является не только первой но времени возникновения, но и единственной, которая присутствует на всех этапах истории политической системы общества, выступая при этом в различных формах, изменяя свое содержание, функции, цели и т.

д. Государство должно представлять интересы всего населения. Поэтому! главная его роль состоит в том, что оно придает целостность и устойчивость всему обществу. Основные признаки государства, которые отличают его от других политических институтов, следующие. Наличие публичной власти, представляющей собой совокупность аппаратов защиты общества от посягательств извне, принуждения и охраны общественного порядка (вооруженные силы и правоохранительные органы страны), а также систему управления обществом. К последней относятся органы законодательной и исполнительной власти, выступающие носителями государственного суверенитета. Государственный суверенитет означает независимость государственной власти от всякой иной как внутри с траны; так и вне ее. Обязательность решений, принимаемых государством, для насе-1 ления всей страны. Это отличает государство от всякой другой политической организации. Государство обладает правом сбора налогов с населения. Доходы, получаемые государством в виде налогов, идут на содержание органов государственного управления, развитие экономики страны и регионов, а также на поддержку социальной сферы (образование, медицина и т. д.).

В Средние века большую роль в политической! жизни общества стала играть церковь. Все церкви, принадлежащие к различным конфессиям. заявляют о своем неучастии в политике, считая ее недостойных jj занятием, поскольку зачастую политика связана с нарушением норм морали. Но вместе с тем церковь всегда активно вмешивалась в политическую жизнь общества, стремясь оказать определенное влияние на основные направления в политике государства.

Можно выделить традиционные каналы переплетения религии и политики.

Во-первых, религия вторгается в социально-политическую жизнь путем влияния на общественные действия своих приверженцев, используя их религиозные чувства.

Во-вторых, связи религии и политики обусловлены также целенаправленными действиями и интересами самого аппарата церкви, самих руководителей религиозных организаций.

На ранних этапах существования религии это был довольно узкий круг заинтересованных людей, проводящих определенную политику и в этом духе ориентирующих свою паству. Сейчас же свою политику осуществляют не только разветвленные церковные учреждения, но и всевозможные религиозные и полурелигиозные партии, организации (включая детские, молодежные, женские, профессиональные и иные объединения), которые берут под контроль человека, начиная с рождения, и стремятся контролировать его в детском саду, школе, вузе, быту, на производстве, в общественно-политической жизни и т. д. Все крупные церкви имеют и всемерно используют подобные клерикальные системы воздействия на политические взгляды и политическое поведение людей, на политические движения. Такое воздействие может иметь различный политический характер, все зависит от классовой позиции, симпатий и антипатий деятелей церкви, религиозных организаций, настроений и интересов верующих, социально-политической обстановки в данном регионе и в мире в целом.

В-третьих, политические деятели различных оттенков сегодня весьма активно используют религию в сфере внутренней и внешней политики, чтобы придать массовым социально-политическим движениям угодный им характер. Тут применяются разные средства и материальные подачки, и подкуп, и апелляция к общим интересам, которые должны быть сохранены совместными усилиями.

В-четвертш', присутствие религиозного фактора в политике имеет место в тех случаях, когда в силу конкретных условий сами верующие, Участники массовых социальных движений, обращаются к религии обоснования своих интересов и надежд.

Подобные случаи следует отличать от тех, когда участникам массо- Вь,х Движений навязываются религиозные идеи и лозунги. Послед- СТвия вмешательства религиозных деятелей в социально-политические деда могут быть разными: как в интересах масс, так и против них.

ять’ например, такой лозунг ислама, как джихад, или священная

—                                          Политологии

война, и выступления под этим лозунгом как прогрессивных сил, тадИ и реакции.

В современном мире есть страны, где церковь подменяет собой го- сударство и где вся государственная власть — и законодательная® и исполнительная, и судебная - находится в руках главы церкви. Такие государства называются клерикальными. или теократическими. 1 К ним относятся Иран, Ватикан.

Есть страны, где религия является частным делом каждого гражда- I нина. В Конституции или другом правовом документе закреплен принцип отделения церкви от государства (свобода совести, вероисповедания, невмешательство церкви и государства в дела друг друга, автономия церкви, признание прав церкви на религиозную деятель- I ность).

Но самую большую группу стран составляют те, где религия явля- J егся государственной, где и государство и церковь вместе выполняют I основную роль — обеспечение целостности общества. В истории России и других стран очень мудро поступали те правители, которые не конфликтовали, а сотрудничали с церковью во имя достижения соци- ] алыюго мира. Союз государства, обладающего принудительной властью, и церкви, имеющей определенную духовную власть над пародом, имел поразительные результаты, особенно в кризисные периоды жизни страны — войны, катастрофы, эпидемии. Так, например, в лозунге I российской царской армии «За веру, царя и Отечество» выражался союз церковной, государственной и общественной власти, отражалось единство интересов всех жителей страны.

Напомним страны, где церковь играет очень большую роль в политической жизни общества, т. е. является государственной идеологией. 1

Ислам: Саудовская Аравия, Пакистан, Иран, Кувейт, Иордания.

Буддизм: Бутан, Камбоджа, Лаос.

Христианство: Швеция, Финляндия. Дания, Норвегия, Греция.

С вступлением общества в капиталистическую формацию появляются политические партии — важнейший элемент политической системы общества. В отличие от других организаций, которые тоже 1 появляются в это время (профсоюзы, предпринимательские союзы, крестьянские объединения) и занимаются политической деятельностью.

но ориентируются прежде всего на защиту экономических и других интересов их членов, главной целью политических партий является борьба за право руководить государственными делами. Политические партии как самый политизированный элемент общества имеют ис

ключительное значение в политической жизни. Однако это мы с вами , ем подробно разбирать в отдельной главе.

1 Мы уже коснулись деятельности общественных организаций, роль которых в условиях демократии имеет очень большое значение. И хотя общественные организации в отличие от политических партий не претензия- на политическую власть, им совсем не безразлично, кто и как принимает политические решения. Например, экологические, женские. студенческие, молодежные организации, осуществляя свои задачи, зачастую выдвигают свои требования, претензии, предложения политическим властям. Они активно участвуют в выборах, в органах общественного самоуправления, во многих политических акциях (митинги, референдумы, собрания). Участие в общественных организациях помимо обеспечения защиты интересов своих членов способствует развитию социальной активности.

Важнейшим элементом политической системы общества являются средства массовой информации (СМИ) — печать, радио, телевидение, которые традиционно в политологии обозначаются термином «четвертая власть». При этом имеется в виду, во-первых, независимость СМИ, которая, конечно, является относительной, а во-вторых, то, что СМИ в огромной степени формируют общественное мнение населения, с которым вынуждена считаться политическая власть.

В рамках данного исследования нас интересуют в основном связи и взаимодействия, отношения, возникающие между журналистами и структурами власти. Но для этого анализа рассмотрим структуру СМИ как сложную социальную систему (рис. 4.1).

1. Учредитель (У) — государственные или общественные организации, профессиональные и творческие союзы, ассоциации и общества, группы граждан и отдельные лица, создающие газетные и журнальные предприятия, теле- и радиокомпании, продюсерские фирмы, агентства, пресс-службы, издательские фирмы и т.

д., располагающие правами владельцев и/или руководителей соответствующих производителей и распространителей массово-информационных продуктов. Деятельность У регламентируется законодательством. Внутренние отношения в редакциях, агентствах, издательствах и т. п. определяются также и редакционными уставами, кодексами поведения персонала и иными документами.

