<<
>>

§ 34. Система философіи.

1. Отъ научной системы мы требуемъ, прежде всего, полной классификаціи гЬхъ понятій, которыми она пользуется, съ другой стороны — полной дедукціи отстаиваемыхъ ею утвержденій. Таковъ идеалъ научной системы, но врядъ ли какая-либо дисциплина приближается къ нему.
Логика и математика суть единственный науки, до нікоторой степени отвічающія этимъ требо- ваніямь. Даліе, предпосылкой общей системы является опреділе- ніе той науки, которой требуется придать эту форму: только опре- діленіе ручается за внутреннюю и необходимую связь различа- емыхъ классификаціей принциповъ или понятій. Отсюда ясно, что философія, какъ цілое, въ томъ виді, какъ мы изобразили ее въ предшествующемъ параграфі, не можетъ быть сведена въ систему, такъ какъ разнородность отд!льныхъ философскихъ задачъ ділаеть невозможнымъ ихъ выведете изъ единаго верховнаго опреділе- нія, и такъ какъ, даліе, измінчивость содержанія, опреділя- емая первой и третьей задачей философіи, вводить случайное, временное условіе, несовмістимое съ логической общеобязательностью систематическая построенія. Если, такимъ образомъ, приходится отказаться отъ системы философіи вообще, то эт# не устраняетъ еще систематизацій отдільньїхь, допускающихъ таковую, частей философіи. Въ виду этого, мы попытаемся ниже развить основные принципы систематическаго раечлененія для каждой изъ отдільньїхь задачъ философіи. Сюда же можно присоедж- нить некоторый вамічанія относительно цілесообравнійшаго способа изхоженія втихъ равличныхъ частей. 2.

Метафивика, какъ научно и практически обоснованное міро- вовврініе, распадается на общую и спеціальную части. Тогда какъ общая метафизика ра8виваетъ вьісшіе или конечные принципы міровоззрінія, спеціальная метафизика должна создавать предварительный условія для подобного общаго изслідованія, приспособляя къ потребностямъ метафизики результаты иміющихь для нея значеніе наукъ. Принимая обычное діленіе наукъ на науки о природі и науки о духі, мы можемъ разділить спеціальную метафизику на метафизику природы и метафизику духа, сообразно уже употребительной терминологии Отъ метафизики природы мы ожидаемъ стройнаго изложенія того, что дають для міросоверцанія естественный науки. При этомъ спеціальная метафизика должна опираться преимущественно на астрономію, физику, химію и геологію, съ одной стороны, и біологическія дисциплины—съ другой. ЗагЬмъ метафизика духа должна собрать воедино метафизическій матеріаль наукъ о духі. Важнійшія вспомогательный средства доставляють при этомъ психологія, этика, философія религіи и философія исторіи. Такъ какъ метафизика остается незавершенной безъ перехода sa предільї доступнаго опыту, безъ признанія.трансцендентная, и такъ какъ это признаніе, очевидно, можетъ быть съ гораздо большей свободой и смілостью еділано въ общей метафн- зикі, чімь въ спеціальной,—то, по нашему мнінію, цілесообрав- нійшимь методомъ въ этой части философіи является индуктивный (ср. § 4, п. 7). Спеціальная метафизика представляетъ необходимую предпосылку общей. Тімь не меніе въ и зложеній метафизики, построенномъ на логической связи, онтологія, т. е. именно общая метафизика, можетъ предпосылаться космологія и психологіи, т. е. метафизикі природы и метафивикі духа. 3.

