<<
>>

§ II. Философія религіи.

і. Аристотель различат» въ составі своей «теоретической» науки математику, физику и теологію (ср. § 3, п. 2). Это философское ученіе о БогЄ (богословів) было изложено имъ въ произведены, получнвшемъ названіе метафизики.
Когда въ связи съ христнствомъ развилась новая, положительная теологія, то ев назвали throlojiia Christiana, въ отличіе отъ просто theologia, термина, употреблявшагося для оби-.іначенія аристотелевскаго бого- С.ЮВІЯ. Позже для обозначенія метафизическаго ученія о Богі вошло почти во всеобщее употребленіе выражете theologia па- turalis, впервые встречающееся у Реймунда Сабунде (f 1432). Рядомъ съ :>тимъ въ новое время иояыяется, въ силу популяр- наго сближенія естественнаго съ разумнымъ (ср. § 9, п. 14), на- званіе theologia rationalis, или, чтобы удалить всякій намекъ на эмпирическое происхожденіе, theologia transcendentalis. Подоб- нымъ же образомъ развивалось и понятіе религіи. Уже Варронъ (І вЄкт» до Р. Хр.) проводить разлнчіе между religlo civllls и rcligio naturalis. Эта естественная религія, проистекающая, помимо божественнаго откровенія, изъ самой природы человека, превращается въХУП и XVIII столе1чяхъвъ религію разума. Въ философіи религіи — терминъ. встрЄчающійся лишь начиная съ конца XVIII СТОЛЄТІЯ— въ XIX ВЄКЄ соединяются естественная, или спекулятивная теологія и естественная религія. Въ ней излагается съ психологической, гносеологической, метафизической и исторической точки врінія ученіе о битій и свойствахъ Бога, о его отношеніи къ міру вообще и къ человеку въ частности, а также о формахъ религіи.

2. Зародыши философскаго ученія о Богі мы уже встр-Ьчаемъ въ греческой древности у Анаксагора (род. около 500 г. до Р. Хр.), который принимаешь бьітіе существа, придающаго форму и порядокъ міру; онъ назвалъ это существо духъ. Вйнцомъ платоновскаго царства пдей является понятіе Бога, совпадающее у него съ идеей добра, а Аристотель предполагаешь бьітіе Божественная существа, какъ перваго двигателя (rpwrov y.ivoOv), являющаяся чистой формой, безплотнымъ духомъ.

Между отцами церкви особенно много сдЪлалъ для философскаго обоснованія теологіи Августинъ (f 430), а изъ схоластиковъ впервые Ансельмъ Кентерберійскій (f 1109) пытался дать строгія доказательства бьітія Божія. Раціональной теологіей въ новой философіи особенно занимались Декартъ, Лейбницъ и Вольфъ. Исходными пунктами для нея служили частью общее естествознаніе, частью этика; отсюда разділеніе на физико-геологію и зтико-теологію. Главнее содержаніе этого отділа метафизики составляли доказательства бьітія Божія, которыя принимали форму то онтологическая доказательства a priori, то космологическая н телеологическаго — а posteriori (ср. § 22).

Естественная религія является въ Англіи, особенно со времени Герберта Черберійскаго (f 1648), предметомъ многочислеи- ныхъ фнлософскихъ изслідованій. По Герберту, въ томъ, въ чемъ согласны между собой всі религіи на землі (consensus omnium), т. е. въ общемъ понятій религіи, заключается ея истинность. Такимъ обраэомъ, у него естественная религія съ самая начала является заміной и образцомъ для положительной религіи. Главній- шими преемниками Герберта, придавшими его основной мысли боліє різкую форму, являются Толандъ (f 1722) и Тиндаль. Наконецъ, Юмъ въ своихъ «Д1алогахъ о естественной религіи» (появившихся впервые въ 1779 г.) далъ уничтожающую критику доказательствъ бьітія Бога, въ особенности телеологическая аргумента, а въ «Естественной исторіи религіи» (1755 г.) построилъ психологическую теорію происхожденія всЪхъ религій, по которой источникомъ религіозной вірьі является не разумъ, но страхъ и надежда, а также олицетворяющее природу антропоморфизирующее воображеніе.

3. Несколько позже Кантъ еще рЄіпительнЄе Юма высказалъ свое отрицательное отношеніе къ естественной религіи и теологіи въ ихъ старомъ смысле. Онъ показалъ въ своей «КритикЄ чистаго разума», что аргументы, приводимые въ пользу бьітія Бога, обладаютъ лишь кажущеюся убедительностью, на самомъ же ділі лишены действительно доказательной силы. По Канту не существуешь пикакой физико-теологін; есть только зтико-теологія и только нравственное доказательство бьітія Божія (ср.

§ 4, пп. 4, 5). Что касается «Религіи въ границахъ одного только разума» (1793), то въ этомъ сочиненіи Кантъ занимается критикой и ра- щональнымъ и стол кован іемь положительной христіанской религіи, при чемъ основная мысль этой критики заключается въ томъ, что религія состоишь въ познаніи нашихъ обязанностей, какъ бо- жественныхъ заповідей. ЗДЄСЬ, стало быть, не построяется a priori религія, но изслЄдуется и устанавливается смыслъ и правомерность исторически данной религіи. Эта новая точка зрінія ясно выступаешь въ написанной подъ вліяніемь идей Юма н Канта «Всеобщей религіи»Л. Г. Якоба (L.H.Jakob, «Allgcmeinc Religion». 1797). Онъ хочешь дать «психологическое объяснеше существующей религіозной веры», но не возбудить въ комъ-либо другомъ такую веру. Вера въ нравственный порядокъ является, по его МНЄНІЮ, мотивомъ для веры въ существо, служащее достаточнымъ основатемъ для названнаго порядка. БолЄе серьезно берется за психологическое изслЄдованіерелигіи Ф. Шлейермахеръ (Schleler- macher, «Reden iiber die Religion». 1799), который отделяешь pe- лигію отъ метафизики и этики, отъ знанія и деятельности и видишь ея сущность въ созерцаніи вселенной и въ чувстве абсолютной зависимости. ВМЄСТЄ СЪ ТЄМЬ ОНЪ проложилъ новые пути въ ОЦЄНКЄ отношенія между религіей и богословіемь. Разсужденія же Гегеля1) о религіи носятъ по преимуществу историко-философскій характеръ. ОтдЄльньїя формы религіи явіяются у него ступенями раз витія разумнаго, діалектичес-каго процесса. По существу религія совпадаешь для Гегеля съ философіей, но по формЄ она стоить ниже ея, такъ какъ изображаешь абсолютное, истину, Бога

«Vorlesungen iiber Philosophic der Religion*. 11 und 12 B-de der Werke. 1832. лишь чувственно, образно, а не въ понятіяхь. Наконецъ, у Фейербаха (f 1872) психологически-историческое изслідованіе религіи превращается въ радикальную критику религіи («Das Wesen der Religion». 1845). Теологія, по Фейербаху, есть лишь антропологія; Богъ — лишь Существо, осуществляющее человіческія желанія: счастье, совершенство и безсмертіе.

Религія иміеть право на существованіе лишь какъ чувство единенія и связи человека съ природой я міровгь, какъ сознаніе человеческой ограниченности и зависимости огь природы.

4. Современная философія религіи распадается на четыре рода изслідованій: 1) Изслідованія о происхожденіи и рапвитіи религіи, какъ объективнаго, историческаго явленія. Здісь излагается съ общей историко-философской точки зрінія на основаній исторіи и сравнительная изученія религій ихъ сущность, движущія силы ихъ развитія и ихъ прогрессъ. 2) Психологію религіи, какъ субъективная явленія, происходящая въ душевной жизни индивида. Здісь изображаются съ помощью методові» психологіи своеобразныя представленій, чувства, мысли, поступки, образующія субъективную действительность религіи. 3) Изслідо- ваніе теоретической правомірності! религіи. Эта важная часть занимается, съ одной стороны, вообще правомъ религіозной віри на существованіе, при чемъ исходными пунктами изслідованія служать метафизика и теорія познанія; съ другой — состоятельностью или обосновашемъ данной, стоящей въ центрі челові- ческихъ интересовъ, положительной религіи. Результатомъ такого изслідованія у многихъ авторовъ является новый религіознілй идеалъ, «религія будущая», приспособленная, по мнінію этихъ авторовъ, лучше, чімгь господствующая положительная религія. къ современнымъ научнымъ иезнашямъ и воз:$рініямь. 4) Изслідо- ваніе практической дінности религіи. Здісь річь идетъ о рішеній вопросовъ объ отношеніи религіи къ нравственности, о вліяніи религіи на соціальную жизнь.

На основаній только что приведенная обзора мы можемъ утверждать, что философія религіи представляешь несомнінно спеціальную философскую дисциплину, которая отділяетея какъ огь тео- логическихъ дисциплинъ, такъ и отъ сравнительная изученія религіи и исторіи религіи. Только психологія религіи представляешь изъ себя, подобно эмпирической психологіи, спеціальную науку. Но главнымъ образомъ философія религіи является философіей науки о религіи. а следовательно, также положительнаго бого- словія, и изслідованіемь его предпосылокъ съ топки зрЄнія теорій познанія и метафизики.

5.

Изъ современной литературы по философіи религіи и ея исторіи мы укажемъ на с.тЬдующія произведенія:

J. Cainl. «An Introduction to the Philosophy of Religion». 2 cd. 1891. НЄмецкіп переводъ Ritter'a. 1893.

1>. Punjer. «Grundriss der Picligionsphilosophie». 1886.

A. Sabatier. «Ksquissc d'unc philosophic de la religion», 4 ed. 1897. Нймецкіп переводъ A. Raur'a. 1897.

C. P. Tide. «Einleitiiii11. HotTdlng. «Rclioionspliilosopliie». Нім. пер. Bendixen'a. 1901. (Русск. пер.: Г. Геффдингь. «Философіярелигіи». Пер. Базарова и Степанова. Спб. Изд. «Обществ. Пользы»; H3fl.3.M.:URSS,2007).

Для болЄе подробнаго нзученія можно рекомендовать:

О. Pfleidcrer. «Rcligionspliilosopliie. I. Geschichte der Religionsphilo- sophie von Spinoza his auf die Gejrenwart. 3 Aufl. 1893. II. Genctisch- speculative Reli<>ionsj)liilosophie. 3 Aull. 1896».

Rauwcnhoff. <II. Siebeck. «Lehrbuchdrr Rcligionsphilosophic». 1893.

R. Seidcl. «Rcligionsphilosophic im Umriss mit historisch-kritischer Einleitunir иічт die Religionspliilosophie seit Kant». 1893.

G. Thielc. «Die Philosophic dcs Selbstbcwusstseins und der Glaubo an Gott, Freiheit, Unsterbiichkeit. Systcmatischc Grundlcgung der Reli- gionsphilosophie». 1895.

R. Euckcn. «Пег Walirheitsirohalt dor Religion». 1901.

W. James. «The Varieties of Religious Experience». 1902.

Наконецъ назовемъ, наряду съ Флейдереромъ, превосходное историческое изслЄдованіе:

П. Punjer. «Goschiehte der christlichcn Religionsphilosophie seit der Reformation». 2 B-de. 1880—83.

Къ спеціальной области философіи религіи относится:

Newton Н. Marschall. «Die gegenwartigcn Rlchtungen der Religionsphilosophie in England». 1902.

По-русски:

Б. Чичеринъ. «Наука и религія». М. 1879. П. Бакунинъ. «Основы віри и знанія». 1886. Вл. Соловьевъ. «Собраніе сочиненій». Спб. 1901 и сл. Джемсъ. «Зависимостьв4ры отъ воли и другіе опыты». Спб. 1904. С. Булгаковъ. «Религія человеко-божества у Фейербаха». М. 1906.

Н. Бердяевъ. «Sub specie aeteniitatis». Спб. 1906. Вопросы религіи. Вып.I(статьиразныхъавторовъ). М. 1906. Н. М. Минск ій. «Религія будущаго». Спб. 1905.

<< | >>
Источник: Кюльпе Освальд. Введение в философию: Пер. с нем. / Под ред. С. Л. Франка. Вст. ст.. И. В. Журавлева. Изд. 3-е, доп. — М.: Издательство ЛКИ. — 384 с. (Из наследия мировой философской мысли: история философии.). 2007

Еще по теме § II. Философія религіи.:

  1. СВЯЗЬ ПРЕДЛАГАЕМОЙ СХЕМЫ С ВОПРОСАМИ ПОЗНАНИЯ 1916.Х.5. Серг(иевУ Поспаду
  2. § 3. Разделеніе философіи.
  3. § 4. Метафизика.
  4. § 5. Теорія познанія.
  5. § 7. Философія природы (иатурь-философія).
  6. § 9. Этика и философія права. 1.
  7. § 10. Эстетика. 1.
  8. § II. Философія религіи.
  9. § 12. Философія исторіи.
  10. § 13. Дополнительные и критические замечания
  11. § 16. Дошатиэмъ, сиептициэмъ, поэитивиэмъ и иритициэмъ.
  12. § 26. Теологически направление в метафизики
  13. § 34. Система философіи.
  14. Указатель Абсолютъ или абсолютное 10, 16, 17, 25, 85, 103, 145, 158 и ел., 170, 171, 208, 209, 258, 319, 320, 322, 325, 326, 331, 332. Автономія 124 я сл., 287 и ея, 298, 299 328. Агностицнзмъ 25,145,147,149,164, 208. Аксіома 15, 33, 38 м сл., 67, 79, 134, 291. Актуальность, теорія а. 122 н сл., 274 и ея. Аксіологія 85. Аналитика 43. Аналитически 68, 70, 130, 170, 174. Аянмнзмъ 114, 194, 206 — 207. Антропологія 15, 63, 101. Апатія 77, 307. A posteriori 10, 16, 39, 102, 13
  15. Идеи М.Бахтина и их значение для современной эпистемологии и философии познания