<<
>>

Благочестие и добродетели

По христианскому учению, самое главное – чтобы жизнь человека была богоугодной. Это – цель воспитания. А остальное все прикладывается, поскольку человек добрый, смиренный, кроткий все легко усваивает, так как он покладистый, не сопротивляется, и у него развиты все познавательные способности, и ум, и воля, и чувства.

Бог предстает перед ребенком как Источник всех благ, Живая личность и Высшее Существо, которое учит людей добру, любит их и отводит от всего дурного и плохого, – этому его учат родители-христиане.

Грех – это нечто постыдное, недолжное и влечет за собой наказание. Понятие о грехе не чуждо ребенку, ведь в его природе заложено чувство стыда, он уже различает, хотя и смутно, добро и зло. Таким образом, перед ребенком открывается путь нравственного выбора и ответственности перед Богом за свои поступки. Он начинает понимать, что его плохие поступки неприятны не только маме и папе, за них он отвечает перед Самим Господом.

И за грехи его могут наказать не только родители, но и Отец Небесный. Господь все видит, везде проникает, он Милосердный и Справедливый, хоть и долго терпит, но наказывает Своих детей как любящий Отец.

В соответствии с Евангелием, наши отношения с Богом выражаются в сыновней любви, а любящие дети не должны огорчать своих родителей.

Страх Божий – начало премудрости

Христианский «страх Божий» – это чувство любви, благоговение перед Богом. Например, добрый сын не хочет огорчать своего отца не из чувства наказания, а из любви к нему. Так и в христианстве «богобоязненность» связана с мыслью о Боге Отце, любящем людей. Они должны отвечать Ему взаимной любовью и не нарушать Его заповедей. Таким образом, «страх Божий» – не животное чувство страха перед силами природы, а осознание своей личной ответственности перед Богом. Поэтому в семье православных христиан ребенку с самого раннего возраста стараются привить это чувство.

Ведь в Священном Писании сказано, что «Страх Божий – начало премудрости» (Притч. 9, 10), и наши дети должно научиться предстоять пред Богом и держать ответ за свои поступки.

Любящие родители обращаются к Богу как самому главному авторитету для ребенка, если он совершил неблаговидный поступок. Например, ему можно сказать: «Не делай так, Боженька этого не любит, если так будешь поступать, обидишь Его». Если же малыш пострадал из-за своего непослушания, то мать говорит: «Вот видишь, ты сам виноват, ведь ты не послушался Бога». Когда родители говорят «нельзя» или «так нехорошо делать», они выполняют то, что указывает Бог, как должно поступать, – об этом обязательно должен знать ребенок. Шаг за шагом родители приучают его к присутствию Бога, объясняют, что Бог находится всюду и все видит. Поэтому, если малыш делает что-то запрещенное родителями, они говорят ребенку: «Боженька все видит и огорчается твоим непослушанием». Антоний, архиепископ Воронежский и Задонский, призывал насаждать в детях страх Божий, учить знать Бога, любить его и усердно Ему молиться.

Страх Божий – это страж добродетели: «не оскорбляй человека ближняго, и убойся Господа Бога твоего» (Исх. 25, 17); «встань пред лицом седого и почти лицо старца, и убойся Господа Бога твоего» (Исх. 19, 32). «Без страха Божия, – говорит св. Василий Великий, – нельзя сделаться ни знающим, ни благоразумным, ни добрым; в нем ключ ко всему этому».

Как надо внушать страх Божий детям?

Во-первых, внушать страх Божий нужно без всякого раздражения и гнева, но с любовью, чтобы ребенок чувствовал и понимал, что это внушение делается ради его блага, с самым добрым намерением и от искренней сердечной любви к нему. «Приидите, чада, – зовет пророк Давид, – послушайте, страху Господню научу вас» (Пс. 33, 12). Часто говорят детям: «Бог тебя накажет». Это внушение страха Божия, или самое неразумное внушение его. В этих словах гневливость, раздражительность, нетерпение, отсутствие благоговения и страха Божия.

