<<
>>

Нравственная защита детей и молодежи — актуальнейшая проблема XXI века

Образование без воспитания нравственности — это взращивание угрозы обществу.

Теодор Рузвельт

Несколько лет назад американский журнал «Даедалус» опубликовал небольшую заметку о том, как на глазах толпы умирал мальчик, оказавшийся в зоне тока высокого напряжения.

Подростка можно было бы спасти, но никто из очевидцев этой трагедии не ступил ни шагу. Все были буквально заворожены картиной мучительно длящейся агонии. Реальное событие воспринималось по законам телевизионного зрелища. Свидетели, как выяснилось позднее, наблюдали за эпизодом и оценивали его так, словно все это многократно и в разных версиях развертывалось на домашнем экране.

В Ростове-на-Дону на перекрестке двух оживленных улиц на остановке общественного транспорта в утренний «час пик» рядом с ожидающими трамвай на земле лежал человек со всеми признаками эпилептического приступа. И ни один взрослый или подросток не проявил к нему ни малейшего внимания и не вызвал скорую помощь, хотя телефон-автомат находился в двух метрах от умирающего — на стене павильона ожидания.

Как понять эти факты?! А ведь подобное в больших и малых городах мы наблюдаем ежедневно. Неужели человек перестал быть Человеком, утратив такие качества, как сочувствие, сострадание, сопереживание; наконец, высший критерий — совесть? Даже если ты атеист, то рано или поздно (обычно после пятидесяти) начинаешь понимать, что придется отчитываться перед Богом.

Мы предоставляем читателю возможность мысленно войти в атмосферу этих двух эпизодов, неторопливо представить себе на

и„уту среди «зачарованной толпы», поразмыслить с необходимой ^зненной сосредоточенностью и самому себе ответить на следующие вопросы: Как бы вы поступили в такой ситуации? Проявили бы самостоятельность или бы уступили инстинкту стадности? Оказались бы способными к сознательному поведению или поддались бы целиком зрелищу? Обнаружили бы сострадание или окаменели бы в совершенном безразличии к непоправимой беде?

Можно не сомневаться, что, честно отвечая на эти вопросы, многие читатели (если не большинство!) должны почувствовать неловкость.

Потому что, достигнув на грани двух тысячелетий невиданных высот в области технического прогресса, мы во многом утратили нравственные ориентиры. Доказательством служат войны, террористические акты, колоссальная по масштабам эпидемия СПИДа, всеобщая нравственная распущенность. Мир в отчаянии. Ситуация осложняется духовным кризисом.

Прежде чем приступить к лечению любой болезни, врач выявит не только характер болезни, но и ее истоки. Аналогичным образом, прежде чем давать формулу нравственного возрождения личности, попытаемся выявить причины деградации общества. Их, на наш взгляд, не так уж и много.

Безнравственная реклама. Достаточно в течение часа «погонять» каналы телевизионного приемника (а телевизор в наши дни — важнейший источник информации для всех слоев населения!), чтобы убедиться в том, что во всех рекламных роликах на переднем плане даже не рекламируемый товар, а человеческая натура — преимущественно женская. Разве это не формирует преждевременный интерес подростков к сексуальной жизни и не унижает женщину?

Реклама пива, содержащего алкоголь, — разве это не реклама слабых наркотиков? По классификации Всемирной Организации Здоровья (ВОЗ) все алкогольные напитки и табак, формирующие привыкание, относят к слабым наркотикам. Табачные изделия в России сейчас не рекламируются, но реклама пива достигла невиданных масштабов!

Утрата человеческих идеалов и общечеловеческих ценностей в системе образования. Россия дала миру величайших художников.

писателей и музыкантов. Весь мир зачитывается Ф. М. Достоевским, А. П. Чеховым, Л. Н. Толстым. Человек — главная ценность традиционного русского художественного творчества. Что же видит российский телезритель? Боевики, выстрелы, убийства, кровь. США отказались от этой киноиндустрии. В России эти отбросы определяют содержание ведущих телевизионных каналов.

Дегероизация гуманных ценностей. Если в традиционных, ставших классическими для всего мира, русских и советских фильмах героями были Люди с большой буквы, то в «прокручиваемых» на телеэкранах фильмах героизируются весьма сомнительные субъекты (их нельзя даже назвать личностями!).

А ведь еще в 1935 году в Постановлении Совнаркома и ЦК ВКП(б) «О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности, опубликованном в газете «Правда» 1 июня, в п. 23 говорилось:

«Поручить Отделу культурно-просветительной работы и Отделу печати и издательств ЦК ВКП(б), ЦК нацкомпартий и Совнаркомам союзных республик усилить наблюдение за детской литературой и кинофильмами, не допуская литературы и фильмов, могущих иметь вредное влияние на детей (приключение уголовных преступников и т. п.)». Неужели эта проблема в наши дни устарела?

Формирование агрессивности через игровые занятия. Будущее поведение каждого члена общества закладывается в раннем детстве. Семья, группа в детском саду, одноклассники в школе, друзья из соседнего дома — это те коллективы, из которых ребенок черпает знания, навыки. Так у него вырабатываются определенные нравственные принципы и стиль поведения. Современные технологии и нынешний уровень компьютеризации, безусловно, накладывают отпечаток и в этой области человеческой деятельности. И даже низкий прожиточный уровень граждан России не становится преградой на пути продвижения компьютерных технологий в жизнь самых широких слоев населения. Значительную роль в этом процессе играют компьютерные клубы, в которых человек, в том числе и ребенок, за небольшую сумму, сопоставимую со стоимостью бутылки газированной воды, может приобщиться к современным технологиям.

Безусловно, навыки работы с компьютерной техникой, знания в области навигации по всемирной сети Internet, возможность использования любой информации из электронных баз данных под-

нимает уровень образованности нынешних школьников на совершенно новый уровень. Однако не стоит забывать, что дети всегда остаются детьми. Редко кто из них без надобности захочет заниматься самообразованием. Для них гораздо интереснее игры. И здесь всплывает обратная сторона технической революции — компьютерные игры.

Любовь детей к компьютерным играм позволила развиться целой индустрии по разработке идей, реализации игровых программ, выпуску все более современных комплектующих к компьютерной технике.

Например, шведская компания Snowcrash предлагает любителям посидеть за компьютером специальное анатомическое кресло Netsurfer со встроенным столом. Кресло предназначено в первую очередь для тех, кто часами не отходит от компьютера. Существуют даже специализированные красочные издания, в которых рассказывается о последних достижениях в этой области, обсуждаются перспективы в направлении развития индустрии компьютерных игр. В этом видится опасная перспектива, поскольку практически все время в компьютерных клубах дети играют в так называемые «шуте- ры» — это современная интерпретация бывших «игр в войну».

Мы всегда испытывали почтительный страх перед историями о бактериологическом оружии. Преимущественные разговоры о «скорости распространения», о «мутирующем штамме» и эффективности в 92%... Умирающие в жутких муках жертвы преступных экспериментов. Напряженное лицо ученого за защитным щитком шлема — он похищает страшный вирус из лаборатории. Чистильщики в защитных костюмах сжигают глухую деревеньку, где вирус был выпущен на свободу... Все это есть в «Soldier of Fortune—2». В самом начале зритель сидит в камере, а в коридоре маячит спина закутанного в бушлат часового. Вид метательного ножа, торчащего под углом из его затылка, не скоро забудется зрителем.

И дети по ходу игры будут метать ножи и убивать компьютерных персонажей, имеющих контур человеческого тела. На наш взгляд, в условиях сложной социально-экономической ситуации в России увлечение детей компьютерными играми подобного плана вырастит из них пусть не убийц и мародеров, но жестоких и бездуховных людей.

Об этой тенденции свидетельствует рост мелких правонарушений, совершаемых лицами подросткового и детского возраста.

Нормой для детей становятся агрессивное поведение, закон силы, грубость. Подтверждением являются результаты тестирования посетителей одного из компьютерных клубов г. Таганрога в возрасте от 9 до 14 лет. Им было предложено ответить на следующие вопросы: Какой твой любимый цвет? Как ты поступишь, если увидишь на улице раненую птицу? Для чего люди женятся? Для чего мы живем? Каков твой самый добрый поступок в жизни? Кем ты хочешь стать в будущем?

Большинство респондентов назвало своим любимым цветом зеленый.

Согласно Люшеру, этот цвет означает наличие у ребенка настойчивости, упрямства. На втором месте с равным числом голосов — красный (символизирует большую силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбужденность) и синий (потребность в удовлетворении).

Больше половины детей, принявших участие в опросе, считают себя способными добить раненую птицу. 57% считают, что люди женятся для того, чтобы родились дети и продолжался род; что люди живут ради постоянного совершенствования, «чтобы развлекаться и наслаждаться жизнью». И хотя некоторые дети на вопрос «Для чего мы живем?» ответили «Чтобы делать добро другим», они же не смогли назвать своего доброго поступка.

Ориентация детей в своей будущей профессии размыта. Некоторые склоняются к работе в силовых структурах (милиция, пожарная служба), но предмет их мотивации — хорошая зарплата и социальное лидерство («им все подчиняются»). Лишь самые младшие склоняются к романтическим профессиям — космонавт, летчик- испытатель.

Тестирование показало, что нынешние подростки считают нормой упрямство, настойчивость, силу и даже грубость. Выражаясь языком экономиста, можно сказать, что происходит девальвация духовных ценностей, инфляция чувств. Мы уже не отворачиваем взгляд от экрана при виде насилия. Детей сейчас не интересуют компьютерные игры просто с интересным сюжетом и красивой фафикой — они жаждут все больше грубых сцен, масштабных сражений, больших луж крови... И если старшие подростки осознают, что это крайнее проявление жестокости, это лишь компьютер-

пая графика, то для младших это может стать нормой, символом современной жизни.

В активном участии семьи и школы в должной организации досуга младших школьников и подростков видится, пожалуй, единственная возможность корректировки наметившейся негативной тенденции.

Пропаганда насилия. Волна агрессии заполонила Россию. Одна из главных причин тому — насаждение чуждых россиянам ценностей и норм поведения. Летом 2003 года в Новочеркасской СШ К» 5 был проведен социологический опрос двух седьмых классов.

Средний возраст респондентов — 12-13 лет. Им предлагалось ответить на следующие вопросы: Какого жанра художественные фильмы ты предпочитаешь? Какая страна производит эти художественные фильмы? Твой самый любимый фильм? Как ты относишься к показу сцен убийства в фильмах? Разрешают ли тебе родители просмотр таких фильмов?

Результаты получились следующие. Отвечая на первые два вопроса, большинство учащихся склонились к американским боевикам и фантастическим фильмам (соответственно 16 и 14 человек), 3 респондента посчитали для себя привлекательным боевики российского производства, 7 — остановились на ужасах американского кинематографа. Комедийные фильмы с участием американских актеров Д. Кери, Э. Мерфи интересуют пятерых. Комедиями российских производителей заинтересовались 2 человека. В ответах на третий вопрос оказалось, что лишь фильмы «Иван Васильевич меняет профессию» и «С легким паром» являются любимыми у 2 опрошенных. Большинство же назвали любимыми фильмами боевики и фантастику. Фаворитами являются фильмы «Бригада», «Блэйд», «Матрица», «Звездные войны», «Воздушная тюрьма», «Убойная сила», «Факультет» и «Зеленая миля». Думается, что люди старшего возраста тоже не прочь посмотреть такие фильмы. Разберем сюжет боевика. Он весьма прост: «супер-герой» взрывает заводы, проливает реки крови, в итоге за это не несет никакой ответственности. В психиатрии существует термин «виртуальной реальности», который можно отнести к безответственности. Вот она, модель американского супер-героя со знаком минус! Пытаясь походить на Америку, российский кинематограф в последнее время стремится

попасть в шаблоны миллионных кассовых сборов, забывая порой о нравственности и культуре поведения. Задав вопрос об отношении к показу сцен убийства в фильмах, мы получили следующие ответы: положительно относятся 16 человек, отрицательно — 19, затруднились ответить— 12. Возможно, этот вопрос не был окончательно осмыслен, и поэтому полученные ответы особого внима

ния не заслуживают.

Разрешают ли родители просмотр фильмов со сценами убийств? Ответы, полученные на этот вопрос, можно было ожидать: 36 респондентов разрешают, а 11 — нет. Объяснить, почему 36 учащихся дали ответ «да», легко, как и оправдать родителей: затянувшийся кризис, нехватка рабочих мест, мизерная заработная плата, а, следовательно, трудное материальное положение семей подтолкнули родителей на передачу обязанностей по воспитанию детей бабушкам, дабы искать новые источники для выживания. Престарелые люди не уделяют должного внимания тому, что именно смотрит ребенок в свободное время. Порой сами родители не задумываются над этим.

Психологи утверждают, что демонстрация сцен насилия и убийств оказывает негативное влияние на психику людей, детей — в особенности. И если сейчас в России резко возросла детская агрессивность и, как следствие, преступность, то причиной этого является именно пропаганда насилия. А ведь доказано, что 75% детской преступности — это реализация на практике того, что дети и подростки смотрят на кино- и телеэкране.

Кино и особенно телевидение (оно ведь теперь практически в каждом доме!) в значительной мере определяют характер межличностного общения детей. Общение является неотъемлемой составной частью всей жизнедеятельности индивидов и групп, поскольку человек, являясь открытой системой, не может не обмениваться с окружающим миром веществом, энергией и информацией. Два последних вида обменов и составляют суть общения. От его характера, особенностей и эффективности зависит самочувствие, психическое здоровье, продуктивность учебной и профессиональной деятельности, степень самореализации человека как личности. Трудности общения, напряженность, коммуникативная и личностная дезорганизация приводят к глубокому психологическому дискомфорту, имеющему наибольшую степень значимости в детском

возрасте, когда любое, особенно негативное, изменение состояния еше неокрепшей психики может вызывать далеко идущие во времени следствия, формирующие основы отношений будущего взрослого с Миром.

В детском возрасте трудности общения имеют свою специфику. Особенности личности школьника, социальный статус семьи ребенка, ошибки родителей и учителей, многие другие аспекты, влияющие на характер общения, определяют не просто трудности общения, а составляют целую систему проблемных факторов межличностного общения детей младшего школьного возраста, т. е. тех причинноследственных формаций в сознании личности, которые и создают, как говорят на Востоке, комплекс негативных коренных причин, предо- бусловливающих такой дальнейший разворот жизненного пути, который принято называть проблемным, асоциальным.

До современного развития технических средств массовой коммуникации и последовавшего за ним «информационного взрыва» значительное расширение круга общения у большинства детей происходило в начале посещения ими дошкольных учреждений, или в 6—8 лет, когда они начинали учиться в школе. В настоящее время ситуация изменилась коренным образом. Полимодальные средства информационного воздействия в виде телевизоров и домашних компьютеров буквально «вбрасывают» ребенка в виртуальные миры, отождествляемые им с реальностью. Родители, в большинстве своем погруженные в многозадачность каждодневного бытия и постоянно занятые проблемами выживания, волей-неволей вынуждены мириться с таким положением вещей, фактически отдавая вопросы воспитания своих детей на откуп средств массовой информации (СМИ).

Рассматривая традиционный подход к решению главной задачи воспитания — созданию у ребенка адекватного, т. е. близкого к реалиям представления о Мире и о взаимодействии с ним, в качестве главных фрагментов этого представления мы всегда имели «добро» и «зло», а также соответствующие отношения субъекта с Миром — в пользу добра или зла. Известно, что эффект бумеранга приводит к тому, о чем на Руси говорят: «Что посеешь, то и пожнешь!» Т. е. то, что человек отдает Миру, он и получает обратно, по многократно умноженное, поскольку энергетический потенциал Мира больше соответствующего потенциала отдельного человека.

Этот вывод звучит в работах многих исследователей (Ф. Зимбар- до, А. П. Егидеса, Е. В. Залюбовской, В. Н. Куницыной, Б. Д. Па- рыгина, Е. В. Цуканова и др.): авторитарно-агрессивный фон нашей жизни, соответствующий ему характер межличностных отношений усиливают напряженность и стрессовость общения не только детей, но и людей всех возрастов. Поэтому в современных условиях развития человеческого общества остро встает проблема совершенствования и гуманизации межличностных отношений, перестройки системы обучения в школе на принципах доброго, уважительного и культурного общения. Исследователи призывают вернуться к представлению о самоценности непринужденного, не закомплексованного, доброжелательного, открытого общения, о ценности соблюдения этикета, социальных, этических, эстетических норм поведения; воспитывать психологическую культуру общения.

В этой связи каждый здраво (логически обоснованно) мыслящий родитель, естественно, хотел бы видеть своего ребенка развивающимся в пространстве добра во всех его измерениях (психическом, социальном и физическом), а не в пространстве зла. Считая по привычке, что СМИ принадлежит государству, которое заинтересовано в развитии своего народа и сделает все, чтобы это воспитание было правильным, т. е. соответствовало благим мечтам и чаяниям родителей, эти родители во многом надеются на положительную роль СМИ в воспитании молодого поколения. Увы, государство давно передало СМИ, а стало быть и бразды правления воспитательным процессом в руки частного предпринимательства в области масс-медиа, которого, по большому счету, интересуют не проблемы воспитания граждан, а вопросы капитализации СМИ, рейтинга популярности, доходы от рекламы и все прочее, практически всегда входящее в противоречие с задачами благого воспитания, ибо последнее всегда требовало определенного терпения в ожидании прибылей от предварительных вложений и отдавало сторицей через десяток—другой лет, что никоим образом не устраивает экономику СМИ.

Именно экономический принцип в управлении СМИ приводит к тому, что появилась совершенно удивительная категория киногероев, которых в Голливуде называют ласково «наши любимые мерзавцы», имея в виду талантливых киноактеров, играющих роли

отрицательных героев. Вся беда в том, что человек вначале видит ужасного киногероя, а затем церемонию вручения артисту, игравшему его роль, высокой награды. К сожалению, отождествление отрицательного, асоциального поведения с последующими социальными благами для этого героя невозможно устранить из сознания подрастающего поколения. По телевидению показывают сериалы о талантливых и красивых бандитах, а на следующий день мы видим бандитские символы и имена на стенах городских домов. От этого печального факта некуда деться. СМИ стали главным воспитателем детей занятых родителей, и пожинать этот «урожай» придется всем миром.

Образцы поведения, предлагаемые средствами массовой информации, не соответствуют ранее соблюдавшемуся соотношению — добра больше, чем зла. Добро, ранее всегда побеждавшее зло, ныне на экранах телевидения зачастую сдает свои позиции умному, красивому и социально успешному злу. Откуда же возьмется поколение, которому предстоит бороться за процветание Родины, если тема патриотизма в СМИ стоит отнюдь не на первом месте, а вместо ее популяризации дети видят войны, грабежи и насилие?

К источнику пропаганды насилия уже вернулся бумеранг, и мы узнаем из новостей о том, что школьники в США время от времени пьпаются решать свои проблемы с помощью далеко не игрушечного оружия прямо в школьных классах, расстреливая своих однокашников и даже учителей. ТаЖ в жизни реализуются модели поведения, воспринятые из компьютерных игр и телевизионных программ. Стоит ли российским СМИ добиваться аналогичного результата в своей стране, делая своих же детей заложниками зла только из-за сиюминутной прибыли, которая, в конечном счете, все равно будет потрачена на нейтрализацию негативного результата воспитания? При этом нужно учитывать, что заработанных Денег, конечно же, никому не хватит, чтобы окупить даже собственные будущие несчастья. Следовательно, и из экономических соображений, если к экономике относиться профессионально, а не с позиций временщика, СМИ должны сделать все, чтобы, по крайней мере, восстановить паритет в своих отношениях к системам Добра и зла.

В конце 1960-х годов директор ЦРУ США Д. А. Уэлш сказал: «Литература, театры, кино — все будет изображать и прославлять

самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых «творцов», которые станут насаждать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом, всякой безнравственности». Такие «творцы» нашлись и в России. Эпизод за эпизодом, день за днем происходит трагедия гибели, по словам Д. А. Уэлиса, «самого непокорного на Земле народа». Пустив дальше на самотек необратимый процесс гибели, не следует жаловаться, если будем раздавлены.

Определяющее в развитии подростка влияние улицы. Пол века назад в США ведущими факторами, влияющими на молодежь, в убывающем порядке были дом, школа, церковь, подростковая среда (улица), телевидение. Сейчас и в России, и в США этот порядок радикально изменился: на первом месте стоит теперь подростковая среда (улица), затем следуют телевидение (особенно MTV), дом, школа, церковь.

Таблица 12

Факторы, влияющие на молодежь в США (в убывающем порядке)

1950-е годы

2000gt;е годы

Дом

Подростковая среда (улица)

Школа

TV (особенно MTV)

Церковь

Дом

| Подростковая среда (улица)

Школа

TV

Церковь

Радикально изменились и ведущие проблемы школы. Если в 1940— 1950 гг. это были разговоры на уроках, шум в коридорах, отсутствие школьной формы, мусор в учебных помещениях, то теперь ведущие проблемы школы — это наркотики, алкоголизм, преждевременная беременность и убийства (даже учителей). Система же дополнительного образования учащихся и масштабы спортивной работы среди детей и подростков резко сокращены.

Таблица 13

Ведущие проблемы школы в США

1940-е годы

2000 год

, Разговоры на уроках

Наркотики

: Шум в коридорах

Алкоголизм

: Отсутствие школьной формы

Преждевременная беременность _

f Мусор в учебных помещениях

Убийства(даже учителей) .

К. сожалению, приходится констатировать, что вторая половица XX века ознаменовалась падением нравственности в большинстве цивилизованных стран.

Сексуальная революция. Падение нравственности сопровождалось сексуальной революцией: в США она произошла в 60-е годы прошлого века (советские школьники-старшеклассники утверждали: «У нас секса нет!»), в России — в начале 90-х. В 1991 году Всероссийский институт общественного мнения установил: 31% россиян констатировали резкое падение нравов; 35% полагали, что можно говорить не о всеобщем падении нравов, а о том, что в последние годы накапливалось, но умышленно не замечалось. Говоря о падении нравственности, 45% респондентов имели ввиду рост насилия и жестокости, 40% — безразличие к судьбам окружающих, 32% — стяжательство, 26% — падение трудовой дисциплины, столько же — рост числа уголовных нарушений и распущенность молодежи, 24% — равнодушие к судьбам Родины; 11% под моральным нездоровьем общества имели ввиду распространение эротики и порнографии. А ведь телестудии «МузТУ» и «ТНТ» перешли все границы приличия!

Утрата семьей своей функциональной роли как воспитывающего института. В свое время в СССР декларировалась ведущая роль школы в формировании личности ребенка. Эта ошибочность была осознана лишь в 70-х гг., когда при институтах повышения квалификации были открыты кабинеты педагогического всеобуча, а при школах — так называемые «университеты для родителей». Сейчас и кабинеты всеобуча, и «университеты для родителей» ликвидированы. В то же время известнейшая семья Никитиных, в которой сейчас более 20 детей, глубоко убеждена в том, что именно семья должна учить детей «принципам жизни» — тем важным заповедям и нормам, на которых держится любая культура. Доказательством справедливости этой мысли может служить спешно продавленный «сверху» эксперимент в Москве «Школа полного дня», который грозит обернуться насилием над личностью детей, что, в свою очередь, вызовет агрессивность и озлобленность подростков.

Дефицит родительской любви, имеющий место повсеместно, потому что большая часть детей рождается в семьях низкого Уровня материальной обеспеченности. В октябре 2003 года мы Предложили провести тестирование в обычной средней школе

среднестатистического города России Таганрога. Тестирование по общеизвестной методике «Моя семья» показало, что даже в начальных классах более половины детей глубоко одиноки, и для многих из них школьный учитель — единственный человек, который может сказать ребенку доброе, теплое слово. Синдром же дефицита родительской заботы оборачивается агрессией и неуправляемостью подростков. Всем известна истина: воспитывать можно не ненавистью и безразличием, а только любовью.

Участившиеся случаи в публичных выступлениях и на телевидении экстремистских высказываний. Например, лидер ЛДПР в своей предвыборной компании 2003 года сделал своим ведущим лозунгом «Россия — русским!» А как быть тем, кто здесь живет, будучи нерусским? Русская православная церковь «протолкнула» через Государственную Думу закон о «традиционных религиях».

А как это согласовывается с правом человека на свободу совести? Как это согласовывается с поликультурным и поликонфессиональным составом населения России, где живут свыше 100 «титульных» народов и представлены все мировые религии? Что удивительно, оба описанные выше факта не вызвали протеста ни у кого из видных общественных деятелей. А ведь то безнравственно и чревато последствиями. На таком фоне полезно изучить опыт Ростовской СШ № 15 по воспитанию толерантной личности в поликультурном социуме.

Во II томе «Словаря русского языка», изданного Институтом русского языка АН СССР в 1986 году, дается следующее двойное определение нравственности:

совокупность норм поведения человека в обществе, моральные качества.

К моральной сфере относятся достаточно разнородные явления: правила и нормы поведения, оценки, ценности, идеалы, способности и свойства человеческого характера. Эммануил Кант утверждал: чтобы быть нравственным в отношениях с людьми, наши личные цели и желания должны быть подчинены требованиям «абсолютного морального закона», названного им категорическим императивом. Упрощенно говоря, мы всегда должны расценивать свои поступки с точки зрения других людей. Сущность этого правила: человек должен считаться с теми, кого так или иначе его поведение может затронуть. Кант не считал заслугой поступки, ли-

шейные нравственной мотивации, как бы хорошо внешне они не соответствовали нравственному закону. Заслуга Канта в том, что он первым осознал важность концепции универсальной этики.

Важно помнить, что нравственное воспитание идет дальше развития интеллекта, хотя и начинается с нет. Нравственные ценности должны стать частью характера человека. Еше Сенека утверждал, что главное условие нравственности — желание стать нравственным.

Нравственная позиция — это ценности, важные для нас. Они формируются в дошкольном возрасте. Отсюда ясно, как ответственна роль родителей в воспитании учащихся. Мы же, педагоги, всегда ограничены в возможностях влиять на нравственное развитие школьника. Порой мы бросаем вызов тому, что сформировалось в ребенке до прихода в школу, поэтому важно найти надлежащий путь к сердцу ребенка. Мы должны помочь школьнику преодолеть сопротивление в нравственном развитии.

Различают следующие типы нравственных (этических) ценностей.

Всеобщие универсальные — честность, сочувствие, соучастие, сострадание, справедливость, уважение, свобода. Эти ценности выходят за пределы веры, мировоззрения, культуры, расы, национальной принадлежности. Многие из них вошли в Декларацию прав человека, ибо они оздоравливают общество.

Неуниверсальные — обязанности по отношению к религии, к школе; партийные обязанности, семейные обязанности и др. Например, для индуиста страшно убить корову, но ничего не означает обряд крещения.

Выдающийся русский философ П. А Кропоткин утверждал, что в формировании морали принимают участие и природа, и наша духовность. Присмотритесь вокруг себя: любое животное во многом может нам дать почувствовать и понять, как мы незначительны, неблагородны и несовершенны! А Пятикнижие Моисея лежит в основе важнейших этических правил и иудаистов, и христиан, и мусульман.

В работе «Нравственные ценности и личность» В. А. Кондрашов определяет мораль как особый способ духовного освоения действительности, организующий и регулирующий общественную жизнь человека через выработку общечеловеческих духовных ценностей и свободное, добровольное и бескорыстное следование им. Во всем этом ребенку — будущему Гражданину Страны — должна помочь школа. Традиционные функции школы:

трансляция знаний и культурных ценностей от старшего поколения к младшему; формирование ответственности граждан; обучение нравственным нормам и социальной ответственности.

В годы, предшествовавшие падению нравов и сексуальной революции, в США школа занимала нейтральную позицию в воспитании. Школа лишь разъясняла ценности, предоставляя право выбора родителям и детям. В результате такого подхода к воспитанию формировались подростки и юноши одинокие, не уверенные в себе, склонные к асоциальности.

В наши дни в США практикуется другая — активная методика воспитания, в основе которой лежат следующие принципы: учитель — помощник ученика; дискредитация роли родителей в воспитании как устаревшей; отрицание традиционных представлений о методиках воспитания нравственности.

Дело в том, что образование состоит из двух аспектов — внешнего и внутреннего. Внешний аспект состоит в овладении профессиональными навыками и практическими знаниями, а внутренний связан с формированием этических представлений и, в конечном счете, с воспитанием сердца. К сожалению, в современной системе образования отсутствует сбалансированность. Основной упор в ней делается на развитие внешних навыков, в то время как внутреннее совершенствование отходит на задний план (рис. 3).

Воспитание сердца и характера, внутренний аспект образования является основополагающим условием для обретения личного счастья, создания прочных супружеских отношений, социальной стабильности, гармонии в обществе и влияет на уровень жизни в целом (рис. 4).

В сбалансированной системе предполагаются следующие аспекты образования: духовный, социальный, профессиональный.

Сердце — основа личности. Воспитание сердца можно реализовать: на уроках любви,

выпущенных студнями США в 2002 году и собравших более 100 млн. долларов, лишь два имеют гриф «R», означающий ограничение зрителей в возрасте до 17 лет.

Нравственная регуляция поведения не может осуществляться по приказу, принуждению или экономическому расчету. Критерием нравственного прогресса может быть духовная зрелость личности, ее способность сделать гуманистические общечеловеческие ценности смыслом собственной жизнедеятельности.

В наши дни мир трепещет перед терроризмом. Ведь кто-то из подонков может получить доступ к высоким технологиям, в т. ч. и к ядерному оружию. Что будет? Как быть? Сообща, вместе, школа, семья и общество должно формировать нравственность молодежи. Только в этом случае можно спокойно говорить о будущем планеты.

Нам представляется, что в первом приближении вытекают следующие пути нравственного духовного возрождения общества: введение нравственной цензуры на телевидении (если введен запрет на рекламу водки и сигарет, то почему нельзя ввести запрет на показ порнофильмов и эротической рекламы?); запрещение рекламы пива как содержащего алкоголь напитка; популяризация классических духовных ценностей нации в области живописи, скульптуры, музыки, литературы на радио, телевидении, кино;

. расширение сети клубов для занятий подростков и юношества конструированием, художественным творчеством и спортом во внеурочное время; восстановление в институтах повышения квалификации кабинетов педагогического всеобуча, а в школах — «университетов» педагогического мастерства для родителей; с учетом поликультурной структуры населения России — разработка в каждой школе, колледже и вузе системы воспитания толерантной личности.

Общество должно защитить подростков и юношество от нравственного растления, иначе такое общество — страна без будущего. 

<< | >>
Источник: Кукушин В.С.. Теория и методика воспитательной работы; учеб, пособие. 2010

Еще по теме Нравственная защита детей и молодежи — актуальнейшая проблема XXI века:

  1. 1,2. Роль методики обучения праву в системе школьного образования страны
  2. Статьи в журналах и научных сборниках Агибалова Г.М.
  3. ПРАЗДНИКИ И ЗРЕЛИЩА В РИМЕ
  4. Глава 17 ГУМАНИТАРНОЕ СОЗНАНИЕ: ГЕОГРАФИЯ
  5. §11. Демонтаж центральной мировоззренческой матрицы
  6. Обзор научно-практических конференций
  7. 1. Количественные сдвиги
  8. ГЛАВА 3. ПАРТИЙНО-ГОСУДАРСТВЕННАЯ (СОВЕТСКАЯ)ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
  9. 3.4. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности (концепция Е.В. Бондаревской)
  10. Нравственная защита детей и молодежи — актуальнейшая проблема XXI века
  11. 1.1. Историко-педагогический анализ развития подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности с применением медиа- образовательных технологий
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -