<<
>>

Что из этого может получиться

А получиться из этого могут всего-навсего взрослые, которые не умеют и не любят по-настоящему думать — ив первую очередь о себе. Первый (и не такой уж редкий, как могло бы показаться) вариант — это человек, который просто не любит думать.
Он может быть очень приятным или даже успешным в каких-то определенных областях — но при этом при мало-мальски близком общении сразу становится очевидно, насколько он поверхностен. Разговаривать с такими людьми неинтересно, жить им тоже неинтересно, сложные задачи им не по силам. Ну и чего добились родители? Другой тип не любящих думать людей — это люди, не любящие задумываться о самих себе. Они могут искренне полагать, что это — занятие не просто бессмысленное, но даже и вредное, отнимающее радость жизни и непосредственность поведения. Они, кстати, нередко бывают весьма успешными — и даже в очень сложных областях деятельности. Вот только их успехи особой радости им не приносят, потому что если они о себе не задумываются и понимать себя не умеют, то откуда им знать, чего на самом деле они хотят? Кстати, если уж они никаких успехов не добиваются, то тоже по той же самой причине — ведь, не пытаясь самого себя понять, невозможно понять и то, на что ты способен, а на что—нет. Когда родители слишком уж усердствовали в сравнении собственного чада с другими детьми, вырастает человек, который постоянно рравнивает себя с другими. Тут возможны два варианта. Один в этом сравнении неизменно выигрывает и, соответственно, поднимается в своем мнении о себе на недосягаемую высоту, откуда так удобно смотреть на окружающих с неиссякаемым высокомерием и пренебрежением. Окружающие обычно не склонны радостно принимать такую снисходительность и чаще всего делают все возможное, чтобы это совершенство с его поднебесного пьедестала столкнуть. Второй тип всегда проигрывает и подобострастно смотрит на всех окружающих снизу вверх.
Те, в свою очередь, вынужденные смотреть на него сверху, постоянно дают ему все новую и новую пищу для сравнения—и опять же не в его пользу. Следующий вариант последствий родительской некомпетентности — человек, не переносящий разговоров «об умном». Он всегда найдет, за что высмеять, над чем поиздеваться, что «опустить». А как же — ведь он с детства привык, что мысли о смерти, жизни и ее смысле, Боге и прочих «высоких материях» в реальной, практической жизни только мешают. Для него не существует размышлений о загадочном, все кажется простым, ясным и вполне приземленным. Такой человек не умеет чувствовать красоту и глубину — куда легче сделать из красивого и тонкого предмет для насмешек. За всем этим стоит великий страх столкнуться с чем-то, недоступным его пониманию. Если я чего- то не понимаю—значит, это понимания и даже внимания не стоит. Зелен виноград, как известно... Особая категория людей — люди, проповедующие необходимость жить «сегодняшним днем». Спору нет, это великое умение — пребывать в настоящем моменте и переживать именно то, что есть здесь и сейчас. Вот только когда человек забывает, что сегодняшнее настоящее завтра станет прошлым, а вчерашнее будущее уже стало сегодняшним настоящим, — он теряет представление о собственных целях, не может самостоятельно строить свою жизнь, потому что просто движется туда, куда несет его поток событий.... Приученные с детства к ненужности процесса сравнения своего опыта с чужим люди и во взрослом возрасте предпочитают учиться только на собственных ошибках. Чужой опыт им не указ, и вообще их собственное — самое лучшее по определению. Это — и способ самоутверждения, и нежелание задумываться, а потом прилагать усилия для каких-то изменений. Сложностей в жизни у таких людей предостаточно — энергии-то на попытки представить собственные ошибки как великие достоинства они тратят куда больше, чем пришлось бы потратить на конструктивное взаимодействие с чужим опытом. Как ни странно, обратная сторона того же самого — неумение учиться на своих собственных ошибках.
Ведь если раз за разом наступать на грабли, лечить потом лоб, но не обращать внимания на то, что все остальные как-то умудряются грабли обходить, то вполне можно оставаться в абсолютной уверенности, что по-другому вообще невозможно. Зачем тогда что-то исправлять? А гра- бель-то по нашей жизни раскидано немало... Кстати, замечать и использовать подарки судьбы такие люди — ни те, кто не учится на чужом опыте, ни те, кто пренебрегает своим собственным, — тоже не умеют. Это ж еще нужно в сторону посмотреть — а родители-то всегда говорили, что по сторонам смотреть не нужно, лучше глядеть себе под ноги... Последствием родительского принуждения к мыслительной деятельности вполне может стать человек, для которого на первом месте стоит интеллект, а все остальное остается далеко позади. Любые ситуации в жизни он оценивает с сугубо рациональной точки зрения, эмоции для него — штука как минимум бесполезная, как максимум вредная. Он по любому поводу имеет точную и обоснованную теорию, что дает ему основание свысока смотреть на всех прочих, не столь разумных и рациональных. Но, как говорил великий Лао-Цзы: «Кто понимает, тот немного знает; кто много знает, тот не понимает». Радоваться в жизни такому человеку тоже особо не приходится—радость-то вместе с другими чувствами ушла в тень, склонившись перед недосягаемым величием ума...
<< | >>
Источник: Тимошенко Г.В., Леоненко Е.А.. Детство на 100%. Что должны и не должны делать родители, чтобы их ребенок вырос счастливым человеком. 2008

Еще по теме Что из этого может получиться:

  1. ГЛАВА VI СООБРАЖЕНИЯ ОБ АБСТРАКТНЫХ И ОБЩИХ ИДЕЯХ, КОТОРЫЕ МОЖЕТ ПРИОБРЕСТИ ЧЕЛОВЕК, ЖИВУЩИЙ ВНЕ ВСЯКОГО ОБЩЕСТВА
  2. Примечание [Бертоллэ о химическом избирательном сродстве и теория Берцелиуса 140 по этому предмету]
  3. 1. Обсуждение этого вопроса сословным собранием
  4. Глава XIАПОЛОГИЯ ВЗГЛЯДОВ, СОДЕРЖАЩИХСЯВ ЭТОМ СОЧИІІЕИІІИ; О БЕЗБОЖЬЕ;СУЩЕСТВУЮТ ЛИ АТЕИСТЫ?
  5. Глава XIIIО ПОБУЖДЕНИЯХ, ВЕДУЩИХ К АТЕИЗМУ;МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ОПАСНО ЭТО МИРОВОЗЗРЕНИЕ,ДОСТУПНО ЛИ ОНО ПОНИМАНИЮ ТОЛПЫ?
  6. с) Трудности в отношении реальности этой идеии их разрешение
  7. Глава 2 Будущее — то же прошлое (хотя это не всегда так)
  8. Что из этого может получиться
  9. Что из этого может получиться
  10. Зачем это происходит
  11. Что из этого может получиться
  12. Что из этого может получиться
  13. Что из этого может получиться
  14. Что из этого может получиться
  15. Что из этого может получиться
  16. Что из этого может получиться
  17. Что из этого может получиться
  18. Что из этого может получиться
  19. Глава триннадцатая, в которой автор ответит на вопрос: Как может быть организована биоэнергетика организма?
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -