<<
>>

УПАДОК РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ

Древние римляне были весьма набожным народом и строго соблюдали свои религиозные уставы. Но когда распространилось их владычество вне Италии и ослабела прежняя строгость нравов, тогда начался упадок и старых религиозных верований.
После завоевания Южной Италии и собственно Греции римляне подверглись сильному влиянию греческой образованности; это влияние сказалось и в области религии. Благодаря родству греков и латинов и многим общим верованиям, богатая греческая мифология легко распространилась между латинами, а главные латинские божества мало-помалу слились с соответствующими олимпийскими богами. Юпитер уподоблен был греческому Зевсу, Юнона - Гере, Сатурн - Хроносу и так далее. После завоевания азиатских и африканских провинций, когда в Риме сильно увеличился прилив иностранцев, в нем уже имеют место жрецы и храмы восточных божеств, каковы: Кибелла фригийская. Митра (персидское божество Солнца), Серапис и Изида египетские и прочие; эти божества находят многих поклонников между самими римлянами и увеличивают собой сонм греко-римских богов. Такая веротерпимость римлян объясняется упадком их собственной религии. Между тем как низшие классы народа погружались в бесчисленные суеверия и предрассудки, в высших классах распространялось равнодушие к религии и неверие (атеизм). Жрецы сами подавали пример; говорят, что авгуры не могли без улыбки смотреть друг на друга. С одной стороны, римское правительство времен императоров снисходительно относилось к смешению верований покоренных народов с римской государственной религией, надеясь через это смешение упрочить единство империи не только политическое, но и религиозное. Так при Августе построен был в Риме храм Пантеон, в котором должно было соединиться поклонение всем главным божествам Запада и Востока. Зато религии, которые не хотели смешиваться с римской, подвергались преследованиям: галльский друизм, иудейская вера и, наконец, христианство.
Императоры римские в качестве верховных жрецов (pontifex maximus) наблюдали сохранение языческих обрядов и установлений почти до самых последних времен империи, но они сами немало способствовали окончательному упадку старых верований введением собственного обожествления: после смерти каждого императора сенат причислял к лику богов, приказывал строить ему алтари и храмы и учреждал для него особых жрецов. Вскоре римляне уже не довольствовались обожествлением умерших императоров, а начали строить им храмы еще при жизни. В эти испорченные времена, конечно, встречались и люди, скорбевшие о нравственном упадке Рима и, не находя в языческой религии удовлетворения своим духовным потребностям, искали утешения в занятиях философией и этикой. Философские учения пришли в Рим из Греции. Особенно много последователей между римлянами нашла себе школа Стоиков, которая по духу своему ближе всего напоминала суровый, энергичный характер древних римлян. В последние времена республики и потом при тиранах между римскими стоиками вошло даже в обычай презрение к жизни и частое самоубийство, приводимое в исполнение с удивительным хладнокровием. Знатный римлянин, решаясь на добровольную смерть, торжественно прощался с друзьями и семейством, в их присутствии открывал себе вены, продолжая беседу до последнего вздоха. С другой стороны, Эпикурейская школа также находила в Риме многих последователей, которые, не веря в богов и в загробное существование, спешили насладиться настоящей жизнью. Рядом с этими неверующими (атеистическими) школами во времена империи появились и противоположные им учения так называемых неопифагорейцев и неоплатоников. Само название показывает, что они вели свое происхождение от древних греческих философов Пифагора и Платона. Отличительной чертой этих новых учений был мистицизм, то есть вера в чудесное и стремление к таинственному общению людей с добрыми и злыми гениями. Они пользовались большим успехом, благодаря суевериям, распространенным в необразованных классах, особенно среди женщин. Неопифагорейская школа, увлекшаяся по преимуществу сверхъестественным, занятиями магией (искусством творить чудеса), заклинаниями, предсказаниями будущего, скатилась скоро на грубое колдовство и шарлатанство. Представителем этой школы считался Аполлоний Тианский, родом из греческого городка Тиана в Малой Азии, живший в I веке, он пользовался большим уважением у современников; о нем и о чудесах, будто бы совершенных им, ходило много рассказов. Учение неоплатоников получило свое начало в греко-египетском городе Александрии; оно представляло собой смесь философии Платона и Аристотеля с восточными верованиями. Неоплатонизм старался примирить философию образованных классов с языческой религией простого народа и во многом способствовал оживлению язычества, в его предсмертной борьбе с христианством (в III - IV веках). Представитель неоплатоников - философ Плотин, живший в III веке. (В числе их последователей был и Юлиан Отступник.)
<< | >>
Источник: Д.И. Иловайский. Древняя история. 2010

Еще по теме УПАДОК РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ:

  1. Методология религиоведения второй половины Х1Х - начала ХХ века
  2. ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К ТОМАМ 3(1) И 3(2)
  3. ЭДВАРДУ КЛЭРКУ ИЗ ЧИПЛИ, ЭСКВАЙРУ
  4. Б. Т. Григорьян На путях философского познания человека
  5. ЧТО ТАКОЕ ДАОСИЗМ? ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ НОВОЙ МОДЕЛИ
  6. Культура Древней Греции
  7. §5. Генезис идей «философии жизни» в исследованиях Вильгельма Дильтея
  8. ГЛАВА 1 Г.Шаймухамбетова О проблемах историографии средневековой арабской философии
  9. ПРОСТО ЧЕЛОВЕК
  10. КОММЕНТАРИИ
  11. Г л а в а 5 ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОГОКОНСЕРВАТИЗМА (1815-1825 гг.)
  12. Рим и Египет
  13. 1. ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДИАЛОГА КУЛЬТУР (на примере Северного Кавказа)
  14. Примечания