ВОСПИТАНИЕ ИДЕЙНОСТИ ПУТЕМ СТРЕМЛЕНИЯ К ИДЕАЛУ
Родина — твой дом, твоя колыбель. В родном доме не всё гладко. Есть у нас свои беды и боли. Говоря о них, помни: ты говоришь о бедах и болях своего родного дома. Для того чтобы иметь моральное право говорить о бедах и горестях своего народа, чтобы один раз сказать, надо десять раз сделать что-то конкретное для укрепления своей Родины.
Кричать о недостатках — для этого большого ума не надо. Презирай демагогию и болтовню. Думай и делай всё для того, чтобы торжествовали добро и справедливость. Умей не только смотреть, но и видеть. Вырабатывай свои взгляды на мир. Для того чтобы иметь свою точку зрения, надо оставить частицу сердца в том, что вокруг тебя, рядом с тобой. Мировоззрение вырабатывается лишь тогда, когда в жизни ты видишь и создаешь что-то дорогое для себя. Без горения сердца для создания дорогого и святого самые правильные истины останутся для тебя мертвыми буквами. Их можно сложить в слова и прочитать, но они не зажигают.В 14 лет ты должен сознательно поставить перед собой вопрос: для чего я живу на свете? — и дать на него ответ гражданина. В четырнадцать лет ты поступаешь в комсомол. Комсомольский билет — это твой первый документ о принадлежности к политической организации единомышленников — борцов-ленинцев. В четырнадцать лет, оглянувшись назад, ты уже должен видеть плоды своего труда, подвести первые итоги своей гражданственной жизни.
Высокое звание коммуниста-ленинца — это идеал нашей морали, нашего поведения, нашей жизни, нашего труда во имя счастья, величия и независимости Советской Родины.
Родина, патриотизм и мировоззрение — это три краеугольных камня, на которых должно строиться воспитание коммуниста, борца, преданного нашим ленинским идеалам, готового положить голову за их непоколебимость и торжество в жизни, во взаимоотношениях. Воспитание мировоззрения, идейной устремленности немыслимо без воспитания ума, мудрости, глубокой заинтересованности в том, что есть и что должно быть.
Идея — это корень; идеал — зеленый росток, из которого развивается могучее дерево человеческой мысли, деятельности, поступков, страстей, порывов, столкновений. Мы должны каждого молодого человека научить постижению важнейшей жизненной мудрости: думать так, чтобы приблизиться к познанию идеи, чтобы стремиться к идеалу. Многие жалуются на память, но почему никто не жалуется на свой ум? А ведь без постоянного развития ума немыслимо мировоззрение.Как же воспитывать ум, мировоззрение, идейность, стремление к идеалу, как поставить все это в ряд?
Мудрость есть дочь опыта, писал Леонардо да Винчи. Железо ржавеет, не находя себе применения, стоячая вода гниет или на холоде замерзает, а ум человека, не находя себе применения, чахнет (*см/Леонардо да Винчи. Избр. М., 1952. С. 178, 235). Вот что исключительно важно для воспитания глубоко заинтересованного, тревожного, патриотически устремленного ума: подвергать умственному анализу то, что делается, как и во имя чего делается. Строителю коммунистического общества необходим разум творца — мировоззрение в действии. Учение должно отличаться тем, что, думая, вы должны не только познавать, объяснять окружающий мир, но и что-то утверждать, за что- то бороться, что-то отстаивать. Единство мысли и убеждения, мысли и мировоззрения достигается тогда, когда человек в годы отрочества и ранней юности воспитывает в себе мужество и честность ума. Мужество ума состоит в том, чтобы не отступать перед тягостями умственного труда. Честность ума состоит в том, чтобы не отступать перед правдой, стремиться к ней, находить ее любой ценой, гнушаться легких и удобных половинчатых решений, унизительной лжи. Иметь смелость самостоятельно мыслить. Быть человеком (*см.: Роллан Р. Собр. соч.: В 14 т. Т. 13. М., 1958. С. 126).
Мужество и честность ума — вот красная нить идейной жизни коллектива, ориентируясь на которую человек стремится к идеалу. Я стремлюсь к тому, чтобы подростки, юноши и девушки мужественно и честно думали над самыми трудными, самыми сложными проблемами, в корне которых — истоки патриотических чувств и убеждений, преданности, верности идеалу, причины идейной неустойчивости, измены, предательства.
Время от времени я рассказываю своим питомцам яркие жизненные истории, главное предназначение которых — быть пищей для ума, формировать патриотическую мудрость и убежденность. Эти рассказы я считаю одним из главных средств воспитания честного, бескомпромиссного ума. О чем бы ни шла речь в рассказе, главное, чтобы питомец думал о себе, восторгался и негодовал, мысленно вступал в борьбу. Воспитательную цель я вижу здесь в том, чтобы отрочество и ранняя юность были насыщены яркой, стремительной жизнью ума. В жизни ума — важнейшее условие стремления к идеалу. У М. Горького есть изумительная мысль: «Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха, — идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему — всё выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном стремлении к лучшему— истинное счастье» (*см.: Горький М. Собр. соч. Т. 2. С. 428). Смысл своих рассказов я вижу в том, чтобы в юной душе утверждалось презрение к мерзкому и вместе с тем восхищение прекрасным. Свои рассказы я считаю уроками ненависти, непримиримости и горячего стремления к идеалу.Страшная судьба человека без имени, рассказ о котором входит в беседы по воспитанию, заставляет молодых людей посмотреть на себя как бы со стороны, заглянуть в свою душу и спросить самого себя: что для меня дорого в жизни? Где нити, которыми я связан с народом? Чем я заслуживаю и чем заслужу в будущем уважение своих сограждан?
Поставьте перед собой эти вопросы, юноши и девушки. Задумайтесь над тем, что человек сам толкает себя в пропасть одиночества, если в его душе нет того священного огонька, без которого невозможно счастье, — любви к людям. Почему у честных трудолюбивых родителей вырос сын-предатель? Разве не радостным и счастливым было его детство? Казалось, мать и отец отмерили сыну счастье полной мерой. Но какое это было счастье и чем оно измерялось? Счастьем для ребенка стала животная радость потребления.
Эгоистические удовольствия отгородили юное сердце глухой стеной от радостей и невзгод других людей, и оно стало черствым, бездушным. Эгоизм — самый главный источник предательства.Помните, юноши и девушки, что для человека, бездушного, бессердечного в своих взаимоотношениях с другими людьми, не может быть ничего святого и возвышенного. Средоточие Отечества — материнское сердце. Любовь к Отчизне и любовь к людям — это два быстрых потока, которые, сливаясь, образуют могучую реку патриотизма. Не забывай, юный гражданин, что в жизни твоей наступит момент, когда от тебя потребуется мужество, стойкость, готовность к такому напряжению всех физических и духовных сил, когда по одну сторону — радость, удовольствия, блага, а по другую — лишения, самопожертвования, даже смерть во имя жизни и счастья людей. Готовь себя к тому, чтобы в нужный момент подняться на вершину доблести — и победить.
На почетном месте у нас в школе висит портрет восемнадцатилетнего юноши Леонида Шевченко. Он поехал добровольцем в Казахстан в первый год освоения целинных земель, работал трактористом, погиб на боевом посту, защищая социалистическую собственность. Под портретом юноши слова: «Жизнь человеческая подобна железу: если употреблять его в дело — оно истирается, если не употреблять — ржавчина съедает его». Пусть горит твое сердце ярким пламенем, пусть освещает дорогу и тебе, и твоим детям — в этом счастье жизни. Тот, чье сердце съедает ржавчина бездеятельности, обречен на жалкое прозябание. Леонид Шевченко предпочел горение тлению. В морозный февральский день 1956 года он вместе с товарищами поехал за сеном — за пятьдесят километров. На обратном пути разыгрался буран. Можно было оставить трактор, пойти в землянку к животноводам, селение которых было недалеко от дороги. Но юноша не оставил машину. «Идите, — сказал он товарищам, — переждите буран, а я останусь, буду подогревать моторы, ведь если оставить машины, потом сутки не заведешь»... Буран перешел в страшный ураган, усилился мороз, к тракторному каравану невозможно было подойти.
