<<
>>

Д. Уилкинсон. ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК ГОРОДСКОЕ ОБЩЕСТВО

Перевод осуществлен по изд.: Wilkinson D. Spatio-Temporal Boundaries of African Civilizations Reconsidered/Comparative Civilizations Review. 1995. № 29. P. 31. Термины «цивилизация» и «город» обычно соотносятся между собой как в словарных определениях, так и в цивилизационной теории.
Ф. Бэгби определял цивилизацию как «культуру, обретаемую в городах». К. Квигли рассматривал города как предпосылку и 92 составляющую часть цивилизации. Для О. Шпенглера города, которые он рассматривал через наличие или отсутствие «души» и только косвенно через размеры населения и межгородские связи, — существенная черта цивилизации. Только А. Тойнби упорно избегал установления связи между городом и цивилизацией, он настаивал (в XII томе «Постижения истории») на существовании «кочевнической цивилизации» — по крайней мере в «задержанной» или «сателлитной» форме. Однако в окончательном списке никакой «кочевнической цивилизации» не присутствует, даже среди «сателлитных» форм. В каждом обществе, вошедшем в список «расцветших» или «независимых» цивилизаций, присутствуют города. Вторым критерием цивилизации следует считать разделение между внутренним и внешним, т.е. политико-военным взаимодействием. Цивилизацию следует рассматривать и как городское общество, имеющее и определенную политико-военную историю, как систему городов, предпринимающих военные и дипломатические действия. Комментарии Еще Г. Чайлд (см. Введение) определял цивилизацию как прежде всего городское общество и ввел понятие «урбанистическая революция» для обозначения периода становления первичных цивилизаций в истории человечества. Под влиянием такой концепции термины «цивилизация» и «городское общество» нередко отождествляются*. Тем не менее как историки, так и цивилизационщики значительно расходятся в оценке городов как фактора устроения цивилизации. Подчас цивилизацией именуется всякое достаточно сложное общество, имеющее города (разного размера) или даже один город.
В этом случае число цивилизаций может разрастаться до нескольких десятков в пределах одного региона. Ряд историков, например Ф. Бродель, придают особое значение городам как важнейшему фактору развития и усложнения цивилизации. Особенное значение города получили в становлении европейской цивилизации (см. гл. VI). Представляется оправданным включать в число городов поселения, численность которых превосходит 10 000 человек. По мнению Д. Уилкинсона, это рубеж, отделяющий более или менее изолированные и гомогенные общности от поселений, имеющих установленные локальные пределы, достаточно высокую плотность населения, для которого характерно смешанное родство, а по этой причине и культурное разнообразие. Однако в более системных концепциях города перестают быть «несущими конструкциями» цивилизации, их разрушение и гибель еще не означает гибели связанной с ними цивилизации, которая опирается на присущую ей автономную социокультурную структуру. Существует и определенное, идущее большей частью от О. Шпенглера, неприятие города как основы цивилизационной структуры. Поэтому многие цивилизационщики отводят городу вторичную и противоречивую роль в устроении цивилизации. См.: The International Encyclopedia of Social Sciences. L., 1968. V. 16. P. 220.
<< | >>
Источник: Ерасов Б.С.. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов. 1998

Еще по теме Д. Уилкинсон. ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК ГОРОДСКОЕ ОБЩЕСТВО:

  1. СЛОЖИВШЕЕСЯ УПОТРЕБЛЕНИЕ СЛОВА «ЦИВИЛИЗАЦИЯ»
  2. Д. Уилкинсон. ЦИВИЛИЗАЦИЯ КАК ГОРОДСКОЕ ОБЩЕСТВО
  3. Б.С. Ерасов. ЦИВИЛИЗАЦИИ И МИРОВЫЕ СИСТЕМЫ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МИРОСИСТЕМНОГО ПОДХОДА
  4. 1.2. Пространственно-временные параметры межкультурного диалога