Непосредственнымъ основанівмь для разділенія теорій научнаго познанія, или наукоученія, которое должно ивслідовать предпосылки всіхь наукъ, служить различеніе матеріальннхь и формальныхъ предпосылок. Въ виду прежняя изложенія (ср. §§ 5 и 6) и краткая сопоставленія (въ § 31, п. 4), не требуется объяснять, что должно понимать подъ матеріальними и формальными предпосылками. Такимъ образомъ, получаются два главные отділа наукоученія: теорія познанія и логика. Первая должна заниматься содержаніемь наиболее общихъ или верховныхъ понятій и сужденій всіхь наукъ, вторая — закономерностью примі- няемаго во всЬхъ наукахъ изслідованія и мьішленія. Кромі этого главнаго діленія, мы получземъ еще особое расчлененіе благодаря тому, что мы различаемъ между чистой или общей теоріей познанія и логикой и прикладной или спеціальной. Первая ограничивается тімь, что по содержанію и по формі обще для всіхь наукъ; вторая, напротивъ того, анализируетъ и провіряеть матеріальний и формальный предпосылки опреділенньїхь наукъ или групнъ наукъ. Поэтому существуютъ теорія познанія и логика естествознанія, теорія познанія и логика математики, теорія познанія и логика наукъ о духі и т. п. Наиболее целесообразный, по существу діла, методъ наукоученія состоитъ въ возможно пол- номъ сопоставленіи и ра:члененіи матеріала, представляемаго самими науками. Ихъ методы и формы, ихъ категорій и аксіоми должны быть познаны, приведены въ порядокъ и развиты съ без- спорной точностью. Поэтому и здісь изслідованіе носить индуктивный характеръ. Напротивъ, систематическое изложеніе резуль- татовъ изслідованія можетъ и здісь вестись дедуктивно, причемъ чистая или общая часть служить логической предпосылкой прикладной или спеціальной. Теорія познанія и логика способны наиболіе приблизиться къ идеалу полной классификаціи и дедукціи. Въ этомъ отношеніи оні также могутъ считаться основными философскими науками.

4. Понятно, что невозможно a priori опреділить, какія спеціальній науки должны быть подготовлены философіей, или для ка- кихъ наукъ ея работа должна дійствовать возбуждающимъ мысль образомъ. Позі ому совершенно невыполнимо систематическое построев іе отділовь, относящихся къ третьей задачі философіи. Намъ приходится ограничиться характеристикой положенія діла въ настоящее время, т. е. указать, какія спеціальний науки нині дозрівають въ философіи до спеціальной разработки въ качестві огдільньїхь наукъ. Согласно съ тіми замічаніями, которыя мы сділали относительно этого во второй главі по поводу отдільньїхь фнлософскихъ дисциплинъ, сюда можно отнести психологію, этику, эстетику и соціологію. Но подобвый переходь науки къ спеціальной ея разработкі никогда не состоялъ въ простомъ отді- ленін цілой области отъ философіи, а лишь въ дифференциро- ваніи двухъ частей, философской и спеціально-научной; можно нредвидіть, что и во вс4хъ указанныхъ дисциплинахъ совершится соответственное рааграниченіе. Наиболее подготовлено это діленіе въ психолоііи, затЄмь, пожалуй, въ соціологів. Въ обоихъ слу- чаяхъ не трудно констатировать моменты, требующіе и философской разработки наряду съ самостоятельной, спеціально-научной. Путь, которому слЄдуеть философія въ этихъ случаяхъ, лучше всего можно определить на примЄрЄ уже достигшей самостоятельности натурь-философіи. Въ подобномъ случае метафизика, теорія познанія, логика и, пожалуй, не получившая особаго названій дисциплина, указывающая на новыя научныя задачи или подвергающая критике теорій, выработанныя въ соотвЄтственньїхь спещальныхъ наукахъ,—стало быть, всЄ отдЄльньїя задачи философіи соединяются для того, чтобы посвятить свои усилія определенному объекту (см. § 33, п. 6). Поэтому, при опредЄленіи въ гл. II от- дельныхъ задачъ натурь-философіи, философіи права, философіи религіи въ философскомъ смысле этихъ понятій, мы каждый ралъ старались указывать на это многообразное ихъ содержаніе. Постоянное ядро философіи однако образуютъ, съ этой точки зрЄнія, метафизика и наукоученіе. ОнЄ, какъ уже прежде было сказано,— альфа и омега всякой науки.