Через сутки товарищи нашли юношу в кабине: он замерз, окоченевшая рука сжимала штурвал.Человек без имени и 18-летний юноша, чье имя с гордостью произносит не одно поколение школьников, родились на одной земле. Почему же так различна их судьба? Потому, что один жил, по выражению Достоевского, в собственное брюхо, а другой любил людей. Потому что мать человека без имени оберегала сына от тревог и волнений, кормила его радостями, и это стало для него высшей радостью, а мать Леонида учила сына: ты живешь среди людей, помни, что высшая твоя радость — это радость, которую ты принес людям. Вспоминается детство и отрочество Леонида. Мальчик был обыкновенный, как тысячи других: шалил на перерывах, дрался с товарищами, стрелял из рогатки... Мать научила сына не жалеть себя для людей. Рядом с домом семьи Леонида расположилась тракторная бригада. От непогоды механизаторы укрывались в деревянном вагончике, а кругом — поле, в знойные дни от жары негде укрыться. Сказала мать детям: посадим для людей ореховое дерево. Трудился и семилетний Леонид. Благодарили трактористы, радовались дети. Много лет прошло с той поры. Ореховое дерево разрослось, под его тенью в знойные дни отдыхают люди.
Я рассказываю вам, юноши, о человеческих судьбах и смотрю в ваши глаза. Каждый из вас — это не только отдельный мир, но и судьбы других людей — ваших жен и мужей, детей и внуков. Ваши поступки — это радость или горе матерей. Я смотрю в твои глаза, юноша, и думаю: что ты сделал для людей? Где нить, связывающая тебя с трудовым народом? Где корень, питающий твое духовное благородство из источника вечной и непреходящей красоты — морали трудового народа? Что принесло тебе самую большую в мире радость? Вспоминаю, как во время первомайского праздника ты сел за руль трактора, работал два дня в поле, чтобы ветераны труда в эти дни отдохнули. Ты возвращался с работы уставший, лицо твое было покрыто пылью, но радостный, счастливый, потому что ты сделал людям добро и в этом нашел свою радость. Ты вывез в поле двадцать тонн удобрений, и маленький клочок пустыря, где даже сорняки не росли, стал превращаться в тучную ниву. В твоих глазах загораются огоньки человеческой гордости, когда ты смотришь на свое поле.
Я всматриваюсь в ваши глаза, юноши и девушки, и больше всего меня беспокоит: чтобы не было ни одной пустой души. Чем ярче красота миллионов роз в нашем всенародном цветнике, тем больше бросается в глаза куст дурмана или чертополоха, неизвестно откуда взявшийся, отравляющий чистый воздух нашей жизни. Дурман и чертополох можно вырвать, удалить из цветника, человека же из общества не выбросишь. Надо заботиться о том, чтобы дурман не появлялся, чтобы каждое семя, положенное в плодородную почву, дало красивый цветок.
Еще по теме ВОСПИТАНИЕ ИДЕЙНОСТИ ПУТЕМ СТРЕМЛЕНИЯ К ИДЕАЛУ:
- ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ эволюции П. Н. МИЛЮКОВА
- О пребывании вместе
- Многообразие и единство представлений о социальных функциях библиотеки
- Проблемные аспекты влияния СМК на массовое сознание подрастающего поколения. Пути противостояния
- Конкретизация в педагогике содержания воспитания всесторонне и гармонично развитой личности
- КОСМОС ИСЛАМА
- 2. С. Н. Булгаков. Героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)
- «МИР БОЖИЙ»
- Руссо и русская культура XVIII — начала XIX века
- Политическое сознание и его типы
- ЧТО ДЕЛАЕТ ЧЕЛОВЕКА ВОСПИТУЕМЫМ
- КАК ДОНОСИТЬ ДО СОЗНАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ СМЫСЛ ТРУДА УЧИТЕЛЯ
- ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ — ЭТО ЕСТЬ АКТИВНАЯ, ГРАЖДАНСКАЯ ЖИЗНЬ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