<<
>>

Положение населения в Халифате

Согласно исламу земля считалась принадлежащей Аллаху и дарованной им во владение мусульманской общине. За пользование землёй основная масса населения Халифата платила налог в казну — харадж. Часть земель передавалась в пожизненное владение за службу, как правило военную (икта).

Такой владелец сам не вёл хозяйство, а получал налоги с крестьян, проживавших на его земле. Со временем эти владения стали наследственными. Земли, находившиеся в руках знати, а также переданные на богоугодные дела (вакф), хараджем не облагались.

На завоёванных арабами территориях жили народы, исповедовавшие разные религии. Христиане, иудеи и последователи других религий сохраняли право пользования землёй, а также исповедания своей веры. Но для них вводились ограничения, например, запрещалось строительство новых храмов. Немусуль- мане должны были дополнительно платить особый подушный налог — джйзью. Кроме того, при первых халифах размер поземельного налога (хараджа) для мусульман был значительно меньше, чем для иноверцев. Эти и другие обстоятельства способствовали тому, что немалая часть населения на завоёванных территориях переходила в ислам.

Большую часть государственных доходов давали города благодаря развитым ремёслам и торговле. Историки отмечают, что в раннее Средневековье арабские города по своим размерам и богатству намного превосходили города Европы. В соответствии с положением и родом занятий горожане облагались различными налогами. Из-за периодического повышения налогов, а также распределения податей и общественных работ между отдельными группами горожан часто вспыхивали конфликты, происходили выступления недовольных. 2.

Арабская культура

С возникновением арабского государства сложились новые условия и для развития культуры. В этой области особенно большую роль играла исламская религия. Для изучения Корана и других священных книг создавались школы и духовные училища. Арабский язык, на котором был написан Коран,

Страница из Корана (фрагмент)

Страница из Корана (фрагмент)

получил широкое распространение в мусульманском мире, стал языком научного знания и культуры.

В столицах и городах на всей территории Халифата строились мечети (в переводе с арабского — место поклонения) — здания для собрания верующих и молитвы.

Рядом со зданием мечети, как правило, сооружался высокий минарет (при больших мечетях их могло быть несколько) — башня, с которой служитель мечети муэдзин провозглашал призыв к молитве. Перед тем как войти в мечеть, верующие снимали обувь, совершали омовение. Особенно важной считалась общая молитва в пятницу. При больших мечетях существовали библиотеки, школы, приюты для бедных, которые содержались на пожертвования верующих.

В зданиях и внутреннем убранстве мечетей воплотились высшие достижения арабских строителей, ремесленников, художников. Снаружи мечети украшались мозаикой, цветной керамической плиткой, внутри — резьбой по камню и дереву, позолотой. Особенного совершенства художники достигали в создании великолепных узоров, орнаментов (изображение человека и других живых существ в исламе воспрещалось).

Арабы высоко ценили учёность, в особенности знание священных книг ислама, мусульманских законов. Они внесли большой вклад в развитие различных наук, в том числе математики

Мечеть «Купол на скале» в Иерусалиме

Мечеть «Купол на скале» в Иерусалиме

Одна из старейших арабских мечетей, построена в VII в.

и астрономии (науки о звёздах), философии и медицины. В обширных владениях Халифата находились города, издавна известные своими библиотеками и школами. Арабские учёные собирали и переводили сочинения древних греческих и восточных авторов. Опираясь на труды своих предшественников, они проводили собственные исследования.

Из арабского языка к нам пришли слова алгебра, цифра, алгоритм и др. Использовавшаяся арабами система чисел оказалась более удобной, чем римская, и со временем получила распространение и в европейских странах. Римские

цифры 1 II III IV V VI VII VIII IX X Арабские

цифры 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Арабы активно осваивали земли, вошедшие во владения Халифата, прокладывали новые торговые пути и поэтому создали большое число географических карт и атласов, описаний путешествий и т. д.

Значительных успехов арабы достигли в медицине. Одним из основных медицинских пособий в арабском мире, а также в европейских странах в Средние века стало сочинение «Канон врачебной науки» Ибн Сины (в европейской литературе он известен как Авиценна).

Ибн Сйна (около 980—1037) жил в Средней Азии и Иране, был врачом, философом, служил визирем при некоторых правителях. Он обобщал и развивал труды древних греческих, римских и восточных (индийских и персидских) авторов. Свои сочинения писал на арабском и персидском языках.

Большое распространение в арабском мире со времён Халифата получили разнообразные литературные произведения. Прежде всего, к ним относилось творчество кочевых племён — песни, сказания и даже небольшие поэмы — касыды. При дворах халифов, как правило, жили поэты, которые должны были восхвалять повелителей в связи с их победами и празднествами, услаждать их слух прекрасными стихами. Но они не просто служили правителям. В своих сочинениях поэты размышляли о жизни и смерти, о добре и зле, о любви. Большой вклад в развитие арабской поэзии того времени внесли поэты персидского происхождения.

Наряду с поэзией популярностью, особенно в городах, пользовались занимательные рассказы, притчи. Широкую известность приобрели собрания народных арабских сказок. В них повествовалось о волшебных событиях, необычных приключениях и повседневных историях, случившихся с людьми разного положения — от халифов до служанок и бедняков.

Так в раннее Средневековье возник арабский мир. В результате завоеваний арабов-кочевников он распространился на обширные территории в Азии, Северной Африке и части Европы. Первым государством арабов стал Халифат, который затем распался на группу меньших по размерам государств. Духовную основу этого мира составила новая, провозглашённая пророком Мухаммадом религия — ислам. Арабы создали свою систему общественных отношений. В то же время, развивая ремёсла и торговлю, они устанавливали связи с другими народами. Достижения арабов в архитектуре и искусстве, научных знаниях послужили значительным вкладом в мировую культуру.

Вопросы и задания 1.

Охарактеризуйте власть халифов и систему управления в Арабском халифате. 2.

Какую политику проводили арабы в отношении покорённых народов? 3.

Объясните, кто и на каких условиях владел землёй в Халифате. 4.

Опишите внешний вид и убранство мечети (используйте иллюстрации учебника и дополнительные материалы). Какие чувства они должны были вызывать у верующих? 5.

Объясните, почему власть в Халифате называется централизованной. 6.

Почему распался Арабский халифат? Используйте для ответа информацию карты.

<< | >>
Источник: Алексашкина JI. Н.. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / JI. Н. Алексашкина. — М. : Мнемозина. — 207 с. : ил.. 2012

Еще по теме Положение населения в Халифате:

  1. Положение населения
  2. § 3. Правовое положение городского населения
  3. § 68. Положение населения в правовом отношении
  4. 1.1. Общественный строй. Правовое положение населения
  5. 2.1. Общественный строй. Правовое положение населения
  6. §4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО (ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ)
  7. §4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО (ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ)
  8. §4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО (ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ)
  9. Лекция 10 ЛИЦА, ПРАВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ
  10. 7.5. Арабский халифат (V – XI вв. н.э.)
  11. Арабский халифат (V - XI вв. н.э.)
  12. Арабский халифат
  13. Государства распавшегося халифата
  14. ПАДЕНИЕ ФАТИМИДСКОГО ХАЛИФАТА
  15. Халифат Аббасидов (750–1258)
  16. Халифат Омейядов (661–750)