5. Монархическій строй наукъ съ теченіемь времени уступилъ мЄсто демократическому. Прежде царственная философія безраздельно владычествовала надъ отдельными дисциплинами, рЄшала ихъ разногласія, подавала имъ мудрые советы и щедро открывала свою сокровищницу идей и методовъ для нуждавшихся въ этомъ наукъ. II онЄ шли къ ней целыми толпами и ревностно следовали указаніямь повелительницы, утилизируя ея примеръ и богатства для собственваго развитія и обогащенія. Но вдругъ онЄ очнулись, какъ бы отъ злого сновидЄнія: путь, который имъ былъ укаэанъ, оказался ошибочнымъ, сокровища, ими полученныя,—не ИМЄЮЩОЙ никакой цЄнности мишурой, и гордый, гармоническій образъ самой царицы, уподобиться которой онЄ жаждали, — вымышленнымъ со- вершенствомъ. Царица была низвергнута съ трона. Однако, быстро и успешно развившись на своихь ногахъ, обманутыя нЄкогда фн- лософіею науки вскоре впали въ претенціозную самоудовлетворенность. lie осталось н слЄдовь прежняго органнческаго расчле- ненія научнаго царства, науки стали анархической кучей, пере- стали обращать вниманіе другъ на друга. Между тЬмъ отвергнутая и презираемая царица углубилась въ себя, отказалась отъ пустыхъ плодовъ діалектическихь ухищреній, научилась быть дільной и точной въ маломъ и склоняться предъ силой фактовъ. И, когда подвластныя ей нікогда науки съ близорукой суетливостью устремились къ покинутому скипетру и хогЬли-было избрать владычицей бездушную куклу матеріализма, философія вновь выступила въ крепкой броні теорій познанія, отразила бурю и яснымъ, муд- рымъ словомъ увіщанія сдержала необдуманныхъ. Съ т1хъ поръ ея престижъ значительно повысился, особенно когда было замічено, что опа уже боліє не одержима властолюбіемь. Въ настоящее время установились мирныя взаимныя отношенія. Благодаря спеці альнымъ наукамъ, совмістно съ ними и для нихъ работаешь философія во вс!хъ ея формахъ: какъ метафизика, какъ науко- ученіе и какъ шонеръ научнаго изслідованія. Науки, съ своей стороны, готовы принимать помощь философіи, служить совмістно съ ней познанію и собирать для нея факты. Мы надіємся, что въ нашемъ «Введеній въ философію» намъ удалось показать, что при этомъ демо- кратическомъ строї наукъ философія не поступилась нич!мъ изъ своего истиннаго и настоящаго призванія, а дійствуеть и борется вполні въ духі своихъ славяыхъ традицій.

<< | >>
Источник: Кюльпе Освальд. Введение в философию: Пер. с нем. / Под ред. С. Л. Франка. Вст. ст.. И. В. Журавлева. Изд. 3-е, доп. — М.: Издательство ЛКИ. — 384 с. (Из наследия мировой философской мысли: история философии.). 2007

Еще по теме § 34. Система философіи.:

  1. ГЛАВА IV. Задача и система философіи.
  2. § 7. Философія природы (иатурь-философія).
  3. § 2. Понятіе философіи.
  4. ГЛАВА I. Понятіе и разделеніе философіи.
  5. § 33. Задача философіи.
  6. § 3. Разделеніе философіи.
  7. § I. О задачі введеній в философію. 1.
  8. § II. Философія религіи.
  9. § 12. Философія исторіи.
  10. § 9. Этика и философія права. 1.
  11. 1. Изменения в системе архивного дела в связи с распадом советской системы и прекращением деятельности КПСС
  12. § 1. СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ПРАВА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
  13. § 1. СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ПРАВА КАК РАЗНОВИДНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
  14. § 3. Тенденции развития системы права и системы законодательства
  15. Глава 21. Система права и система законодательства