<<
>>

ДОМ ФЛАВИЕВ (70-96)

Со смертью Нерона прекратилась фамилия Августа. Наступили смуты и междоусобия; в разных местах легионы провозглашали императорами своих предводителей. В течение двух лет в Риме сменилось три императора: суровый старик Гальба, убитый преторианцами за свою скупость; Отон, бывший товарищ развратной жизни Нерона и Вителлий, отличавшийся непомерным обжорством и расточительностью (в течение восьмимесячного царствования он истратил на свои пиры до 50 000 000 рублей на наши деньги).
Наконец, на престоле утвердился четвертый, Веспасиан, начальник сирийских легионов, усмиритель иудеев. После того как Помпей привел Палестину в зависимость от Рима, там воцарился Ирод; покровительствуемый римлянами, он низверг царский род Маккавеев и получил престол (37 г. до Р.Х.). Жестокость и подражание римским обычаям вызвали к Ироду общую народную ненависть. Династия его недолго царствовала. После смерти его внука Агриппы (44) император Клавдий превратил Иудею в римскую провинцию и поручил ее управление прокураторам. Жестокость и корыстолюбие этих правителей побудили еврейский народ к единодушному восстанию против римского владычества (65). Первые военные действия римлян были неудачны, и Нерон назначил в Иудею одного из лучших своих полководцев, Веспасиана. Предводительствуя сильным войском, Веспасиан начал завоевание иудейских городов, но встретил упорное сопротивление. Особенно больших усилий стоила ему осада крепости Иотапата, где начальствовал Иосиф Флавий (описавший потом эту войну); крепость наконец была взята только с помощью измены; причем подверглось избиению сорок тысяч евреев. О степени ожесточения воюющих сторон может свидетельствовать еще следующий факт. После взятия Иотапаты Иосиф Флавий скрылся в пещере вместе с сорока евреями. Он предложил было сдаться римлянам; но за это едва не был убит своими товарищами, которые отвергли всякую мысль о сдаче. Решено было всем умереть, и евреи начали по очереди убивать друг друга.
Но Иосиф устроил так, что он и еще один еврей остались последними и бежали к Веспасиану. Остальную свою жизнь Иосиф провел в Риме и там написал многие сочинения, из которых самые замечательные - "Описание Иудейской войны" и "Иудейские древности". Провозглашенный императором Веспасиан поспешил в Рим, поручив окончание войны своему сыну - Титу. Последний осадил Иерусалим. Осажденные гибли от голода, но защищались с отчаянным мужеством; когда город был взят, они держались еще в Иерусалимском храме, пока римляне его не подожгли. Иерусалим был совершенно разрушен (70). Оставшиеся в живых иудеи начали покидать отечество и расходиться по разным странам; прекрасная Иудея мало-помалу превращалась в пустыню. В память этого завоевания Титу воздвигнута в Риме мраморная триумфальная арка, на ней еще и теперь видны барельефы, которые изображают храмовые сосуды и другие предметы добычи, взятой при разграблении Иерусалима. Веспасиан (70 - 79) начал ряд "добрых" императоров, царствование которых охватывает более ста лет. Своей строгостью он восстановил дисциплину в войске; бережливостью поправил государственные финансы, а уничтожением "закона об оскорблении величества" потеснил вредное ремесло шпионов и доносчиков. Бережливость, переходившая в скупость, не помешала ему украсить Рим многими величественными постройками; самая знаменитая из них это Колизей - огромный амфитеатр, который мог вмещать более восьмидесяти тысяч зрителей. В образе жизни своей Веспасиан подавал подданным пример порядка, экономии и деятельной решительности. (Говорят, даже на смертном одре он пытался встать, считая, что государь должен умереть стоя.) Кроме усмирения евреев царствование Веспасиана ознаменовалось восстанием батавов, живших в устье Рейна. Вождь батавов, умный и храбрый Цивилис, вовлек в это восстание соседние прирейнские племена галлов и германцев и нанес римлянам несколько поражений. Но несогласие союзных с ним галлов ослабило силу восставших, и они были усмирены полководцем Цереалисом.
