<<
>>

§ 3. Разделеніе философіи.

1. Разд1шіть философію—это значнтъ, взявъ ее, какъ родъ, различить въ ней виды. Если мы не хотимъ, чтобы разділеніе было случайнымъ перечнслешемъ, то въ основаніе его должен ь быть цоложенъ принципъ ДЄЛЄПІЯ, т.
е. оно должно состоять въ разло- женіи существенная (обыкновенно образуюіцаго видъ) признака родового понятія, Подобное разложеніе должно исчерпывать весь объемъ дЄлимаго понятія, следовательно, быть полнымъ, и полученные члены должны исключать другъ друга, т. е. не входить одннъ въ сферу другого. Первый философъ, которому можетъ быть приписана попытка разделить философію, былъ Платонъ. Фило- софскія дисциплины, которыя онъ различалъ, если не по наява- шямъ, то фактически, были діалектика (или. какъ позже ее также пазывали, логика), физика и этика. Подъ діалектико^ нужно понимать теорію познанія и метафизику, науку объ «идеяхъ» или понятіяхь, выражающихъ постоянное существо вещей, не затрагиваемое нзмЬнешемъ чувственныхъ явленій,—объ истинно сущемъ. Физикой обозначались какъ естественный науки, такъ и философія природы и психологія; поэтому, лучше всего ея значеніе передается просто вьіраженіемь: наука о природі. Этика, наконецъ. соотвітствуеть употребляемому и теперь подъ этимъ именемъ по- нятію; это была наука о нравственномъ поведеній. Это діленіе, прннцнпъ котораго намъ неизвестенъ, осталось навсегда самымъ ВЛ1ЯТеЛЬНЫМЪ и устойчивымъ. Въ древности оно было принято стопками и эпикурейцами и съ техъ поръ встречается въ боль- шинстві позднійшихь попытокъ, несмотря на новыя названія или на изміненіе смысла старыхъ. 2.

Такому вліянію способствовалъ отчасти тоть фактъ, что Аристотель не оставилъ послі себя никакой простой и ясной системы философскихъ дисциилинъ. Обыкновенно у Аристотеля различаютъ теоретическую, практическую и поэтическую философію, при чемъ ссшаются на фразу: ттааа 'otivoia т) т:рa*Tt*ij т, ^лтрхт) ^ д«шрт)ті*т). Теоретическая философія означаетъ чисто-науч- ное познаніе, практическая—вьіясненіе правилъ поведенія, поэтическая—знаніе, относящееся къ творчеству (ремесленному иди художественному). Въ теоретической философіи Аристотель ставилъ рядомъ математику, физику и теологію, при чемъ называлъ посліднюю первой философіей, а физику—второй. Теологія или первая философія представляла ученіе о посліднихь основаніяхь и причинахъ (tu>v тгршт(ov apywv xai aiTtwv); ей принадлежала, следовательно, область метафизики и теорій познанія, платоновской діалектики. Практическую философію аристотелики ділили на этику, экономику и политику. Изъ всіхь этихъ опреділеній дольше всіхь сохранилось, вплоть до настоящаго времени, разділеніе на теоретическую и практическую философію (ср. § 3, 4). Кромі того, тер- минъ «первая философія» употреблялся часто и позже для обозна- ченія основной науки, напр., Бэкономъ, Гоббсом'.ъ, Декартомъ. Часто также въ позднійшихь попыткахъ отдільньїя звенья пла- тоновскаго и аристотелевскаго разділенія философіи выступали рядомъ. 3.

На порогі новой философіи мы встрічаемся съ обпшрнымъ разділеніемь нашей науки, построеннымъ на новомъ принципі. Это разділеніе принадлежитъ Бэкону (ср. § 2, 4) и изложено имъ въ произведена: «De dignltate et augmentis scientiarum» (1623). Въ основаній его лежить различеніе способностей разумной (ср.

§ 8, 2) души: памяти, фантазій и разума. Памяти соотвітствуеть наука исторіи, фантазій—поззія, разуму—философія. Въ основу спе* ціальнаго раздЄленія философіи кладутся различные ея объекты; на этомъ ознованіи философія распадается на ученіе о БОГЄ,. о природі и о человікі. Даліе, въ философіи естествознанія различаются спекулятивная (теоретическая) и оперативная (техническая) дисциплины, а въ антропологів—наука о человікі, какъ от- дільномь существі (phllos. humanitatis), и о человікі, какъ члені общества (philos. civilis). Къ этимъ діленіямъ примикають многочисленный под раз діленія. Надъ тремя главными философскими спеціальностями возвышается общая наука, мать всіхь остальныхъ, phllosophia prima, названіе которой хотя и старо, но содержа- ніе ново. Ея задача состоять въ изслідованіи предпосылокъ (axiomata), общихъ многимъ отдільньїмь наукамъ. Вьіділивь эту первую философію, Бэконъ въ высшей степени удачно совдалъ идею современной теорій познанія, отличной отъ метафизики, съ которой она была соединена у Платона и Аристотеля. Влі- яніе этой обширной классификаціи наукъ явствуетъ уже изъ того, что д'Аламберъ въ своемъ Discours preliminaire знаменитой Знциклопедіи (1751) воспроизводить ея основную идею.

4. Плодотворность новой мысли видна также изъ того, что л Хри- стіань Вольфъ (ср. § 2, 5) даль своей классификаціи философіи психологическое основаніе.Онъ различаетъfacultas cognoscitiva и facultas appetitiva, т. е. способность познанія и способность желанія, и на этомъ основаній яолучаетъ дві главныхъ части философіи: теоретическую (метафизику)и практическую. Дальній- шее разділеніе совершается по предметамъ, а именно, теоретическая философія распадается, сообразно ея особымъ объектамъ: Богъ, душа и природа, на теологію (естественную), психологію и космологію (физику). Надъ всіми этими особыми теоретическими дисциплинами поставлена основная наука онтологія, которая занимается изслідованіемь наиболіе общихъ понятій раз- судка (категорій). Практическая философія распадается на этику, экономику и политику (ср. § 3, 2), при чемъ руководящимъ принципомъ является мысль, что человікь можетъ быть разсматри- ваемъ либо какъ личность, либо какъ членъ семьи, либо какъ гражданинъ государства; общимъ основавіемь спещальныхъ драк- тическихъ философій является всеобщая практическая философія. Главное введеніе въ теоретическую и практическую философію должна составлять логика. Въ этой мысли сказывается опять-таки старое платоновское тройное діленіе. Развитіе прежней классификаціи въ значительной мірі дополняется новой точкой зрінія, внесенной методомъ частныхъ философскихъ наукъ. Рядомъ съ той дедукціей изъ общихъ лринциповъ по приміру математики, которая сама по себі признается боліє совершенной, ученые на- чицаютъ предлагать и примінять на ділі индуктивную форму из- ложенія, исходящую изъ фактовъ. Поэтому-то Вольфъ противопоставляете раціональнымъ дисциплинамъ змпирическія.Такь, рядомъ съ раціональной теологіей, онъ ставите экспериментальную, или телеологію, и различаете космологію раціональную и эмпирическую, или физику, а также психологію раціональную и эмпирическую. Эти противоположеяія содержать въ себе зародишь такого ОТДЄЛЄНІЯ философіи оте частныхъ, или спещальныхъ, наукъ, которое до тЬхъ поръ въ общемъ избегалось (ср. § 2, 5). 5.

Противоположеніе раціональнаго эмпирическому явилось ру- ководящимъ принципомъ и для кантовскаго ДЄЛЄНІЯ философіи: Кантъ различаете «поэнаше изъ чистаго разума» (называемое также познашемъ a priori) и «разумное познаніе изъ эмпириче- скихъ принциповъ» (или a posteriori); первое онъ называете чистой философіей, а второе—эмпирической, или прикладной. Однако онъ определенно заявляете, что только чистое познаніе есть то, «чтб мы можемъ называть въ истинномъ смысле философіей». Двумя ея частями являются пропедевтика, или критика, и метафизика: первая заменяется предварительнымъ ИЗСЛЄДО- вашемъ способности разума къ познанію, вторая же образуете систему разумнаго познанія a priori. Но такъ какъ употребленіе разума можете быть теоретическимъ или практическим^ т. е. можете быть направлено на то, что есть, и па то, чтб должно быть, то «система» подразделяется на метафизику природы (т.е. метафизику въ узкомъ смысле) и метафизику нравовъ. И въ кантовскомъ раздЄленіи философіи не трудно открыть основную мысль Платона; въ то же время въ ней отчетливо отграничиваются отдЬльныя (спещальныя, частныя) науки оте философіи. 6.

Въ близкомъ родстве съ кантовскимъ ДЄЛЄНІЄМЬ находится ДЄЛЄНІЄ философіи, предложенное Гегелемъ. Онъ отделяете уче- ніе о происхожденіи абсолютнаго знанія оте научнаго изложенія его содержанія. Первое названо Гегелемъ феноменологіей духа. Она изображаете шесть ступеней постепеннаго роста познанія, на- ходящаго свое завершеніе въ «абсолютномъ знаній». Методъ раз- витія этихъ ступеней не іісихологическій и не историческій, но логнческій. Это есть развитый Гегелемъ съ большой последовательностью діалектическій методъ. Сущность его состоите въ саморазложеніи принятыхъ положеній, которыя ВМЄСТЄ СЪ ТЄМЬ представляются необходимыми переходными стадіями къ ЦЄЛИ за- вершеннаго и законченная знанія. Согласно этому методу, каждая высшая ступень не представляетъ простого уничтоженія низ- шихъ: посліднія сохраняются въ первой, поскольку оні иміють на то право. Поэтому высшая ступень познанія, абсолютное вна- ніе, заключаетъ въ себі всі моменты истины низшихъ ступеней. Логика представляетъ ученіе о содержаніи абсолютная знанія и развиваегъ последнее посредствомъ того же діалектическаго метода изъ общаго пустого понятія бьггія въ наиболее богатое по содержанію понятіе абсолютной идеи. Ея вітвямн являются дві особыя философскія дисциплины: философія природы и философія духа. Существенное уклоненіе отъ Канта представляетъ развиваемое Гегелемъ боліє широкое пониманіе философіи духа, противополагаемой философіи природы. Тогда какъ у Канта метафизика нравовъ представляетъ «чистую мораль», и раціональная психологія относится къ метафизикі природы, у Гегеля философія духа включаетъ, кромі этики и философіи права, еще психологію, эстетику, философію религіи. Несмотря на все различіе точекъ зрі- нія, діленіе философіи, предложенное Вундтомъ, очень наиоми- наетъ гегелевское. По Вундту все содержаніе 8нанія можетъ быть сначала изслідовано въ отношеніи его происхожденія; этимъ занимается особая философская дисциплина, теорія познанія. За- тЬмъ все содержаніе знанія можетъ быть изслідовано въ отношеніи систематической связи его принциповъ; эту задачу выполняетъ ученіе о принципахъ. Оно распадается на общее ученіе о иринципахъ, или метафизику, и на особое, въ свою очередь ділящееся на дві части: философію ирироды и философію духа. О діленій Гербарта было уже упомянуто въ § 2, п. 6. Мы не можемъ здісь излагать нікоторьія новійшія попытки рач- діленія философіи.

7. Разділеніе философіи, поскольку оно должно быть послідо- вательно выведено изъ единаго онреділенія понятія философіи, встрічается съ трудностями, на которыя мы уже указали въ § 2, п. 7. Поэтому оно представляетъ боліє или меніе субъективную схему, которая способна иллюстрировать личные взгляды отдільнихь философовъ на спеціальний задачи философіи, но всегда оказывается недостаточными какъ попытка внести логически порядокъ въ содержаніе философіи всіхь временъ. Не- преодолимымъ препятствіемь для успішпости такой попытки явля- ется постоянное изміненіе втого содержанія. Если Бак онъ и Гоббсъ еще включали въ философію математику, а Декартъ и Вольфъ—физику (эмпирическую), то, очевидно, кантовская и гегелевская классификація философскихъ дисциплинъ, исключающая изъ философіи и математику, и физику, не могутъ пользоваться общимъ признаніемь. Но то же самое обстоятельство встретится намъ, если даже мы ограничимся одной эпохой,—напр., НОВЄЙШИМЬ временемъ. Эмпирическая психологія разсматривается, напр., многими, какъ философская наука, другими же, наоборотъ, причисляется къ ОТДЄЛЬНЬІМЬ, или спещальнымъ наукамъ; въ подобномъ же положеній находится и соціологія. Такимъ образомъ, когда мы го- воримъ объ изменчивости объема философіи, діло идетъ не о явленій, которое теперь ужъ закончилось, какъ это можно сказать по отношенію къ химіи, физикі и другимъ отдельнымъ наукамъ, а также не о простомъ рості матеріала, вызывающему въ силу принципа раздЄленія труда, распаденіе на меньшія единицы, но объ ИЗМЄНЄНІИ, коренящемся въ самой сущности философіи.

8. Подобно тому, какъ для содержащагося въ следующей главе обзора существующихъ въ настоящее время философскихъ дисциплинъ мы не нуждаемся въ удовлетворительномъ опредЄленіи поня- тія философіи, точно также мы можемъ обойтись безъ удовлетворяющей нашимъ требованіямь классификаціи ея. Темъ не МЄНЄЄ, предварительное расчлененіе, которое, не упреждая нашихъ позд- нейшихъ предложеній по этому предмету (въ гл. IV), не насиловало бы и фактовъ, можетъ быть до некоторой степени полезно. Такимъ раздЄленіемь послужить расчлененіе на общія и спе- ціальньїя философскія дисциплины, смотря по тому, относятся ли онЄ ко всему содержанію нашего познанія, или только къ из- ВЄСТНЬІМЬ отдЄламь и задачамъ его. При этомъ мы оставляемъ нерешеннымъ вопросъ, заслуживаютъ ли ПОМЄЩЄННЬІЯ между спеціальними философскими дисциплинами науки общаго названія философіи, въ смысле одного изъ приведенныхъ выше опредЄленій ея понятія, или НЄТЬ. Единственная цЄль этого раздЄленія состоять въ томъ, чтобы получить, при изложеши признанныхъ въ настоящее время и различаемыхъ философскихъ наукъ, простую, но удовлетворяющую известной логической потребности руководящую нить. Къ общимъ философскимъ дисциплинамъ мы причисляемъ метафиэику, теорію познанія и логику, къ спещальнымъ же— философію природы, психологію, этику, а также философію права, эстетику, философію религіи и философію и сто рій. О соціологіи мы будемъ говорить въ отділі философіи исторіи.

Литература.

Ch. Renouvier. «Esquisse (Tune classification systematique des doctrines phllosophlques». 2 т. 1885—86.

W. Wundt. «Ueber die Einteilung der Wissenschaften». Phllosoph. Studien, herausg. von Wundt. V.S. 1 ff. (1889).

Г. Спенсеръ. «Классификаціи наукъ». Спб. 1866.—Другой переводъ—М. 1896.

Б. Чичерина. «Положительная философія и единство науки. М. 1892.

Н. Гротъ. «Къ вопросу о классификаціи наукъ». Спб. 1884 и въ «Русск. Бог.» за 1884 годъ.

Н. Дебольскій. «Ціль и значеніе классификаціи наукъ». «Книжн. Вісти.» 1866.

<< | >>
Источник: Кюльпе Освальд. Введение в философию: Пер. с нем. / Под ред. С. Л. Франка. Вст. ст.. И. В. Журавлева. Изд. 3-е, доп. — М.: Издательство ЛКИ. — 384 с. (Из наследия мировой философской мысли: история философии.). 2007

Еще по теме § 3. Разделеніе философіи.:

  1. ГЛАВА I. Понятіе и разделеніе философіи.
  2. § 7. Философія природы (иатурь-философія).
  3. § 2. Понятіе философіи.
  4. ГЛАВА IV. Задача и система философіи.
  5. § 34. Система философіи.
  6. § 33. Задача философіи.
  7. § II. Философія религіи.
  8. § I. О задачі введеній в философію. 1.
  9. § 12. Философія исторіи.
  10. § 9. Этика и философія права. 1.