Организация информационно-психологических действий в странах развитой демократии
Союзники США по НАТО, несмотря на некоторые особенности, в основном придерживаются взглядов Вашингтона на организацию и ведение психологических операций, что подтвердила война в зоне Персидского залива.
Между органами ПсО блока на основе директивы «О принципах планирования и ведения психологических операций» осуществляется тесная координация деятельности. Хотя по масштабам деятельности и получаемым ассигнованиям органы психологических операций значительно уступают американским, но по мастерству работы они от них не отстают.В ФРГ решения о ведении психологических операций в угрожаемый период принимает федеральный канцлер. Министр обороны страны определяет основное содержание ПсО и подчиненность подразделений информационно-психологических операций армейским корпусам бундесвера. Общее руководство силами и средствами ПсО осуществляет генеральный инспектор бундесвера через главный штаб бундесвера, в котором для этих целей в 1957 году был сформирован отдел психологических операций в составе 3-го управления.
К началу 90-х годов силы и средства психологических операций (см. схему) представляли собой род войск сухопутных сил ФРГ и включали: органы центрального подчинения (учебные курсы психологических операций при академии бундесвера; академию «психологической обороны» бундесвера; 801-ю учебную роту психологических операций; типографический взвод) и подразделения, входящие в состав территориальных войск (800-й и 850-й батальоны, 600-я рота психологических операций)63.
Учебный курс ПсО академии бундесвера (Гамбург), предназначенный для подготовки офицерского состава по вопросам психологических операций, является составной частью обучения офицеров в академии. На его прохождение в течение двухлетнего обучения выделяется около 40 учебных часов. Наличие этого курса в высшем военном учебном заведении вооруженных сил ФРГ позволяет командному составу и штабным офицерам овладеть навыками организации и ве-
/>
дения психологических операций как в период кризисной ситуации, так и в ходе войны64.
Академия «психологической обороны» бундесвера является центральным органом по подготовке всех категорий военнослужащих войск психологических операций. Кроме того, она проводит широкий комплекс научно-исследовательских работ в области ПсО и вырабатывает соответствующие рекомендации руководству бундесвера.
Учебная рота ПсО подчинена начальнику главного штаба сухопутных сил и используется для начальной подготовки (три месяца) военнослужащих срочной службы.
Для службы в подразделениях ПсО отбираются лица, имеющие опыт работы в соответствующей гражданской сфере (дикторы, звукооператоры, редакторы, художники, фотографы, наборщики и т. д.). На учения подразделений «психологических операций» привлекаются, как правило, резервисты, работающие в редакциях газет и журналов, рекламных и научных учреждениях, на радио- и телестанциях65.
Военная печать ФРГ выделяет следующие основные функции подразделений ПсО в ходе войны: подготовка радиопередач и ведение радиопропаганды, направленной на войска и население противника; издание и распространение листовок и другой печатной продукции; разработка и реализация программ устной пропаганды.
В мирное время войска ПсО разрабатывают новые формы и методы идеологического воздействия на различные категории военнослужащих и группы населения и принимают активное участие в учениях бундесвера и ОВС НАТО.
В начале 90-х годов взгляды командования бундесвера на содержание и ведение «психологических операций», применение сил и средств ПсО изложены в соответствующих документах. К ним в первую очередь относятся уставы HDv 100/100 «Управление войсками в бою» и HDv 100/200 «Принципы управления сухопутными силами», а также «Указания по ведению психологической обороны». Согласно этим документам целями ПсО являются подрыв морально-боевого духа личного состава противостоящих войск (сил), ослабление его воли к сопротивлению, создание паники, зарождение сомнений в целесообразности ведения боевых действий и пораженческих настроений, разжигание противоречий между различными группами (слоями) населения и другие.
В соответствии с положениями, принятыми в НАТО, в зависимости от масштаба и характера решаемых задач, а также привлекаемых сил командование бундесвера подразделяет «психологические операции» на стратегические, консолидирующие и тактические. Первые проводятся против крупных воинских контингентов противника (всеми средствами, в первую очередь при помощи радио- и печатной пропаган
ды, с привлечением государственных органов информации). Вторые направлены на противодействие идеологическим и психологическим акциям противоборствующей стороны, нацеленным на свои войска и население. Третьи проводятся против конкретных воинских частей и групп населения противника, проживающих в ограниченных районах (с применением лишь штатных средств бундесвера).
В последние годы все больше внимания уделяется консолидирующей пропаганде среди населения своей страны. Германские аналитики считают, что успех боевых действий во многом будет зависеть от его взглядов на войну, от веры в справедливость политики ФРГ и других стран НАТО. Не менее важным является отношение населения к противнику. В уставе HDv 100/ 100 по этому поводу отмечается: «Противник будет пытаться вбить клин между армией и населением, завоевать себе активных сторонников. Противодействовать этому — первейшая задача политического руководства и гражданской администрации. Для оказания им помощи в работе по психологической консолидации населения могут привлекаться подразделения «психологических операций», прежде всего в ситуациях, когда поведение населения препятствует обеспечению свободы боевых действий своих войск. Задача заключается в том, чтобы разъяснить населению необходимость ведения боевых действий и побудить его к оказанию помощи войскам».
Чтобы повысить эффективность пропаганды среди населения своей страны, в бундесвере изучаются такие проблемы, как взаимоотношения между населением и военнослужащими, оценка психологической обстановки в ФРГ, подверженность различных групп населения пропаганде противника, слухам, панике, страху.
При ведении консолидирующих психологических операций основными задачами сил и средств ПХО являются: обучение соответствующих специалистов работе с местным населением по предотвращению антивоенных акций, направленных на снижение морально-психологической готовности личного состава вооруженных сил; обобщение опыта работы; изучение причин возникновения оппозиционных групп, действия которых направлены против бундесвера, а также оценка эффективности их акций; распространение (в угрожаемый период и в ходе войны) информации среди военно
служащих и населения противника для противодействия его пропагандистским мероприятиям и ослабления готовности к сопротивлению войскам НАТО.
В соответствии с уставами вооруженных сил ФРГ командиры, занимающиеся организацией и проведением «психологических операций», исходя из поставленной задачи, обязаны: прогнозировать степень психологического воздействия операций или боев как на свой личный состав, так и на противостоящие войска; оценивать психологическую обстановку в районах расположения подчиненных частей и противника; определять цели, задачи и объекты идеологического и психологического воздействия; руководить действиями отделений ПсО штабов в ходе разработки предложений по организации «психологических операций»; принимать решение на их проведение и включать важнейшие мероприятия по ПсО в оперативные планы; отдавать приказы и боевые распоряжения приданным подразделениям ПсО на проведение «психологических операций».
Значительный опыт в ведении психологических операций накоплен в вооруженных силах Великобритании. Зарубежные специалисты связывают это с тем, что, являясь длительное время одной из самых крупных колониальных держав в мире, она вынуждена была постоянно приспосабливаться к быстро- меняющейся международной обстановке. Еще в 30-е годы британские психологи вели большую работу по идейному и морально-психологическому воздействию на население колоний, доминионов и независимых территорий для укрепления в них английского влияния.
При разработке форм и методов информационно-психологического воздействия на общественное мнение зарубежных стран английские специалисты следуют сложившимся традициям, особенностью которых является то, что применяемые методы отличаются завуалированным характером, облекаются в форму «беспристрастия», «достоверности» и «объективности».
Огромный опыт по манипулированию общественным созданием Великобритания приобрела в ходе двух мировых войн, участия в подавлении национально-освободительного движения и военных конфликтах последних десятилетий. Уже много лет способы информационно-психологического воздействия
обрабатываются во время непрекращающегося конфликта в Северной Ирландии. Так, в вооруженных силах Великобритании в конце 60-х — начале 70-х годов был принят ряд программ под общим названием «За сердца и умы людей», направленных на ликвидацию влияния прогрессивных сил в Ольстере. Иностранная пресса сообщала, что накопленный там опыт активно использовался в ходе англо-аргентинского конфликта из-за Фолклендских (Мальвинских) островов.
В вооруженных силах Великобритании имеются относительно небольшие силы и средства ведения «психологических операций» по сравнению с другими странами НАТО. Это объясняется прежде всего тем, что английские специалисты считают более целесообразным использовать в данных операциях гражданские силы и средства как самой Великобритании, так и тех стран, где они проводятся. Тем более что у них в этом был большой опыт в Первой и Второй мировой войнах. В отличие от американцев англичане полагают, что такая организация «психологических операций» позволяет добиться более высокого морально-психологического эффекта.