2- Руководящие органы (РО) — государственные институты, которые в соответствии с конституционными нормами правомочны принимать, изменять, отменять различные акты (прежде всего

Рис. 4.1. Структура СМИ

законы), регламентирующие деятельность журналистики. В силу своих политико-правовых функций РО правомочны определять права и обязанности всех участников массово-информационных процессов. Журналисты (Ж) — штатные и нештатные работники редакций (от корреспондента и работника отдела писем до руководителя корреспондентской сети и главного редактора), которые по редакционному уставу определяют направление и характер изданий или программ, ведут авторскую, редакторскую, организационную работу по сбору, обработке, компоновке массовой информации в газетах и журналах, программах радио и телевидения, выпусках информационных агентств и т. д. Тексты (Т) — произведения журналистов, официальные документы, сообщения агентств, рекламные и другие информационные материалы, предназначенные для публикации, отобранные, отредактированные и скомпонованные в номера, программы, выпуски. Система функционирует на основе прямых и обратных связей (на схеме указаны только основные связи; прямые из них обозначены сплошными линиями, а обратные — пунктирными)-

5 Каналы (К) — используемые журналистами средства массово»! информации (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, бюллетени, программы радио и телевидения различных типов и уровней), предназначенные для доставки журналистских текстов их адресатам. Массовая аудитория (МА) — та часть общества, на которую специально ориентировано определенное издание (или программа) и к которой оно постоянно обращено (расчетная аудитория), или которая действительно сформировалась вокруг данного издания и считает его «своим» (реальная аудитория), или которую можно привлечь дополнительно (потенциальная аудитория). При этом многие представители аудитории в определенных ситуациях (когда пишут письма, звонят или приходят в редакцию, готовят для нее материалы, собирают информацию, консультируют журналистов и т. д.) выступают и в роли журналистов, которые точно так же, в свою очередь, оказываются аудиторией других средств массовой информации. Социальные институты (СИ) — государственные органы, хозяйственные, профсоюзные и другие организации, партии, союзы, ассоциации, действующие в сфере распространения данного средства массовой информации, деятельность которых обсуждается в произведениях журналистов с целью принятия ими определенных решений. Действительность при этом выступает источником и конечным объектом воздействия журналистики.

Основу для научного понимания места средств массовой информации в современном обществе положила работа трех американских специалистов Фреда Сиберта, Уилбурга Шрамма и Теодора Петерсона «Четыре теории прессы», опубликованная в 1956 г. Многие положения этой работы сохранили свою актуальность до сих пор, свидетельством чему является перевод работы на русский язык в 1998 г.

Согласно авторам названной публикации, в мире насчитывается четыре теории прессы: авторитарная, либерал истекая, теория социальной ответственности и советская, коммунистическая. Каждая из мо- Делей дает свое понимание свободы слова, свою трактовку принципов с°отношения СМИ со структурами власти и гражданами (аудиторией), СВое толкование социальной ответственности СМИ и т. д. Отдельные ТеоРии прессы отражают не столько отличие теоретических воззрений

концепций специалистов, сколько ее реальное место и роль в системе ЬЛастных отношений. Прежде всего коммунистическая теория прессы

82

исходила из безусловного подчинения прессы государству, правящей партии, господствующей идеологии (самые, пожалуй, известное выражение — ¦печать — часть общепартийного дела»). Либерала ская теория прессы исходит из общелиберальных принципов свобо, человека, политического и идеологического плюрализма, независим! сти СМИ от диктата государства, тем более какой-либо из партий. Поскольку Россия уже в основном рассталась со своим коммунистическим прошлым и, пусть медленно и тяжело, но постепенно расста с авторитарными методами управления общественными делами, соот ветствующие модели прессы представляют в основном исторический интерес. Главное внимание сосредоточим на либералистской теор прессы и теории социальной ответственности с учетом того факта, что реальная практика деятельности СМИ, даже в обществах с устоявшейся демократией, далеко не всегда и не во всем соответствует теоретическим конструкциям.

Либералистская модель, основанная на признании свободы вол: своим философским обоснованием восходит к трудам Мильтона, Лок ка, Милля, к философии рационализма и естественных прав человека. Согласно этой модели, СМИ являются одним из важнейших средств контроля над деятельностью правительства, других институтов влас ти. Они служат обществу и удовлетворяют нужды граждан быть информированными относительно состояния общественных дел, их потребности в отдыхе и развлечении, общественной коммуникации.

Теория социальной ответственности и соответствующая модель прессы возникла в США в середине прошлого века. Она исходит из того, что свобода прессы должна сочетаться с ее ответственностью перед обществом, задачами выражения общих интересов, интеграции общее цивилизованного разрешения возникающих конфликтов, разъясне гражданам общих целей и формирования общих ценностей, пре дет; ления различных точек зрения, отражения мнений и позиций различ ных общественных групп. Важным положением теории социальной ответственности является тезис о разделении комментария (от имени автора, редакции) и факта, новости как таковой. За этим положени стоит понимание роли прессы не только (и, главное, не столько) как фактора, формирующего позицию граждан по жизненно важным общественным проблемам, сколько способствующего ее самостоятельному формированию аудиторией путем предоставления ей максималы полной и достоверной информации по соответствующей проблеме (проблемам).

СМИ в политической системе общества играют двоякую роль.

Во-первых, новейшие информационные и компьютерные технологии. используемые в политике, способствует расширению возможностей участия людей в политических процессах. Через свободную печать. телевидение население оказывает влияние, а то и давление на правительство страны, на руководство партий, на политиков и на всю государственную власть в целом.

Но, с другой стороны, информационные системы могут служить и целям нарушения прав человека, вмешательства государства в частную жизнь людей, для манипулирования их взглядами и поведением. Это политическое манипулирование основано на мифах, которые навязывают людям, заставляя их принять на веру определенные ценности и нормы.

Почему так происходит? Прежде всего, конечно, потому, что СМИ выражают интересы не общества в целом, а какого-то слоя, являются сторонниками не всех политических сил в обществе, а вполне определенного направления в политике. Зачастую они способствуют формированию определенного политического имиджа (образа): мученика, демократа, либерала, фашиста. Не случайно политические силы всегда стремятся поставить под свой контроль журналистов, их издания и каналы телевидения, не брезгуя при этом подкупами, шантажом и даже убийствами.

Итак, в политическую систему общества входят следующие политические институты (учреждения, организации): государство; политические партии: общественные движения и организации: церковь: клубы по интересам; средства массовой информации.

Все эти организации по-разному участвуют в политической жизни общества. По своему политическому предназначению в первую группу входят государства, политические партии, политические коалиции, политические движения. Это самые «политизированные» элементы Политической системы общества. Они создаются для того, чтобы про- Ф^сионально заниматься разработкой, принятием и осуществлением политики (экономической, национальной, социальной, международной и т. д.).

Ко второй группе следует отнести многочисленные обществен! организации и движения (профсоюзы, церковь, экологические организации, кооперативы и многие другие). Они осуществляют свою лея* тельность в производственной, социальной, культурной сферах, прес дуя свои неполитические цели, записанные в уставах этих организах Но они очень часто оказывают заметное влияние на формировах общественного мнения, обеспечивая поддержку или выражение недс верия государственной власти. Часто они имеют и своих представ! лей во властных структурах, напрямую оказывая влияние на полит! государства.

И третья группа организаций — клубы, которые создаются и действуют на основе личных склонностей и интересов (клубы шахматист садоводов, автолюбителей, студенческие клубы). Они, скорее всег отражают эффективность проводимой государством политики, акта! но реагируя на нее.

Для того чтобы политическая система эффективно осуществлю политику в интересах большинства, необходимо наличие полить ских норм, на основании которых и возможна политическая деятс ность всех учреждений и организаций общества, возможен диалог между властью и человеком. Ведь в этом случае они «говорят на одно» языке». Эти нормы создаются в процессе деятельности всех инст! тов политической системы.

Основные нормы в обществе — это правовые нормы, законы. Они специально создаются государством. Их основное назначение — регулировать отношения между государством и человеком, между властью и личностью. Правовые нормы — это общеобязательные прав! поведения. На их основании во многом формируются и все остальш нормы и правила.

Нормы, которые создаются различными организациями, называ* корпоративными нормами. Они отражают образцы поведения групп, общественных организаций, учитывающие особенности этого слоя общества или группы. Нормы деятельности общественных организг более ограничены в обществе, хотя фактически их удельный вес (особенно программ, документов политических партий, решений профсоюзных органов) в демократическом обществе очень велик.

Есть также нормы, которые складываются и формируются постепенно, развиваются под влиянием политических, экономических, социальных институтов общества. К их числу относятся мораль, обычаи, традиции. Они очень устойчивы, хотя постепенно изменяются в связи с развитием общества.

Итак, в политической системе общества можно выделить следующие группы политических норм. Правовые нормы — формирует государство. Корпоративные нормы — формируют общественные организации. Общечеловеческие нормы — формирует общество в целом.

Остановимся на основных функциях (ролях) политической системы общества.

Прежде всего вспомним, что политическая система — это система управления всеми сферами: экономической, социальной, духовной, культурной, — для обеспечения устойчивости общества. Чтобы эффективно управлять обществом, необходимо определить цель его развития. Определение цели в политике предполагает, в каком направлении будут развиваться внутренняя и внешняя политика, экономика и социальная сфера, распределение власти в обществе, развитие демократии. При этом более жесткий режим (авторитарный, тоталитарный) определяет цели с помощью приказа, директивы, более мягкий (либеральный, демократический) — в виде рекомендаций, осуществляя эту деятельность с помощью политологов и политиков-практиков.

Другая функция политической системы — интеграция (объединение) всех граждан общества с помощью пропаганды общих идей и ценностей. Необходимость интеграции связана с тем, что все законы государства должны исполняться, даже если политическая система общества будет развиваться в сторону укрепления авторитарных методов, а не в направлении развития и укрепления демократии.

Также очень важной функцией политической системы является мобилизация ресурсов для реализации общенациональных программ, при этом необходимо видеть, на какие группы населения можно опереться при осуществлении этих программ, какие материальные, научно-технические и другие ресурсы можно использовать для этой цели. />Помимо этих основных функций существует еще целый ряд. Мы их лишь перечислим: организация общества для реализации поставленных целей и программ: согласование интересов государства и различных групп населения; разработка законов; формирование политического сознания народных масс в соответствии с поставленными целями; распределение материальных и духовных ценностей согласно интересам и положением разных слоев населения; установление связей и контактов с международными оргаш циями, политическими системами других стран с целью укрепления мира.

Можно выделить следующие показатели эффективности полит ческой системы: устойчивость, т. е. продолжительность существования систем! адаптивность, или способность системы реагировать на внешние вызовы, изменения окружающей среды; продуктивность — способность системы решать возникаки проблемы, достигать поставленных целей; поддержка гражданами, что обеспечивает легитимность системь 

<< | >>
Источник: В. П. Огородников, Н. М. Сидоров. Политология. 2009

Еще по теме Структура и функции политической системы общества:

  1. 6.2. Особенности российской политической системы
  2. 5.1. Социально-политический статус личности
  3. Политическая партия: понятие, структура, функции
  4. § 1.2. Исследования политической коммуникации в период развитого индустриального общества
  5. 4. Право и политическая система общества
  6. Окружение политической системы и японский феномен
  7. § 2. СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ И ГРАНИЦЫ ПОЛИТИКИ
  8. Понятие политической системы
  9. 4.1.1. Структура политической системы
  10. 4.3.3. Тенденции развития современных политических систем
  11. 8.2.3. Функции политических партий
  12. 12.4.1. Функции политического лидерства
  13. Структура и функции политической системы общества
  14. Типология политической системы общества
  15. Функции политической системы
  16. Функция артикуляции интересов в политической системе общества и группы интересов
  17. Функция агрегации интересов в политической системе общества и партии