<<
>>

ВОЕННОЕ ИСКУССТВО

Победам и завоеваниям римлян немало способствовало отличное устройство римского войска; на военное искусство они всегда обращали особое внимание. Служба в легионах была не только обязанностью, но и честью: ей подлежали только граждане, записанные в пяти классах Сервия Туллия.
От семнадцати до сорока шести лет гражданин обязан был служить в полевых легионах; после сорока шести лет он участвовал только в защите города. Пролетарии, ремесленники и вольноотпущенные были свободны от военной службы, за исключением случаев чрезвычайной опасности; но в последние времена республики и они принимались в легионы. Число набиравшихся легионов и величина их в разное время были различны, смотря по обстоятельствам. В первые века республики обыкновенно их было четыре (у каждого консула по два легиона), а в случае нужды набиралось до десяти легионов. Легион состоял от четырех до пяти тысяч человек, а позднее до шести, в том числе триста всадников и несколько сот легковооруженных. Такое же количество выставляли итальянские народы (италики), так называемые римские союзники. Легион делился на десять когорт, предводимых военными трибунами; когорта состояла из трех манипул,которыми командовали центурионы. Легионным знаменем служил серебряный орел с распущенными крыльями, который утверждали на длинном древке. Главную силу войска составляла тяжеловооруженная пехота. При боевом порядке она строилась в три линии: солдаты передней линии были моложе по возрасту и назывались гастаты (от hasta - копье); вторую линию занимали более опытные, называвшиеся принципами (principes); а третью - составляли ветераны, триарии. Только тогда, когда гастаты и принципы бывали разбиты, выступали триарии, сомкнутыми рядами, и решали сражение (res ad triarios iedit, то есть "дело доходит до триариев", - говорили римляне в критическую минуту битвы). Тяжелое вооружение римского воина составляли: медный или железный шлем (galea), такой же панцирь (lorica), деревянный шит, обтянутый кожей и окованный железом (scutum), короткий обоюдоострый меч (gladius) и два коротких метательных копья (pilum) или вместо них одно длинное (hasta).
Легковооруженные (velites), без панциря и с легким щитом, как правило, начинали битву и потом отходили в промежутки тяжелой пехоты; конница размещалась по крыльям легиона. Во время похода каждый воин, кроме вооружения, нес на себе еще продовольствие на несколько дней, колья, веревки, топор и прочие материалы, необходимые для устройства лагеря. Обыкновенно войско на каждую ночь располагалось укрепленным лагерем. Он представлял четырехугольник, окруженный рвом и валом; внутри него каждая часть войска ставила палатки правильными рядами или группами, так что лагерь принимал вид города. Продолговатая площадь делила лагерь на две части: посреди этой площади ставилась палатка предводителя (praetorium); подле нее совершались ауспиции (религиозные гадания), без которых римляне не начинали никакого предприятия, и находился войсковой трибунал, или судилище. Крепость и силу, необходимые для перенесения военных трудов, римляне приобретали в частых гимнастических упражнениях. В Риме такие упражнения происходили на Марсовом поле: тут дрались на мечах, метали копья и стрелы, бегали и прыгали в полном вооружении или бросались в Тибр и несколько раз его переплывали. Почтенные мужи, сенаторы и консулы не отставали от молодых людей и соперничали с ними в силе и ловкости. В военное время, когда войско стояло лагерем, кроме гимнастики, упражнялись в маневрировании, маршировании и в разных построениях. (Например, было построение, называвшееся testudo, то есть черепаха: воины смыкались в тесный строй, закрывшись сверху щитами, которые таким образом составляли над ними чешуйчатую кровлю.) Долго сохраняя свои старые военные учреждения, римляне, однако, ревностно усваивали те усовершенствования в военном искусстве, которые встречались у других народов. Особенно много заимствовали они у греков (со времени своей войны с Пирром), между прочим, и разные машины, употреблявшиеся при осаде городов. Самой обыкновенной машиной был таран, называемый aries (баран), потому что он состоял из бревна с медным наконечником, имевшим вид бараньей головы; если удавалось подвезти его к городу, то бревно раскачивали на цепях и били им в стену; редкая стена могла устоять против таких ударов.
Более сложными военными машинами быликатапульты и баллисты, которые метали большие стрелы, камни, горючие вещества. Далее при осадах употреблялись туры, деревянные башни, которые на колесах или на катках придвигались к городу, чтобы из них производить стрельбу или перебрасывать мосты на городскую стену. Воины, отличавшиеся в битве, получали в награду венки, которые надевали по праздничным дням. Полководцу, победоносно окончившему войну, при возвращении в Рим устраивали триумф: он вступал в город с лавровым венком на голове, на колеснице, запряженной белыми конями; за ним вели связанных пленников; далее следовали его легионы; весь город выходил ему навстречу. Триумфальная процессия направлялась от Марсова поля по большим улицам в Капитолий, где приносилась торжественная жертва; празднество заканчивалось пирами и народными увеселениями. Главное достоинство римского войска заключалось в его дисциплине; порядок и повиновение считались выше всего; нарушения дисциплины в период расцвета республики встречались редко и наказывались очень строго. Например, по словам Полибия, если ночной дозор в лагере находил часового спящим, то его предавали суду военного трибунала и обыкновенно присуждали к бичеванию, в котором участвовали все легионеры. Несчастный не переживал такого наказания, а если и переносил его, то навсегда оставался под бременем инфамии - бесчестия, он не мог возвратиться на родину, никто из родственников и друзей не смел пустить его к себе на порог. С такой же строгостью наказывали воинов, покинувших свой пост или оружие во время сражения. Если это случалось с целыми когортами, то их постигала децимация (decimatio): каждого десятого по жребию подвергали бичеванию. Открытое неповиновение наказывалось смертью. При императорах, когда легионы, вместо прежних ополченческих, сделались постоянными, они набирались большей частью уже не из итальянцев, а из провинциалов (галлы, иллирийцы, фракийцы, нумидийцы). В это время легионы обыкновенно распределялись на границах с воинственными соседями, преимущественно на Рейне, Дунае и Евфрате. В последние времена империи главная сила римских войск заключалась уже в наемных германских и отчасти славянских дружинах.
<< | >>
Источник: Д.И. Иловайский. Древняя история. 2010

Еще по теме ВОЕННОЕ ИСКУССТВО:

  1. Политика как искусство возможного
  2. Глава 4 ЗАНЯТИЕ РЕМЕСЛАМИ, ВОЕННЫМ ДЕЛОМ И ЗЕМЛЕДЕЛИЕМ. ПОСЕЩЕНИЕ КИРА ЛИСАНДРОМ
  3. 2. ВОЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
  4. Искусство Швейцарии XVI в.
  5. Искусство Римской империи
  6. Искусство XX века
  7. Роль искусства в динамике культуры
  8. 1977 Искусство на пересечении открытых и закрытых структур
  9. Обмирщение литературы и искусства
  10. §2.2. Основные направления военно-психологических исследований в России после 1917г.
  11. СИСТЕМА ВОЕННОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ САМУРАЕВ
  12. Искусство и архитектура
  13. Военное искусство.
  14. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ВОЕННОГО ИСКУССТВА»
  15. Глава 16 ПОЗИТИВИЗМ: ИСКУССТВО КАК ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ОПЫТ
  16. I.I. История возникновения нового искусства - радиотеатра
  17. ГЛАВА 23 НАРАСТАНИЕ ВОЕННОЙ УГРОЗЫ 1933-1936
  18. II. Византийское искусство