Родители ленятся, как следует, растолковать ребенку неразумность его поступка, вот и стращают его именем Божиим. И в детях это рождает те же чувства: раздражительность, гневливость, неуважение.

Внушение страха Божия должно быть делаемо со страхом и благоговением и непременно в духе любви. Если иногда и нужно повысить голос, чтобы обличить дерзость и нечестие, сломить упрямство, то такой гнев должен быть праведным, способным сразу же увещевать ребенка с любовью.

Внушение страха Господня не может ограничиваться только отрывочными воззваниями: «бойся Бога»; требуется продолжительное или даже постоянное воздействие на детей со стороны родителей ли, наставников ли, и не только словесными наставлениями и внушением добрых, соответственных страху Господню, мыслей, чувств и расположений, но прежде и более всего примером жизни. Поэтому должен быть искренний и глубокий страх Божий в самом внушающем, который бы не столько выражался словами, сколько чувствовался сердцем научаемаго.

Нужен научаемому добрый пример истинно христианской жизни и притом не одного только того лица, от которого идут внушения страха Божия, но и всей окружающей ребенка или отрока среды, чтобы он кругом себя видел, что эти добрые и благочестивые слова, которые он слышит от матери, от священника, от учителя, – не только слова, но и дело, и что христианские убеждения, которые внушаются ему не только искренни, но и лежат в основе жизни тех людей, которые полагают долгом внушать их ему.

… нужно чаще сдерживать детей внушением страха Божия, чем распускать их словами о милосердии и всепрощении. Греховная воля наша готова воспользоваться малейшею поблажкою; человек, не утвержденный, как следует, в добре, готов позволить себе чрезмерное упование на милосердие Божие. Один умный и многоопытный старец, стоявший на высоте служения Церкви, припоминая свое детство, говорит: «мать моя и все окружавшие меня в семействе с первых дней внушили мне страх Божий. И этот страх был для меня весьма благотворен, я боялся грешить; когда случалось нарушить какую-либо заповедь, я чувствовал в себе и стыд, и смущение великое».

Нужно внушать страх Божий с самого раннего детства. Вследствие прирожденной греховности у детей начинают рано проявляться жадность, упрямство, гнев, непослушание, мстительность и т. п. дурные наклонности. (Опыты православной педагогики. С. 221).

Как говорит народная мудрость: «Что нужно человеку? Бояться Бога, хранить Его заповеди, ибо в этом для человека все – в этом его жизнь, покой, довольство, сила, свет, все благо, все счастие!». По мнению святых благочестивых отцов, страх Божий есть основание всяких добродетелей, корень истинной мудрости. Кто боится Бога, боится прогневать Своего любящего Отца недостойными поступками, тот избегает зла и сохраняет мир и покой в душе.

За грехи Бог наказывает людей не только в будущей жизни, но и в настоящей. Это могут быть болезни, неустройство в делах, уныние, подавленность, угрызения совести. Господь не желает, чтобы люди боялись Его гнева, Он любит всех, желает человеку обрести свое высшее назначение в жизни, поэтому вразумляет нерадивых Своих чад. Если человек постоянно упражняется, т. е. совершает добрые дела, живет по заповедям Божиим, то страх Божий превращается в Божественную любовь – человек становится ближе к Богу, приобретает свойства, делающие его образом Божиим.

Без любви к Богу человек не может почитать родителей и любить Отечество. Любить Бога может послушный Ему человек, выполняющий заповеди Божии и живущий богоугодной жизнью, боящийся Бога обидеть, имеющий страх Божий.

Если ребенок направлен в воспитании в страхе Божием – от этого все доброе и хорошее, как и напротив – праздность и невнушение детям страха Божия бывают причиной всех зол и несчастий.

Без внушения страха Божия, чем детей ни занимай, – не принесет желаемых плодов в отношении доброй нравственности и благоустроенной жизни. При внушении же страха Божия всякое занятие хорошо и полезно.

«Где нет страха Божия и благочестия, там трудно человеку устоять против развращения среди окружающих его соблазнов», – эти слова Иоанна Златоуста сейчас особенно актуальны.

Ведь нравственное состояние нашего общества пришло в совершенный упадок. Порядочность, честность, долг, самопожертвование, супружеская верность уже воспринимаются иронично многими людьми, эти понятия исчезают из нашей речи. На смену им пришли бизнес, насилие, разврат – эти слова чаще всего мы слышим с экранов телевизора.

Так называемая «цивилизация» приносит достойные плоды – вседозволенность рождает наркоманов, убийц, маньяков-насильников. В мире не остается места для простых человеческих ценностей.

Развивайте в ваших детях способность понимать человеческие дела: что значит богатство, слава, власть, и чтобы ребенок умел пренебрегать ими и стремился к высшему. Запечатлейте в его памяти такой совет: «Дитя, бойся Бога и, кроме Него, не бойся ничего другого». Страх Божий нужен для мудрости и для того, чтобы иметь правильное суждение о человеческих делах. «Пусть приучится считать ничем деньги, человеческую славу, власть, смерть и эту (временную) жизнь – и, поступая так, будет разумным.

Развращение детей происходит от безмерной привязанности родителей ко всему житейскому. Обращая внимание только на материальное, родители нерадеют о детях, их душах. За что понесут большое наказание. Будем же стараться оставить детям не «деньги гибнущие», но благочестие пребывающее и неиждиваемое». (Воспитание детей: Отечник № 2. С. 32)

Воспитывайте детей в страхе Божием и благочестии и тогда вы можете надеяться, что они в старости будут вам радостью и утешением. Научите ваших детей исполнять обязанности к Богу, и они будут исполнять свои обязанности к вам. Истинно благочестивым является человек, если сердце его устремляется к Богу, во всем он видит дела Божии, всегда чтит Бога со страхом и любовью и послушанием, находит в Боге для себя радость, мир и утешение. В этом духе родители-христиане воспитывают своих детей.

<< | >>
Источник: О. Ф. Киселева. «Традиции православного воспитания. Духовность и послушание детей в семье третьего тысячелетия.»: Книжкин Дом, Астрель, Москва;. 2008

Еще по теме Благочестие и добродетели:

  1. 1.3. Греко-римский гуманизм
  2. Глава третья НЕТ ВРОЖДЕННЫХ ПРАКТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ
  3. III Выводы. Характер русского благочестия. Христос страдающий. Разделение Божьего и человеческого. Православный взгляд на милостыию. Иррационализм. Смирение. Интимность в отношениях к Богу, переходящая в фамильярность. Сектантство. Старообрядчество.
  4. 4. Мухаммадьяр - глашатай социальной справедливости.
  5. О СОЧИНЕНИЯХ ГАМАНА
  6. Глава XIIIО ПОБУЖДЕНИЯХ, ВЕДУЩИХ К АТЕИЗМУ;МОЖЕТ ЛИ БЫТЬ ОПАСНО ЭТО МИРОВОЗЗРЕНИЕ,ДОСТУПНО ЛИ ОНО ПОНИМАНИЮ ТОЛПЫ?
  7. § 3. О поповстве как возглавляющем лжеслужениедоброму принципу
  8. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
  9. Благочестие и добродетели
  10. Добродетели
  11. ПЕРВАЯ КНИГА Глава 8
  12. I. ФОМА АКВИНСКИЙ И ЕГО ШКОЛ А
  13. 3. О воспитании благочестия, или набожности
  14. Три топоса — ключ к «Размышлениям» Марка Аврелия
  15. ПРОСТО ЧЕЛОВЕК
  16. МИССИОНЕРСТВО ПОЗДНЕРИМСКОЙ ЭПОХИ (III—V вв.)
  17. Глава VIII ВИЗАНТИЙСКИЕ МИССИИ XI в.
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -