<<
>>

ПИСИСТРАТ И КЛИСФЕН

Солон взял с афинян клятву исполнять его законы в течение десяти лет и отправился путешествовать. Но скоро в Афинах возобновилась вражда знатных людей с простыми гражданами, то есть партии аристократической с демократической. Предводителем последней явился умный, красноречивый Писистрат, родственник Солона.
Он победил аристократов, захватил в свои руки Акрополь, а вместе с ним и верховную власть и сделался афинским тираном (560). Тщетно Солон, возвратившийся в отечество, противился этой тирании. Враги Писистрата дважды изгоняли тирана из Афин, однако с помощью наемного войска он снова утверждал свою власть. Впрочем, Писистрат управлял кротко и не изменил Солоновых постановлений. Он начал украшать Афины великолепными постройками и между прочим заложил колоссальный храм Зевса Олимпийского (который был окончен только семьсот лет спустя). Он основал первую публичную библиотеку; велел записать поэмы Гомера, сохранявшиеся до тех пор в устной передаче рапсодов, и расширил праздник Великие панафинеи, отправлявшийся через каждые пять лет. Власть Писистрата была уже настолько упрочена, что, умирая, он передал ее двум сыновьям, Гиппию и Гиппарху (526). Писистратиды сначала правили милостиво, но два афинских юноши, Гармодий и Аристогитон, составили заговор с целью свергнуть владычество тиранов. (Поводом к тому послужила личная месть Гиппарху, который оскорбил сестру Гармодия, объявив ее недостойной участвовать в религиозной процессии.) Заговорщики хотели воспользоваться праздником Великих панафиней, когда все граждане собирались вооруженные, но им удалось убить одного лишь Гиппарха (514). Гармодий и Аристогитон погибли, а друзья их были подвергнуты пытке, чтобы раскрыть соучастников заговора. С тех пор Гиппий стал править жестоко. Тогда изгнанный Писистратом богатый род Алкмеонидов стал во главе недовольных и возобновил попытки низвергнуть тиранию. Наконец, с помощью спартанцев удалось изгнать Гиппия из Афин (510).
Афиняне прославили память Гармодия и Аристогитона и воздвигли им статуи. После изгнания тирана в Афинах возобновились смуты, вследствие борьбы аристократов с народной партией: первые хотели восстановить то господство аристократии, которое было до Солона. Но во главе народной партии встал даровитый человек, Клисфен, принадлежавший к роду Алкмеонидов. Избранный архонтом-эпонимом, он утвердил учреждения Солона и дополнил их новыми законами, которые дали решительный перевес демократии над аристократией. А именно: вместо прежнего деления на четыре филы, он разделил народ на десять фил и каждую подразделил на димы (число дим достигло 174); причем он увеличил их число, включив в эти димы многих свободных метеков. Совет, вместо 400 членов, составлял теперь - 500, по 50 представителей от каждой филы. Каждая фила ежегодно избирала себе полководца, или стратега, и таким образом во главе войска было поставлено десять стратегов. Этим учреждением уменьшилась власть архонта-полемарха, хотя он и председательствовал в коллегии стратегов. Власть архонта-эпонима также ограничивалась, во-первых, учреждением десяти особых казначеев, для заведования государственной казной, во-вторых, тем, что председательство в народном собрании принадлежало теперь старшине пританей. Судебное значение Ареопага уменьшилось усилением уже существовавшего суда гелиастов, или присяжных. Они избирались из всех граждан (с тридцатипятилетнего возраста) по жребию, в числе пяти тысяч, и разделялись на десять комиссий, или трибуналов (дикастерий). Таким образом в этих судах принимал участие почти весь афинский народ. Клисфену приписывают еще учреждение остракизма, ежегодно в определенный день народному собранию предоставлялось право осуждать на временное изгнание граждан, которые по своему влиянию оказывались опасными для спокойствия республики. При этом подача голосов была тайная, посредством надписи на черепках (остраконах), которые потом отбирались у граждан и пересчитывались; большинство голосов решало вопрос, но это большинство должно было заключать в себе не менее шести тысяч.
(В афинской истории насчитывается десять случаев изгнания посредством остракизма.) Аристократическая партия в Афинах еще раз попыталась возвратить свое прежнее значение и вошла в союз со Спартой. Два раза спартанский царь Клеомен приходил с войском в Аттику. В первый поход ему удалось с помощью аристократов занять Акрополь, но восставший народ прогнал спартанцев и казнил многих аристократов. Спартанцы, соединившись со своими пелопоннесскими союзниками и беотийцами, снова вторглись в Аттику и дошли до Элевзиса, но тут коринфяне отказались далее следовать за ними и возвратились домой. Второй спартанский царь Дамарат, находившийся в распре с Клеоменом, также возвратился назад; тогда и Клеомен должен был отступить. (По этому поводу в Спарте был издан закон, который запрещал на будущее время находиться при войске обоим царям одновременно.) Спарта начала готовиться к новому походу во главе Пелопоннесского союза с целью восстановить в Афинах Гиппия. Но посол коринфский (Созикл) от имени своих сограждан отказался помогать тирану и увлек за собой большинство союзников. Спартанцы принуждены были прекратить свою вражду с Афинами, тем более что в это время для всей Греции наступила эпоха борьбы с персами. Таким образом, в Афинах упрочились демократические учреждения, при которых эта небольшая республика в короткое время достигла блестящего, разностороннего развития своих сил; она сделалась самым образованным и богатым греческим государством. И если Спарта пострадала от излишней неподвижности своего государственного устройства, то Афины впоследствии ослабели от слишком быстрого движения их политической жизни, вызванного чрезмерным развитием демократии. Процветание государства и его постепенное движение вперед обыкновенно обусловливаются равновесием двух сил или двух направлений: консервативного (охранительного) и прогрессивного(поступательного); аристократия всегда склонна к сохранению старого порядка, с которым связано ее привилегированное положение, а демократия (средние и высшие классы) слишком легко поддается желанию перемен и страдает недостатком прочности, устойчивости.
<< | >>
Источник: Д.И. Иловайский. Древняя история. 2010

Еще по теме ПИСИСТРАТ И КЛИСФЕН:

  1. Тема семинарского занятия № 11: Возникновение полисной демократии в Аттике.
  2. РЕФОРМЫ КЛИСФЕНА И ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АФИНСКОЙ ПОЛИСНОЙ ДЕМОКРАТИИ Борьба Клисфена за власть
  3. Примечания
  4. Лекция 4: Греция в архаический период и создание классического греческого полиса
  5. Глава 4 Д.-М. Льюис ТИРАНИЯ ПИСИСТРАТИДОВ
  6. Глава 5 М. Оствальд РЕФОРМЫ КЛИСФЕНА
  7. I. События с 511/510 по 507/506 г. до н. э.
  8. Реформа конституции
  9. Демы
  10. Регионы и триттии
  11. Филы
  12. III. Мотивы И ПОСЛЕДСТВИЯ