<<
>>

§ 2. Развитие творческого воображения в детском возрасте

Дошкольные годы являются периодом начала развития творческого воображения.

Каковы особенности творческого воображения ребенка, механизмы его?

В процессе создания образов воображения ребенок пользуется как комбинированием ранее полученных представлений, так и их преобразованием, которое осуществляется путем анализа и синтеза имеющихся у него представлений.

Так, например, рисуя «самое смешное», один ребенок создал образ «товарища Кубика» и «товарища Бантика» (путем комбинирования черт игрушечного человечка с кубиком и бантом).

К числу наиболее доступных для детей приемов преобразования действительности относится смещение величин, которое доводится детьми до одной из противоположностей. Вообще преувеличения (гиперболы) широко используются ими для создания резких противоположностей, легкодоступных примитивному пониманию. Так, например, в сказках, созданных детьми, герои — либо чудо добродетели и красоты, либо чудовища и злодеи и т. п.

Новые образы создает ребенок, приписывая предметам несвойственные им качества (часто антропоморфические), наделяя их способностью к превращению (в другой предмет, состояние и т. п.).

В последнее время наблюдается повышение интереса ученых к проблеме развития творческого воображения у детей, все чаще делаются попытки решить ее экспериментальным путем. Для выявления особенностей воображения детей в исследовании О. М. Дьяченко и А. И. Кирилловой (1980) была использована специально разработанная методика1.

Испытуемым предлагались последовательно 20 карточек, на каждой из которых была нарисована фигура. Фигуры представляли собой как контуры элементов предметных изображений (например, силуэт ствола дерева с одной веткой кружок-голова с двумя ушами и т. п.), так и простые геометрические фигуру (круг, квадрат, треугольник и т. п.). Ребенка просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка.

Количественная обработка результатов заключалась в выявлении степени оригинальности, необычности данного ребенком изображения. Подсчитывался коэффициент оригинальности (Кор) каждого ребенка, который был равен количеству рисунков, не повторяющихся у него и не повторяющихся (по характеру использования заданного для дорисовывания эталона) ни у кого из детей группы.

Исследование выявило 6 типов решений детьми экспериментальных задач на воображение.

  1. тип. Этот тип решения характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает заданный элемент, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).
  2. тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево и т. п.), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
  1. тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
  2. тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку, и т. п.).
  3. тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (например, девочка гуляет с собакой).
  4. тип. При этом типе заданная фигура используется качественно по-новому. Если в I—IV типах она выступала как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок — голова и т. п.), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов воплощаемого ребенком образа воображения. Например, треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину, и т. п. При этом типе решения ребенок проявляет большую свободу в использовании элементов для создания образа воображения. Впервые данный тип манипулирования образами начинали использовать дети подготовительной к школе группы и проявляли его в разных видах деятельности.

Коэффициент оригинальности каждого испытуемого во всех возрастных группах оказался тесно связанным с выявленными типами решения предложенных задач. При этом чем сложнее был тип решения, способ манипулирования образами воображения, который применял ребенок при выполнении задания, тем выше оказывался у него коэффициент оригинальности в данной возрастной группе. Возникающее в детском возрасте творческое воображение — важный по-

Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения // Вопр. психоло гии. 1980. № 2.

казатель развития не только познавательной сферы ребенка. Его развитие тесно связано с формированием личности ребенка в целом.

<< | >>
Источник: КоломинскийЯ. Л., Панько Е. А., Игумнов С. А.. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция— СПб.: Питер,. —480 с: ил.. 2004

Еще по теме § 2. Развитие творческого воображения в детском возрасте:

  1. Глава 10. Становление и развитие клинической психологии
  2. Особенности психического развития, выявленные в обследовании:
  3. Тема п. Начальные этапы трудового развития ребенка
  4. Тема IV. Психолого-педагогические условия развития сознания субъекта творческого труда в изобразительной деятельности дошкольника
  5. Тема VII. Психолого-педагогические условия развития сознания дошкольника как субъекта труда в спорте (Указать вид спорта: фигурное катание, художественная гимнастика, теннис и т.п.)
  6. Тема V9 Шахматы как средство формирования творческой личности дошкольника
  7. Тема IX. Словесное творчество как фактор трудового развития дошкольников
  8. Тема 8. Соотношение влияния игры и труда на развитие личности дошкольника
  9. Тема 4. Развитие знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста1
  10. Психоаналитическая концепция психического развития
  11. § 1. Характеристика образов воображения ребенка
  12. § 2. Развитие творческого воображения в детском возрасте
  13. § 4. Формирование воображения ребенка
  14. § 3. Развитие специальных способностей ребенка
  15. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВА ТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ УДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХ
  16. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОДАРЕННОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Е. С. Белова (Москва)
  17. Тема 2. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕИ ЕГО РАЗВИТИЕ
  18. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ИГРЫ
  19. Когнитивное развитие
  20. 2.2. ИГРА В ДЕТСКОМ РАДИОВЕЩАНИИ: ПОНЯТИЕ ИГРОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -