<<
>>

8. Примечания

1

Daniel Wilson 1991. 2

Daniel Pipes 1998. 3

Rogalla von Bieberstein 1977c. 4

Материалы этих заседаний вышли в виде двух сборников: Caumanns / Nien- dorf 2001; Reinalter 2002. 5

Brockers 2002. 6

Jaecker 2004. 7

Goller 2006. 8

Robert Wilson 1998. 9

Rittersporn 2001. 10

Reinalter 1983; Reinalter 1997. 11

Schiittler 1991; Markner / Neugebauer-Wolk / Schuttler 2005 I. 12

Schuttler 1992. 13

Neugebauer-Wolk 1995. 14

Neugebauer-Wolk 1999. 15

Hermann 2007. 16

Pfahl-Traughber 1993. 17

Meyer ZU Uptrup 2003. 18

Rogalla von Bieberstein 2000. 19

При этом автор использовал свою книгу «„Еврейский большевизм": миф и реальность», вышедшую впервые в 2002 г.

в Дрездене (Rogalla von Bieberstein 2002) и разошедшуюся уже четвертым изданием. К сожалению, эта публикация, особенно из-за злонамеренного игнорирования кавычек, а также превращения ее — чего автор категорически не желал — в пропагандистский инструмент, была использована в политической дискуссии, вскоре вспыхнувшей заново. Эта работа рецензировалась в таких уважаемых специальных печатных органах, как «Кайе де ла монд рюсс», «Инглиш хисторикл ривью», «Интернешнл ривью оф соушл хистори», и побудила проф. Ричарда Леви из Чикагского университета просить автора написать статью «Jewish Bolshevism» для энциклопедии «Антисемитизм: историческая энциклопедия предрассудка и преследования» (Levy 2005). 20

Herf 2006. 21

Об этом см.: Pfahl-Traughber 2004. 22

ТіЬі 1993. 1.1.

Предмет исследования 1

Barruel 1797/98. 2

Barruel 1800/03 1,14. 3

Ibid., 14-16. 1.2.

Степень изученности предмета

и предварительные методологические соображения 1

Lennhoff 1932а 1,17. 2

Heigel 1899/19111, 308-319. 3

Ibid., 318. 4

Le Forestier 1914. 5

Об этом см. главу 2.6 «Масоны как агенты заговора», где приведена соответствующая литература. 6

Godechot 1961, 42 ff.

См. также библиографическую справку по «complot mafonnique» в Godechot 1956 I, 38—39, где перечислена только французская литература. 7

Droz 1961. 8

Epstein 1966, Chapt. 10. 9

Здесь следует назвать прежде всего: Six 1938; Six 1942; Giirtler 1942; Rossberg 1942. 10

Curtiss 1942. 11

Cohn 1967. 12

Ibid., 25-30. 13

Поляков 1998,120-136 [Poliakov 1968 III, 289-298]. 14

В статье «Древний заговор, связанный с якобинцами и большевиками» (Ancient Conspiracy linked to Jacobins and Bolshevists) в праворадикальном «Каунсиллоре» от 01.02.1965, например, говорилось: «Основатель большевизма — на самом деле Адам Вейсгаупт, а не Карл Маркс... Якобинцы

Французской революции контролировались баварскими иллюминатами... Заговорщики сегодня контролируют коммунизм» (цит. по: Lipset / Raab

1970, 230). 15

Katzl970. 16

Berger / Luckmann 1969,137 [Бергер / Лукман 1995, 207-210]. 17

Neumann 1954, 7. 18

Вебер 1994. С. 55 [Max Weber 1963, 252]. 19

Hintze 1964 II, 46. 20

Meinecke 1959 III, 6. 21

CM. Zmarzlik 1963, 258: «Не духовный ранг, а доказуемое воздействие диктуют выбор... Кого интересует влияние идей на дела, тот должен спуститься с высоких гор... и прочесать дебри равнин, где обитают заурядности». 22

Ср.: Mayntz / Holm 1969, 151 ff. 23

Dahrendorf 1961, 53. 24

Об информационно-научной стороне дела см.: Rogalla von Bieberstein 1975, Кар. 3.1 («Ursachen unci SchlieBung von Dokumentierungsliicken»).

2.1. Исходная историческая ситуация 1

Об этом: Кассирер 2004, гл. 1 («Форма мышления в эпоху Просвещения») [Cassirer 1932]. 2

См. в «Философских мыслях» (1746) Дидро: «Со всех сторон доносятся вопли о нечестии. Христианина считают нечестивым в Азии, мусульманина в Европе, паписта в Лондоне, кальвиниста в Париже... Кто же действительно нечестив? Все или никто?» (Дидро 1986. С. 175). 3

Ср.: Кассирер 2004, гл. 2 («Природа и ее познание в философии Просвещения») [Cassirer 1932]. 4

Об этом ср. у Гельвеция (1772): «В Европе попы поднялись против Галилея...

они изгнали в лице Бейля здравую логику, а в лице Декарта — единый метод исследования» (Гельвеций 1974 II, 227). 5

Ср.: Cassirer 1932, 233. 6

Об этом ср.: Albertini 1951,140 ff. 7

Об этом: Schnur 1963. 8

Ср.: Wunner 1968,15 ff. 9

Lessing 1904 XVII, Nr. 237. Ср. также горькое сетование члена капитула Фульдского собора Филипа Антона фон Бибры в 1786 г., что, хоть божественность Иисуса можно ставить под сомнение, «отрицание непогрешимости кабинета какого-нибудь мелкого султанчика» считается государственной изменой (цит. по: Braubach 1969, 574). О Бибре см.: МйЫ 1961, 62 ff. 10

Цит. по: Valjavec 1951, 117. 11

Ср. Hesmivy d'Aribeau 1794/95 I, 243: «Энциклопедия... содержит все максимы неверия, все начала, совращающие невинность, уничтожающие всякую мораль и всякое правительство». 12

Об этом: Epstein 1966, 128—141 («The Goeze—Lessing Controvers»). 13

Ibid., 142-153 («The Prussian Edict of Religion»). 14

Об этом: Bien 1960 и Gay 1959, 273-308. 15

Hazard 1949, 24. 16

На это указал еще Кассирер: Кассирер 2004 [Cassirer 1932]. 17

Kiernan 1968, 18. 18

Об этом см.: Krause 1965. 19

Токвиль 2008,19 [Tocqueville 1856, 7 ff.]. 20

Об этом см.: Harry Maier 1965. 21

Ср.: Strauss 1953, 330. 22

Цит. по: Monod 1916, 479. В этой связи следует также обратить внимание на «гражданскую религию», предложенную Руссо в главе VIII «Общественном договоре» (1762).

2.2. Разум против Откровения 1

Дидро 1939 VII, 274-275. 2

В рецензии на сочинение «Wer sind die Aufklarer? Beantwortet nach dem ganzen Alphabeth» (Augsburg, 1787) приводится высказывание неназванного прелата: «Называть этот век просвещенным — пусть так, говорит он, но надо условиться, что свечу держит дьявол» (Journal historique et litteraire.

1788 I. P. 167-168). 3

Ср.: Krause 1965. 4

Цит. no: Oelmiiller 1969, 53. 5

Цит. no: Wolff 1841,18-19 (Anm. 1). 6

Ср.: Гегель 1959 IV, 303 [Hegel 1964 II, 414]. 7

Flygt 1963, 8. 8

Ср.: Bahrdt 1791 III, 64, где говорится о «дурацком учении о первородном грехе». 9 Bahrdt 1789, 81. 10

Ibid., 81. 11

Ibid., 167. 12

Ibid., 238—239.

На этот призыв апостола Павла (1 Фес. 5:21) протестантское просветительское богословие ссылалось часто. Ср.: Krause 1965, 26. 13

Ср. Bahrdt 1787, 38—39: «Люди! Свобода мыслить и выносить суждения независимо от авторитета, независимо от притязаний священников, монахов, папы, консисторий, церкви — это самое святое, самое неотъемлемое право человечества». 14

Об этом см.: Otto Brunner 1968,172, где предпринята попытка также терминологически разграничить старинное понятие о Божьей милости и имеющуюся здесь в виду «королевскую власть Божьей милостью» (Jure-Divino- Konigtum). Ср. также: Albertini 1951, 22—23. 15

Ср. письмо Вольтера д'Аламберу за февраль 1762 г.: «Читая их, я задрожал от страха...» О Мелье см.: Dommanget 1965. 16

Meslier 1908, 26. 17

Ibid., 118. 18

Ibid., 121. 19

Ibid., 120. 20

Гольбах 1963 I, 282. 21

Об этом: Krause 1965. 22

Flygt 1963,152. 23

В «Плане немецкого союза» есть следующее программное заявление: «Мы объединяемся ради осуществления великой цели благороднейшего основателя христианства — просвещения человечества и ниспровержения суеверия и фанатизма путем создания тайного братства всех, кто любит дело Бога» (цит. по: Hoffmann 1796а, 26). 24

Bahrdt 1791IV, 125. 25

Neueste Arbeiten 1794, 60 и 72. 26

Ср.: Krause 1965, 72—80 («Jesus als ЫоВег Weisheitslehrer»).

257

17 Заказ № 351 27 Neueste Arbeiten 1794, 27 ff. (Kritische Geschichte der Illuminaten-Grade). Ср. характерное письмо Адама Вейсгаупта «Катону»: «Вы не поверите, какое повышенное внимание и уважение вызывает у людей наша степень священника. Самое удивительное, что крупные протестантские и реформатские богословы, принадлежащие к ордену, верят, что дающиеся в нем религиозные наставления содержат истинный и настоящий смысл христи- анской религии. О люди! В чем только нельзя вас убедить! Я бы не поверил, что стану новым вероучителем» (цит. по: ibid., 27). 28

Вольтер, цит. по: Hans Maier 1965, 103. Ср. об этом показательные высказывания Локка из «Разумности христианства»: «Самый верный и единственный путь побудить поденщиков и мелких торговцев, горничных и молочниц...

к деятельному повиновению — дать им четкие заповеди. Большинство людей не может знать и поэтому вынуждено верить» (цит. по: Macpherson 1967, 254). 29

Ср.: Laski 1962, 138—139. Хотя предводители иллюминатов и претендовали на элитарную ведущую роль, она легитимировалась в форме воспитательской диктатуры следующим образом: «Просвещение одного, с тем чтобы оставить других в заблуждении, дает власть и приводит к рабству. Просвещение с тем, чтобы просвещать других, дает свободу» (Neueste Arbeiten 1794,40). 30

Об этом: Aulard 1925b и Hans Maier 1965. 31

Ср.: Erdmann 1949, 76-77. 32

Barruel 1789, 123: «Демократический дух проник и в среду священнослужителей. Подчиненные пастыри как будто сговорились против пастырей высшего ранга». 33

Литература о «Социальном кружке» приведена в статье: Dalin 1969, где также рассматриваются сомнения якобинцев и «вольтерьянцев» в связи с этим экзальтированным религиозным объединением. 34

Le Harival 1923. 35

Bonneville 1792 I, 80. 36

Ibid. И, 118-119. 37

Ibid. II, 119. 38

В его «Второй речи о свободе» (Second discours sur la liberie) от 31 августа 1789 г., в частности, говорится: «Бог есть свобода. Иисус Христос — только Божество-Согражданин Человеческого Рода (la Divinite Concitoy- enne du Genre Humain)» (цит. no: Hans Maier 1965, 115). 39

Ibid., 119. 40

Цит. no: Guerin 19461, 274. 41

Цит. no: D'Ester 1936/37 II, 101-102. 42

В роялистской «Парижской газете» (Gazette de Paris) от 31 мая 1792 г. говорится: «Повторим формулу: одна вера, один закон, один король» (цит. по: Walter 1948, 236-237). 43

Цит. по: Ramm 1955 1,196. 1

Bahrdt 1789, 239. 2

Кант 1966 VI, 25 [Kant 1912 VIII, 167]. 3

Ср.: Wetzel 1913, Кар. 4 («Die aufklafrungsfeindliche katholische Publizi- stik»). 4

Об этом журнале см.: Hompesch 1923, 101, а также: Wetzel 1913, 47—48. 5

Feller 1787,1: «Вопрос: каково первое из всех знаний и самое важное для человека? Ответ: знание о всевышнем Вседержителе, начале и конце всего». 6

Здесь следует упомянуть, что спор между Лессингом и Гёце о «Фрагментах Анонима», один из самых ожесточенных литературно-политических споров Нового времени, касался как раз этой проблематики.

В ходе этого спора один ортодоксальный лиценциат из Виттенберга назвал Лессинга «одним из самых дерзких нарушителей общественного спокойствия, пытающимся пошатнуть основы Священной Римской империи» (цит. по: Karl Schwarz 1854, 130), и выразил надежду, что этим вопросом займется суд Придворного совета империи, наверное зная, что при таком обвинении Лессингу грозит смертная казнь. 7

Цит. по: Ritschl 18801, 530-531. 8

Ср. следующую сноску к предисловию к первому изданию кантовской «Критики чистого разума»: «Наш век есть подлинный век критики, которой должно подчиняться всё. Религия на основе своей святости и законодательство на основе своего величия хотят поставить себя вне этой критики. Однако в таком случае они справедливо вызывают подозрение и теряют право на искреннее уважение, оказываемое разумом только тому, что может устоять перед его свободным и открытым испытанием» (Кант 1964 III, 8 [Kant 1956, 7]). 9

Об этом: Braubach 1929, 274 ff., а также: Miihl 1961, 75 ff.

Ю Jung-Stilling 1843 IV/1, 561-562. 11

Ср.: Georg Huber 1904. 12

Stattler 1787,1791 и 1788. 13

Stattler 1788 I, 425. 14

Ibid., Vorrede. 15

Ibid. II, 425. 16

CP . сочинение Канта 1794 г. с вызывающим названием «Религия в пределах только разума», из-за которого он подвергся унизительному публичному наказанию и в котором, в частности, говорится: «Ведь религия, которая,

не задумываясь, объявляет войну разуму, не сможет долго устоять против него» (Кант 1980, 85 [Kant 1923,149]). 17

Об этом см. Tieftrunk 1793, 32: «Как раз в то время, когда все искусства и науки поднимаются на высоту, какой мы восхищаемся, религия приходит в упадок и все больше и больше утрачивает авторитет и достоинство... Повсюду звучит голос Просвещения, и он действует с неодолимой силой, но чем дальше он отваживается проникать в область религии, тем больше он приносит замешательства и смятения». 18

Ср.: Schultze 1929. 19

Цит. по: Philippson 1880 I, 200. 20

В рекламном проспекте газеты «Друг короля», которую редактировал и первый номер которой 7 июня 1790 г. выпустил аббат Руайу, например, говорится: «Возник ужасный заговор против трона и алтаря... Его сумасбродство — совершенно очевидное следствие лживой и коварной философии». См. с. 46. 21

В этом отношении, в частности, характерен «Наказ Уложенной комиссии» русской императрицы Екатерины II от 1765 г. В нем говорится: «Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовать сходно со пространством столь великого государства... Всякое другое правление не только было бы для России вредно, но и вконец разорительно» (Екатерина 2003, 72). 22

Ср.: Otto Brunner 1968,179. 23

Эта максима впервые была сформулирована в 1759 г. Ф. К. Мозером. Цит. по: Schlenke 1963, 31. 24

Здесь следует напомнить о протестантском институте суммепископата, о том, что французский король считался «eveque de dehors» (светским епископом) и что Аното о Франции времен Старого порядка выразился так: «Недостаточно сказать, что существовала государственная религия: само государство было религией» (цит. по: Gurian 1929, 1). Ср. также: Figgis 1914, 51, где о теории королевской власти говорится, что это, «по существу, теория повиновения, и повиновения по религиозным мотивам». 25

Gochhausen 1786, 205. 26

Цит. по: GraBi 1968, 264. 27

Цит. по: Proyart 1800, 154. 28

Ср. также часто цитируемое письмо Вольтера Д'Аламберу от 12 декабря 1757 г., где говорится: «Философия не может притязать на меньшее, чем на то, чтобы рано или поздно низвергнуть Трон и Алтари» (цит. по: Proyart 1800, 91), а также письмо Дидро русской княгине Дашковой от 1771 г., где, в частности, сказано: «Когда же люди осмелились один раз пойти против религиозного рожна, самого ужасного и самого почтенного, остановить их невозможно. Если один раз они гордо взглянули в лицо небесного величества, вероятно, скоро встанут и против земного...» (цит. по: Koselleck 1959,144). 29

StruB 1955. 30

Цит. по: Graffl 1968, 320. 31

Ibid., 325. 32

Цит. по: ibid., 264. 33

О степени изученности этого вопроса см.: Eberhard Schmitt 1972, а также сборник «Французская революция», изданный Э. Шмиттом: Eberhard

Schmitt 1973. 34

Eckartshausen 1791, 76.

2.4. Тезис о «философском заговоре» 1

Stattler 1791, 69. 2

Barruel 1800/03 1,14. 3

Генц — Гарве, 5 декабря 1790 г. (Gentz 1909, Nr. 41). 4

Ср. Гегель, «Философия права», § 209: «Потому что он человек, а не потому, что он иудей, католик, протестант, немец, итальянец и т. д., и т. д.»

(Гегель 1934 I, 229). 5

Гегель 1935 VIII, 413-414 [Hegel 1961 XI, 557]. 6

Ср.: Wittram 1969,18-19 и 103. 7

Местр 1997, 66 [Maistre 1924, 59]. 8

Марат 1956 II, 93 (статья в «Друге народа»), 9

Epstein 1966, 506. 10

Starck 1803 I, 1—2. Эти патетические слова Штарка вызывают ассоциации с панегириком буржуазии в «Коммунистическом манифесте»; Маркс и Энгельс, правда, восхваляли не абстрактные идеи, а класс, обусловивший историческую динамику: «Она [буржуазия] создала чудеса искусства, но совсем иного рода, чем египетские пирамиды, римские водопроводы и готические соборы; она совершила совсем иные походы, чем переселение народов и крестовые походы» (Маркс / Энгельс 1955 IV, 427). 11

Об этом: Traeger 1963; Grab 1966; Schlumbohm 1975, Кар. V. 12

Ср.: Epstein 1966,441-458 ( «Was there a revolutionary danger in Germany?»). 13

Так в мае 1790 г. один саксонский крестьянин сказал своему помещику, цит. по: Stulz / Opitz 1956, 46. 14

Politische Gesprache der Todten, Nr. 39, 328. 15

Barruel 1800/03 IV, 457-458. 16

Цит. no: Cunow 1908,97. 17

Цит. no: Bibliotheque Historique, XII (1819), 343. 18

Перепечатано в изд.: Bibliotheque Historique, XII (1819), 346 ff. В этом манифесте, в частности, говорится: «...прекратить анархию внутри Франции, пресечь нападки на трон и алтарь, восстановить законную власть, возвратить королю безопасность и свободу, которых он лишен, и дать ему возможность осуществлять законную власть, которая ему причитается...» Ср.: Heigel 1902. 19

Ср. с. 49. 20

Le Franc 1792,135. 21

Hervas у Panduro 1943,11. 22

Ср. Beik 1956, 109: «Самыми популярными объяснениями причин революции, к каким прибегали представители правых, были (в порядке значимости): 1) просвещение, 2) заговорщики, 3) Провидение и 4) меняющиеся материальные условия в сочетании с изменившимся представлением». Ср. также: Heising 1971, Кар. 1 («Die Traditionalistische Revolutionshistoriographie»). 23

D'Ester 1936/37. Единственный сохранившийся экземпляр этого журнала, в дальнейшем упоминающегося как «Политические беседы» (Politische Gesprache) или «Тайная переписка» (Geheimer Briefwechsel), поскольку он выходил также под названием «Тайная переписка между живыми и мертвыми» (Geheimer Briefwechsel zwischen den Lebendigen und den Todten), находится в Дортмундском газетном институте. В прошении императору от 7 декабря 1790 г. Тондер домогался императорской привилегии, упирая на то, что пресса отличается особым могуществом в те дни, «когда газеты придают мнениям новые формы. Мнения же формируют суждение, а суждение порождает действия» (цит. по: D'Ester 1936/37 I, 26). 24

Politische Gesprache, 02.07.1790. 25

Geheimer Briefwechsel, 10.08.1790. 26

Politische Gesprache, 10.07.1791. 27

Magazin II (1793), 65-67. 28

Stattler 1795,168-169. Ср.: Noch etwas iiber P. Stattler und die Jesuiten // Berlinische Monatsschrift, 25 (1795), 66-96. 29

Eckartshausen 1791, 98. 30

Об Эккартсхаузене см.: StruB 1955 и GraBl 1968, 319-335. 31

Eckartshausen 1791, 8. 32

Ibid., 96. 33

Ibid. 34

Ibid., 25-26. 35

См.: Ischer 1893 и Valjavec 1951, 297-298. 36

Выдержки из этого меморандума напечатаны в изд.: Valjavec 1951, 516-521. 37

Ibid., 518. 38

Ibid., 519. 39

Valjavec 1959. 40

Цит. no: Valjavec 1951, 520. 41

Sommer 1932. 42

WZ I (1792), 3. 43

WZ IV (1792), 338 (в статье «О некоторых уже существующих и еще предстоящих последствиях католическо-протестантской религиозной распри в Германии»: Uber einige schon vorhandene und noch bevorstehende Fol- gen der katholisch-protestantischen Religionsfegerei in Deutschland / / WZ IV

(1792), 337-373). 44

Ibid., 369. 45

Ibid., 370. 46

Ibid., 371. 47

Barruel 1800/03 IV, 585. Cp. Duvoisin 1798, 211: «Создатель, защитник, верховный глава общества, Бог сделал государя своим наместником, Он вложил ему в руку меч». 48

В Декларации независимости от 4 июля 1776 г., проект которой составил Джефферсон, говорится: «Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых» (цит. по: Жидков 1993, 25). 49

Hoffmann 1795/96II, 2. 50

Dalberg 1793,15. 51

Kastner 1793,18. 52

Ibid., 18. 53

О Гайхе см.: Hansen 1931/38 III, 28. 54

Ibid., 20-28. 55

Ibid., 22. 56

Ibid., 28. 57

Ibid., 22. 58

Knigge 1792,96. 59

Knigge 1795, 33—34. Ср. суждение либерально-консервативного ганноверского государственного деятеля Августа Вильгельма Реберга: «Тридцатимиллионный народ не приходит в фанатическую ярость во имя абстрактных идей по мановению волшебной палочки» (Rehberg 1831II, 32). 60

Knigge 1795, 34. 61

Berlinische Monatsschrift, 26 (1795), 468-478. 62

См. с. 193. 63

Напечатано в изд.: Engels 1971, Nr. 98. 64

В этом отношении характерна прежде всего глава 8 («De la religion, dans ses rapports avec 1'ordre social») сочинения аббата Дювуазена за 1798 г.: Duvoisin 1798. 65

Hansen 1931/38 III, 1189-1194. 66

Ibid., 1191-1192. 67

Huergelmer 1796 (2-е изд. — 1800); под псевдонимом Huergelmer скрывался, вероятно, А. Г. Ф. Ребман или Э. Ф. Альбрехт; ср.: Grab 1966, 180. 68

Цит. по: Grab 1966,184. 69

В иллюминатских «Новейших работах», в одном тексте, датированном 1780 г., к примеру, говорится: «Государи и нации без насилия исчезнут с лица земли, человеческий род со временем станет одной семьей, а мир — местом жительства разумных людей. К этому изменению неощутимо приведет мораль» (Neueste Arbeiten, 1794, 38). 70

О нем см.: Griinhagen 1897. 71

Цит. по: FeSler 1804,154 ff. Ср. об этом также Erhard 1970, 91: «Под революцией народа следует подразумевать не что иное, как процесс, при котором народ насильственным путем добивается признания за собой прав совершеннолетнего и устраняет правовые отношения между собой и знатью». 72

Ср. следующее высказывание одного эвергета: «Другой предложил понимать весь союз как одну высшую степень среди масонов, наподобие ил- люминатства. Еще один хотел ввести и организовать несколько степеней» (цит. по: FeBler 1804,139). 73

Ibid., 156. 1 Bahrdt 1789, 249. 2

Knigge 1962,185-186 [ср.: Кнште 1994, 267]. 3

«Об опасности полного уничтожения, которой тронам, государствам и христианству грозит система нынешнего просвещения и дерзкие притязания так называемых философов, тайных обществ и сект». См.: Eckartshausen 1791. 4

Об этом: Habermas 1962. 5

Ср.: Gierke 18681, 837. 6

Ср.: Koselleck 1959,13. 7

Friedrich Muller 1965,198. 8

Цит. по: Loening / Loening 1928 VIII, 547, Sp. 1. 9

Justi 1756, 269. 10

В этой связи следует указать на эдикт Тюрго от 5 февраля 1776 г., осуждавший и упразднявший «corps de metiers» именем естественного права. Ср.: Coornaert 1941,176. 11

Уже в законе Ле Шапелье от 14 июня 1791 г. было сделано программное заявление: «Ввиду того, что уничтожение всякого рода корпораций граждан одного и того же состояния и одной и той же профессии является основой французской Конституции, запрещается восстанавливать таковые под каким бы то ни было предлогом и в какой бы то ни было форме» (цит. по: Документы 1992 II, 44 [Coornaert 1941,183]). 12

Ср. высказывание Сен-Жюста: «Суверенитет народа требует, чтобы он был един, что несовместимо с существованием фракций: значит, всякая фракция есть покушение на суверенитет» (Сен-Жюст 1995, 130). 13

См.: Токвиль 1992. С. 31 [Tocqueville 1835 I, 37]. 14

Ср.: Griewank 1955, 37. 15

Об этом ср.: Kluxen 1956; Lenk / Neumann 1968. 16

Юм 1996 II, 515 [Hume 1953, 31]. 17

Об этом: Schnur 1963 и Koselleck 1959, 5 ff. 18

В анонимной брошюре «Беседа между немецким имперским князем и одним из его советников...» в уста «советника», например, вкладываются следующие слова: «Я с юности привык не считать ничто настолько святым, чтобы его нельзя было подвергнуть... суду разума» (Unterredung 1794, 5). 19

Koselleck 1959, 46. 20

Имперский закон от 16 августа 1731 г. лишил ремесленные союзы собственной юрисдикции. Кроме того, он постановил в § 53: «Без предварительного

уведомления надзирателя, назначенного работодателем для проведения собраний ремесленников, последние ни под каким предлогом не могут устраивать собраний», а в § 55: «Совершенно недопустимое злоупотребление — когда на таких собраниях ремесленники предписывают законы либо иным образом осмеливаются посягать на таковые» (цит. по: Ortloff 1803, § 53 и 55). Ср. об этом также: Wolfram Fischer 1955, 26 ff. 21

Ср. Книга Конституций, обязанность вторая: «Масон — мирный подданный, который никогда не принимает участия в шайках и возмущениях против государства и не забывает о почтительности по отношению к высшим властям» (Constitutionen-Buch 1741, 283). 22

Цит. по: Barton 1969, 149. 23

Habermas 1969, 48. 24

Кант 1964 IV/2, 96 («О поговорке „Может быть, это и верно в теории, но не годится для практики"»): «Повиновение [механизму государственного устройства] без духа свободы есть причина, вызывающая возникновение всех тайных обществ» [Kant 1914 VI, 389]. 25

Politische Annalen IV, 1793, 28-42. 26

Ibid., 29. 27

Starck 1803 II, 361. 28

Weishaupt 1788, 49. 29

Cp. ibid., 82: «Мы требуем повиновения и покорности; но не с тем, чтобы злоупотребить властью над людьми, обращаться с ними по произволу и без нужды ограничивать их свободу. Скорей мы требуем того и другого потому, что мы вожди похода по неизвестным землям и местностям; потому что в нашу проницательность и знания верят и ожидают их от нас». 30

Из новейшей литературы о «немецких якобинцах» следует упомянуть: Scheel 1962; Traeger 1963; Grab 1966 и 1967; Braubach 1954. 31

Об этом: Vierhaus 1967. 32

Theorie des Conspirations 1797, 6.

<< | >>
Источник: Биберштайн И.. Миф о заговоре. Философы, масоны, евреи, либералы и социалисты в роли заговорщиков / Пер. с нем. М. Ю. Некрасова. — СПб.: Издательство имени Н. И. Новикова, 2010. — 400 с.. 2010

Еще по теме 8. Примечания:

  1. ПРИМЕЧАНИЯ
  2. УКАЗАТЕЛИ ПРИМЕЧАНИЯ
  3. ПРИМЕЧАНИЯ
  4. ПРИМЕЧАНИЯ СТАТЬИ И ДОКЛАДЫ ПО ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ И ОРГАНИЗАЦИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА
  5. ПРИМЕЧАНИЯ
  6. ПРИМЕЧАНИЯ
  7. Примечания 1.
  8. Примечания 1.
  9. ПРИМЕЧАНИЯ
  10. ПРИМЕЧАНИЯ
  11. ПРИМЕЧАНИЯ И КОММЕНТАРИИ
  12. ПРИМЕЧАНИЯ
  13. Примечания к главе 1 1
  14. Примечания к главе 3 1
  15. Примечания к главе 4 1
  16. Примечания к главе 5 1