<<
>>

ГОСУДАРСТВА КРЕСТОНОСЦЕВ


На востоке возникло четыре крестоносных государства. Во главе графства Эдесского стал брат Готфрида Буль- онского Балду ин, во главе кршжества Антиохийского — Бо- эмунд, графство Триполи досталось Раймонду Тулузскому.
Три этих княжества находились формально в вассальной за-
вцсимости от королевства Иерусалимского, во главе которого встал Готфрид Бульонский. Территория Иерусалимского королевства был разбита на феоды, за которые рыцари-кре- стоносцы несли военную службу. Феод представлял собой поместье или несколько поместий, разбитых на мелкие участки земли. Все местное население было превращено в крепостных. Владельцу поместья крестьяне обязаны были за свои наделы платить феодальную ренту. В общей сложности она доходила до 50 процентов урожая. Государства крестоносцев управлялись согласно феодальным обычаям — это записано в «Иерусалимских ассизах». Продолжал существовать типичный феодальный способ производства. Хозяйство в значительной части оставалось натуральным. Города побережья, являясь пунктами транзитной торговли, не выступали в качестве центров, объединявших местную территорию. Привилегированное положение в этих городах занимали колонии генуэзских, венецианских и французских купцов.
Все феодалы считались вассалами короля, но сам король был лишь первым среди равных, так как его действия ограничивались палатой баронов — собранием наиболее крупных феодалов королевства. Король не мог провести ни одного мероприятия без согласия этой палаты. Accii- зы точно перечисляли все случаи, когда король имел право требовать выполнения военной службы от своих вассалов. Иерусалимское королевство делилось на баронии, где существовали свои палаты баронов. В крупнейших городах имелись особые палаты горожан. В других государствах крестоносцев были установлены такие же порядки. Их политической децентрализации способствовали также притязания Церкви на политическое господство и ее борьба со светской властью, а также самостоятельность, которой пользовались на территории крестоносных государств духовно-рыцарские ордены.
Служба рыцарей не была ограничена здесь каким-ли- бо сроком. В западноевропейских странах рыцарь, получивший феод от сеньора, был обязан нести в его пользу во- енную службу всего 40 дней в году. Обычных военных сил РЬ1Царей-крестоносцев для защиты завоеваний территории Ь[ло недостаточно. Рыцарство стремилось также объединить Свои силы в подчинении и грабеже новых территорий. Уже начале XII в. крестоносцы начали создавать постоянные в°енные организации, известные под именем духовно-ры- ^Pcких орденов. Свое название Орден тамплиеров (храмов
ников) получил потому, что именно ему была передана после завоевания Иерусалима крестоносцами мечеть Куббат-ас-сахра, стоявшая на месте прежнего Соломонова храма. Существовали также Орден иоаннитов, или госпитальеров, Тевтонский, или Немецкий, орден, осуществивший позднее кровавое завоевание Прибалтики. Члены духовно-рыцарских орденов считались одновременно монахами и рыцарями. Они давали монаше-
alt="" />ские обеты и зависели непосредственно от римского папы. Это было мощное оружие папской теократии. Ордены не подчинялись власти тех государств, в которых были расположены их владения. Главной их задачей была борьба со всеми «неверными». Производительные силы на Востоке в это время находились на более высокой ступени развития, чем на Западе. Поэтому крестоносцы, завоевав территорию восточного побережья Средиземного моря, не внесли ничего нового в хозяйственную жизнь за-
хваченных земель. На захваченных землях крестоносцы вели себя как хищники и грабители. «Всякий, кто хорошо понимает дела франков (местное население называло их франками, поскольку наибольшее количество участников первого крестового похода было из Франции), — писал о крестоносцах арабский летописец XII столетия Усама ибн Мункыз в своей «Книге назидания», — ... увидит во франках только животных, обладающих достоинством доблести в сражениях, и ничем большим, так же как и животные обладают доблестью и храбростью при нападениях».
Народы завоеванных стран подвергались самой жестокой эксплуатации, тем более жесткой, чем больше были развиты в крестоносных государствах товарно-денежные отношения. Население ненавидело завоевателей. Летописец- крестоносец писал: «Все сельские местности в нашей стране были населены неверными и сарацинами; злее их не было врагов у нашего народа, и они были тем хуже, что находились в нашей стране, а нет более вредоносной чумы,
чем враг, находившийся в доме. Они не только убивали наших, когда те неосторожно ходили по дорогам, и продавали их !3 рабство врагам, но также и отказывались от сельских работ, чтобы низвергнуть наших с помощью голода. Они лучше готовы были сами голодать, чем оказать какую-нибудь услугу нашим, которых они считали врагами. И не только вне городов были небезопасные дороги; также и в домах, расположенных за городскими укреплениями, едва можно было найти безопасное и спокойное место ...». 
<< | >>
Источник: А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек. Всемирная история:В 24 т. Т. 8. Крестоносцы и монголы /. 1998

Еще по теме ГОСУДАРСТВА КРЕСТОНОСЦЕВ:

  1. Государства крестоносцев
  2. ГЛАВА 4 ЕВРОПА. КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ. РАЗВИТИЕ ГОРОДОВ. ГОСУДАРСТВА КРЕСТОНОСЦЕВ
  3. ИСХОД КРЕСТОНОСНОГО ДВИЖЕНИЯ. МОНГОЛЫ И КРЕСТОНОСЦЫ
  4. А. Н. Бадак, И. Е. Войнич, Н. М. Волчек. Всемирная история:В 24 т. Т. 8. Крестоносцы и монголы /, 1998
  5. С.В.ЮШКОВ. КУРС ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА СССР / Общественно политический строй и право Киевского государства, 1949
  6. КАТЕГОРИИ «КЛАССОВОЕ ГОСУДАРСТВО» И «НАДКЛАССОВОЕ ГОСУДАРСТВО» В СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ Ю.Г. Тамбиянц
  7. 1.2. Образование Древнерусского государства. Роль норманнского влияния на развитие государства.
  8. § 80. Третье великое тюркское государство в Азии: борьба за его создание. Государство Кутлуга
  9. 1. Содержание понятия «государство». Теории происхождения государства и права.
  10. Армянское azg: нация-государство или семья-государство?
  11. ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВОМ
  12. 1. Понятие и признаки государства. Определение государства
  13. § 1. Роль главы государства в управлении государством