Ответственность за планирование и координацию «психологических операций» вооруженных сил Великобритании несет комитет пропаганды, возглавляемый одним из заместителей министра обороны. Согласно сообщениям английской печати, офицеры по «психологическим операциям» имеются в аппарате министра обороны, оперативном управлении штаба обороны, объединениях вооруженных сил, объединенном военном центре (Олд Сарум)66.
Подразделения «психологических операций» Великобритании в мирное время содержатся по сокращенному штату в составе двух групп, одна из которых считается резервной. В период ведения боевых действий, согласно данным, опубликованным в монографии П. Уотсона «Война умов», в вооруженных силах развертываются базовые подразделения, состоящие из 13 военнослужащих и определенного количества гражданского персонала. При необходимости они до-укомплектовываются заранее отобранными и подготовленными специалистами из состава подразделений сухопутных войск. Кроме того, к «психологическим операциям» в боевых условиях привлекаются диверсионно-разведыватель
ные подразделения, военная разведка, служба связи с общественностью и др.
Как показывают результаты англо-аргентинского конфликта, командование вооруженных сил Великобритании активно взаимодействует со средствами массовой информации страны. Через них организуется искусственная «утечка информации», фабрикуются и распространяются различные слухи. Заместитель министра обороны в своем выступлении в палате общин английского парламента в августе 1982 года высоко оценил итоги этого взаимодействия, которое еще раз продемонстрировало тесную связь между органами массовой информации и военно-политическим руководством страны.
В организационном плане в ходе боевых действий проведение психологических операций направляется центральным бюро информации, работающим под непосредственным контролем кабинета министров, через аппарат министра обороны, которому придается специально создаваемый комитет. В его состав входят представители от министерств обороны, иностранных дел и внутренних дел, правительственной службы информации, разведки и службы психологических операций. Кооптированными членами комитета являются специалисты по социологии, экономике, религии и т. д.
Вопросами подготовки военных кадров по психологическим операциям ведает объединенный военный центр (Олд Сарум), в котором проходят обучение как офицеры вооруженных сил Великобритании, так и представители гражданских учреждений и ведомств. Согласно сообщениям английской печати, этот учебный курс считается секретным и ни в каких открытых документах Министерства обороны даже не упоминается, что в вооруженных силах изучаются формы и методы ведения психологических операций. В подготовке офицеров, занимающих штатные должности специалистов по психологическим операциям, участвует также американский институт военной помощи (Фортрэгг, штат Каролина). В то же время офицеры по психологическим операциям вооруженных сил Великобритании ежегодно в течение недели принимают участие в сборах, проводимых на базе Академии психологических операций бундесвера в ФРГ.
В ряде западных стран, традиционно придерживающихся внеблоковой политики, также уделяется значительное вни
мание информационно-психологической проблеме в системе национальной безопасности. Так, военно-политическое руководство Швеции считает достижение высокого уровня морального духа населения важной проблемой обеспечения защиты страны. Главные задачи морально-психологической обработки решаются в системе «психологической готовности», которая, по взглядам шведских специалистов, наряду с гражданской обороной является важным элементом всеобщей (тотальной) обороны страны.
В основе этой системы лежит идеология, которая направлена на «воспитание в духе преданности идеалам сложившегося в стране общества и готовности к его защите, а также противодействия иностранной пропаганде». Кроме того, на нее возложена задача контроля и распространения информации внутри страны и за рубежом.
Согласно сообщениям западной печати, система «психологической готовности» Швеции включает центральные, региональные и местные органы управления, средства массовой информации, а также запасы материальных средств для обеспечения функционирования издательств, радиовещания и телевидения в военное время.
Общее руководство системой «психологической готовности» осуществляет единый орган управления невоенными компонентами всеобщей обороны — главное управление гражданской готовности. Оно создано в соответствии с законом, принятым 1 июля 1986 года.
Центральным руководящим органом системы в мирное время является комитет «психологической готовности». Он состоит из 30 человек, назначаемых правительством по рекомендациям ведущих министерств, ведомств и учреждений, а также органов массовой информации. Комитет разрабатывает структуру органов «психологической готовности» и основные направления их деятельности в период обострения обстановки и в военное время, организует подготовку и расстановку руководящих кадров, создание запасов материальных средств, научные исследования, опросы общественного мнения, обобщает опыт работы аналогичных органов за рубежом, а также разрабатывает руководящие документы по проведению морально-психологической обработки населения. С целью решения функциональных задач в комитете
сформированы рабочие группы из трех—пяти человек каждая. Для ведения текущей работы в нем имеется канцелярия, насчитывающая десять человек38.
В военное время в качестве высшего руководящего органа системы «психологической готовности» на базе комитета создается государственный информационный центр. В его функции входит общее руководство подготовкой и распространением информационных материалов внутри страны и за рубежом, контроль за деятельностью органов массовой информации, изучение общественного мнения и эффективности пропаганды, проведение мероприятий по борьбе с дезинформацией и распространением враждебных слухов и т. п.
Организационно центр включает отделы (информационный, исследований, иностранный), пресс-бюро и секретариат. В качестве консультативного органа при директоре центра действует совет по вопросам информации и совет по вопросам печати. Руководящие работники центра назначаются правительством уже в мирное время из числа служащих министерств, вооруженных сил и органов массовой информации.
Информационный отдел руководит подготовкой и распространением военной, внутриполитической и международной информации в стране, контролирует деятельность органов массовой информации. Отдел исследований основные усилия сосредоточивает на проблемах пропаганды и контрпропаганды, изучения и формирования общественного мнения, разрабатывает мероприятия по борьбе с дезинформацией, распространением слухов и т. д. Иностранный отдел организует радиопередачи на зарубежные страны. На пресс-бюро возложена подготовка и распространение информации для шведской и иностранной печати.
Государственный информационный центр осуществляет распространение информации через акционерные общества «Шведское радио» (включающее и телевизионную компанию), «Шведское телеграфное бюро», а также редакции центральных газет и журналов. Всего в Швеции насчитывается более 300 радиостанций, работающих на длинных, средних, коротких и ультракоротких волнах, свыше 800 телевизионных передатчиков, транслирующих первую и вторую программы телевидения, а также 150 газет общим тиражом свыше 4 миллионов экземпляров.
В окружном звене управления вопросами «психологической готовности» занимаются секции штабов округов гражданской обороны и военных отделов губернских правлений. Их деятельность сводится главным образом к распространению информации, получаемой от государственного информационного центра, через редакции местных газет и радио, а также к изучению общественного мнения.
В местных органах власти (муниципалитетах) за вопросы «психологической готовности» отвечают специальные уполномоченные, которые изучают моральное состояние населения и затем информируют о нем вышестоящие органы.
Обучение кадров организуется комитетом «психологической готовности» путем проведения двух-, трехдневных курсов, конференций, семинаров, штабных тренировок. Органы «психологической готовности» раз в семь лет принимают участие в учениях, проводимых в масштабе страны. />Согласно планам развития системы «психологической готовности» предусматривается продолжить создание запасов типографского оборудования и материалов, средств связи и запасных частей к ним, расширение радиосети, в том числе ведущей передачи на зарубежные страны, а также дальнейшее развитие исследовательской работы в своей области с привлечением научно-исследовательских центров Министерства обороны и других ведомств.
По оценке шведского военно-политического руководства, организация и состояние органов «психологической готовности» страны в основном обеспечивают решение поставленных задач.
Еще по теме Организация информационно-психологических действий в странах развитой демократии:
- 2.3. Ценности информационного общества
- 2.3. Ценности информационного общества
- Информационное общество: идея или реальность.
- 5.4. Развитие социологических исследований аудитории СМИ
- 5.2. Развитие современной культуры в Монголии и влияние России
- 3. Особенности организации воспитательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей
- 5.3. Прогноз мирового развития в первой половине XXI века, основанный на эволюционных циклах международной экономической и политической системы
- 3.5. НОВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА: ВНЕСИСТЕМНОЕ «САМОБЫТНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ» ПРОТИВ СИСТЕМЫ
- 1. Информационно-психологические войны
- § 3. Развитие библиотековедения в XX в.
- 6.3. Психологические характеристики политической манипуляции
- Психология манипуляций как основная угроза информационно-психологической безопасности в политике
- 2. Мифотворчество и информационный потенциал газетной прессы
- § 1.2. Исследования политической коммуникации в период развитого индустриального общества
- Информационные службы вооруженных сил
- Организация информационно-психологических действий в странах развитой демократии
- Идеологический груз прошлого.