Другой полководец Веспасиана, Агрикола, докончил покорение большей части Британского острова. Потом, чтобы обезопасить эту часть от северных горцев (каледонцев, или пиктов и скоттов), он построил ряд укреплений в самом узком месте острова, между заливами Клейд и Форд. Сын и наследник Веспасиана Тит (79 - 81) прославился своей добротой и милосердием; народ прозвал его "утешением человеческого рода" (deliciae generis humani). Он считал потерянным тот день, в который не сделал никому добра (Amici, diem perdidi!). Но его короткое царствование было омрачено тремя бедствиями: трехдневным пожаром в Риме, моровой язвой в Италии и ужасным извержением Везувия, при котором лавой и пеплом завалило два ближних города: Геркуланум и Помпею. Римский ученый и естествоиспытатель Плиний отправился на корабле к самому подножию Везувия - там и погиб. Это событие описано его племянником Плинием Младшим в письмах к историку Тациту. В конце XVIII века Помпеи и Геркуланум были обнаружены, с тех пор там постоянно производятся раскопки. В этих погибших городах сохранились почти в целости дома, утварь, статуи, картины, так что они превосходно знакомят нас с образом жизни древних римлян. Только брат Тита Домициан (81 - 96) своим жестоким правлением на несколько лет прервал этот ряд добрых государей. Возобновились времена Тиберия и Нерона; снова начал действовать "закон об оскорблении величества" и расплодились толпы доносчиков. Гордость Домициана дошла до того, что он приказал обращаться к себе dominus - то есть господь. Христиане, отказавшиеся его так называть, навлекли на себя жестокое гонение. Он вел неудачную войну с Децебалом, царем дакийцев (обитавших на территории Молдавии, Валахии и Трансильвании) и золотом купил мир; тем не менее устроил себе триумф и получил звание Дакийского. Погиб он вследствие заговора, составленного его приближенными (в том числе и женой), которые опасались потерять жизнь по капризу тирана. Главная причина появления подобных тиранов заключалась в совершенном упадке римской нравственности.
Тираны всегда находили вокруг себя униженную раболепную толпу, которая каждую их жестокость готова была прославлять как геройский подвиг. Мало того, вошло в обычай императоров еще при жизни возводить в ранг богов и воздвигать им алтари (апофеоз). Римляне уже отвыкли заботиться об общественных делах: знатные и богатые граждане более всего дорожили теперь своими покоем и удовольствиями. Вот каким образом Ювенал в одной из своих сатир осмеивает Домициана и римских сенаторов. Один бедный рыбак поймал в Адриатическом море огромную рыбу и очень испугался: пожалуй, кто-нибудь из шпионов донесет, что эта рыба беглая, что она откормлена в садках самого цезаря. Чтобы не навлечь на себя беды, он приносит рыбу к Домициану в его загородную виллу и просит принять в дар. Цезарь посылает в Рим гонцов звать сенаторов на совещание о важном государственном деле - что делать с рыбой. В Риме все пришли в смятение, и сенаторы сильно перепугались. Собравшись у цезаря, они начинают произносить высокопарные речи в честь рыбы. Самый тучный и самый прожорливый из них подает мнение, что для такой рыбы надо заказать особое блюдо. Мнение это принято цезарем; после этого заседание закрывается и сенаторы получают приказание удалиться.
<< | >>
Источник: Д.И. Иловайский. Древняя история. 2010

Еще по теме ДОМ ФЛАВИЕВ (70-96):

  1. Лекция 4 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ PllKlA В ПЕРИОД ИМПЕРИИ (1-У ВЕКА Н. Э.)
  2. ЭЛЛИНИЗМ (IV-1 в. до н. э.)
  3. 26. «Реинкарнационные места» в священном писании
  4. Глава 1 Архаический период (753—367 гг. до н. э.)
  5. Хронологическая таблица правления римских цезарей[37]
  6. Искусство Римской империи
  7. ПРАЗДНИКИ И ЗРЕЛИЩА В РИМЕ
  8. Август и великая империя
  9. IV Изучение истории Римской империи
  10. 1.1 Критерии оценки человека с депривацией зрения в античные времена