19.2. Переход к постиндустриальной цивилизации
Анализ последствий, вызванных третьей НТР, лег в основу теорий «нового индустриального» и постиндустриального обществ, разработанных западными учеными во второй половине XX в.
К сожалению, подавляющее большинство советских теоретиков в основном критически относилось к концепциям Р. Арона, Д. Белла, Дж. Гелбрейта, У. Ростоу, Е. Жака, Ж. Фурастье, П. Драккера и многих других западных ученых по вполне объективным и ряду субъективных причин. Несмотря на всеобщий характер НТР, в СССР и странах социалистического содружества она длительное время развивалась в ограниченной, преимущественно военной сфере, что существенно не влияло на совокупность социально-экономических отношений, духовную жизнь общества, как это было в западном мире. Недостаточность или отсутствие необходимого материала в связи с этим в сочетании с крайней идеологизацией, партийной регламентацией исследовательской деятельности (особенно в области общественных наук) сдерживали работу ученых в СССР и социалистических странах в этом направлении. Однако по мере развития НТР в нашей стране, а также с началом процесса кардинальных политических изменений на рубеже 80-90-х гг. данные концепции стали находить все большее число сторонников в России.Создатели концепции «нового индустриального» и постиндустриального обществ исходят из посылки, что научно-техническая революция является ведущим фактором трансформации современного общества. Так, технологический прогресс существенно модифицировал социальные отношения, вызвал массовые потребности и одновременно создал средства их удовлетворения. При этом произошел отказ от развития унифицированных производства и потребления, т.е. активизировался процесс индивидуализации как производства, так и потребления, что прежде всего получило выражение в небывалых сдвигах в структуре рабочей силы, обусловив ее дрейф из сферы производства в сферу услуг и информации.
Таким образом, труд стал терять ярко выраженный общественный характер (форму), ибо значительная часть людей получила возможность самовыражения и самосовершенствования на основе индивидуального выбора рода занятий. Иными словами трудовая деятельность в постиндустритальном обществе все менее мотивируется осознанием материальной необходимости (в силу достаточной насыщенности рынка товаров и услуг, развитой системы социального обеспечения и т. д.), модифицируясь в более высокий тип деятельности – творчество.Именно это снимает, казалось бы, неразрешимое (по Марксу) социальное противоречие между все более приобретающим общественный характер производством и частным присвоением его результатов, а человек из придатка машины все более превращается в творца, о чем свидетельствует интенсивный рост уровня квалификации, профессионализма работников, уровня образования в целом. По этой причине наука в постиндустриальный период стала ведущим фактором развития общества в целом и совершенствования индивида в частности.
* * *
Таким образом, уже в рамках постиндустриального общества решаются многие социальные проблемы западной цивилизации на основе обеспечения достойного уровня жизни, большинства индивидов в развитых странах. Одновременно постиндустриальная концепция в известной степени обоснованно показывает возможные пути дальнейшего развития цивилизации.
Однако нельзя не учитывать то обстоятельство, что постиндустриальная западноцивилизационная система, несмотря на лидерство в современном мире, не может претендовать, тем не менее, на всеобщность. Ее техногенный характер не совпадает в принципе с основами параллельно развивающихся цивилизаций Востока, с их отрицанием индивидуализма, культом традиционной иерархии власти, коллективизмом и т. д. Помимо этого огромное число народов планеты (в основном не англосаксонских) едва ли сталкивается с проблемами жизни в постиндустриальном мире, зачастую борясь за простое биологическое выживание (большинство народов Азии, Африки, частично Латинской Америки).
На наш взгляд, с учетом этих замечаний, мы можем рассматривать постиндустриальную цивилизацию в качестве нового этапа в развитии западноевропейской цивилизации, включая отдельные, наиболее передовые страны Востока (Японии, новые индустриальные страны), и на этом основании трактовать ее как одну из возможных моделей общественного прогресса.
Вопросы для самопроверки
Охарактеризуйте основные достижения современной НТР, покажите ее этапы, назовите страны-лидеры.
Какие наиболее существенные результаты имело внедрение достижений третьей НТР в экономику ведущих стран?
Раскройте содержание концепции постиндустриального общества.
Еще по теме 19.2. Переход к постиндустриальной цивилизации:
- 4.1. Процесс вестернизации и духовные ресурсы Востока
- 4.1. Процесс вестернизации и духовные ресурсы Востока
- Постиндустриальная цивилизация
- 19.2. Переход к постиндустриальной цивилизации
- ОГЛАВЛЕНИЕ
- 24. ВЕДУЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ТЕЧЕНИЯ НАЧАЛА ХХ в.
- ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
- ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
- Четвертый этап: 70 - 90-е годы.
- ПРОТИВОРЕЧИЯ РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
- ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА И РОССИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СОВРЕМЕННЫЙ КРИЗИС ЦИВИЛИЗАЦИИ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ Гриценко В.С.
- ЧЕЛОВЕК В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА: ДИЛЕММА ЦЕННОСТНОЙ И ЦЕЛЕВОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В.Т. Новиков, А.А. Легчилин
- МИФ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА И МАРКСИЗМ И.В. Купряшкин
- ГЛАВА 19 ТРЕТЬЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
- Переход к постиндустриальной цивилизации
- § 2. Феномен науки и современная цивилизация
- ТЕМА 3. Проблема исторического выбора в начале XX в.: революция или реформа?