<<
>>

. Введение в философию

Публикуемый текст Уильяма Джеймса "Some Problems of Philosophy: A Beginning of an Introduction to Philosophy" представляет собой незаконченную рукопись, над которой автор работал в последний год жизни.

Она написана в жанре "введения в философию", причем, учитывая ее незавершенный характер, Джеймс назвал ее "Началом введения в философию". Русский перевод, осуществленный И. И. Лапшиным с 5-го американского издания 1921 г., вышел в свет в 1923 г. (Берлин, изд-во "Обелиск").

Для настоящего издания данный перевод сверен с оригиналом JI. Б. Переяславцевой, Примечания составлены А. Ф. Грязновым.

С. 5. *Ренувье, Шарль (1815—1903) — французский философ, представитель неокантианства, предшественник персонализма.

С. 6. *Перри, Ральф Бартон (1876—1957) — американский философ, учених я биограф Джеймса, профессор Гарвардского университета. По своим философским взглядам примыкал к движению неореалистов.

С. 8. *Дьюи, Джон (1859—1952) — американский философ и педагог, профессор Чикагского университета, создатель инсгрументалист- ской версии прагматизма.

С. 11. *"Сумма теологии" (1265—1274) — последнее (неоконченное) произведение Фомы Аквинского (1225—1274).

С. 12. *Суарес, Франсиско (1548—1617) — испанский философ и теолог, представитель "второй схоластики". Его главное произведение — "Метафизические рассуждения" (1597).

С. 13. *Еще в 17 в. в Британии было принято разделение всех наук на область "моральной философии" (все гуманитарное знание, а не

300

только учение о нравственности) и "естественной философии" (естествознание). По мнению Юма и других философов его эпохи, в основе "моральной философии" должно лежать учение о "человеческой природе". Данного разделения еще в середине 19 века придерживался Д. С. Милль.

С. 15. *"Мана" — этим словом народы Океании обозначают сверхъестественную силу, присущую отдельным людям, животным и вещам.

*'Имеются в виду слова, производные от греческого мантика —

предсказание, например хиромантия, асгромантия; соответственно —

хироманты, астроманты и т. д.

С. 23. *Вольф, Христиан (1679—1754) — немецкий философ-просветитель, систематизатор учения Г. Лейбница.

С. 31. 'Онтологического доказательства бытия Бога придерживались схоластический теолог Ансельм Кентерберийский (1033—1109) и Р. Декарт; предпосылки данного доказательства можно найти в учении Платона и Августина.

С. 37. *"Но связь (conjunctio) многообразного вообще никогда не может быть воспринята нами через чувства и, следовательно, не может также содержаться в чистой форме чувственного созерцания, ведь она есть акт спонтанности способности представления, а так как эту способность в отличие от чувственности надо назвать рассудком, то всякая связь... есть действие рассудка..." (Кант И. Критика чистого разума // Сочинения в шести томах. М.: "Мысль", 1964. Т. 3. С. 190).

С. 39. *Сангаяна, Джордж (1863—1952)— американский философ, профессор Гарвардского университета, представитель критического реализма.

С. 40. *Эмерсон, Ралф Уолдо (1803—1882) — американский философ и проповедник, главный представитель литературно-философского течения американского трансцендентализма.

С. 42. * Джеймс своими словами передает содержание так называемого "принципа Пирса", лежащего в основе прагматистской философии и впервые сформулированного в статьях Чарльза Пирса "Закрепление верования" и "Как сделать наши идеи ясными?" (1877—1878).

С. 58. *Лотце, Рудольф Герман (1817—1881) — немецкий философ и физиолог.

С. 62. 'Перечисленных философов (за. исключением Гегеля) обычно рассматривают как представителей линии "негативной диалектики".

С. 73. *У природы нет ни ядра, ни скорлупы;

Она — все разом;

Чаще лишь ты проверяешь сам себя,

Ядро ты или скорлупа.

С. 78. *Аль-Газали (1058—1111) рациональному познанию Бога (которое он считал невозможным) противопоставлял его познание путем мистического озарения и экстаза.

"•Порфирий (234—305) — философ-неоплатоник, издатель и биограф Плотина.

С. 80. *См.: Локк Д. Сочинения в трех томах. М.: "Мысль", 1985. Т. 1. С. 145—146.

С. 81. *См.: Беркли Д. Трактат о принципах человеческого знания // Сочинения. М.: "Мысль", 1978. С. 178, 180.

**См.: Юм Д. Сочинения в двух томах. М.: "Мысль", 1996. Т. 1. С. 75—76.

С. 84. *"Ноэтический" — от греческого слова "ноэзис", обозначающего мышление. Под "ноэтнческнм монизмом" Джеймс имеет в виду объективно-идеалистическую метафизику, в основе которой приоритет концептуальности (и "внутренних" — сущностных — отношений) над перцептуальностью. Сторонниками монистической онтологии были, в частности, британские "абсолютные идеалисты".

С. 114. *Кантор, Георг (1845—1918) — немецкий математик, создатель теории множеств и первой формальной теории бесконечности.

С. 120. * Имеется в виду главный персонаж романа английского писателя-сентименталиста Лоренса Стерна "Жизнь и мнения Трист- рама Шенди" (1760—1767).

С. 122. *Вейерштрасс, Карл Теодор Вильгельм (1815—1897) — немецкий математик. Дал логическое обоснование математического анализа.

С. 127. *Гамильтон, сэр Уильям (1788—1856) — шотландский философ, в своем учении сочетавший идеи школы "здравого смысла" и кантианства.

С. 135. *Эта фраза принадлежит Исааку Ньютону: "Причину этих свойств силы тяготения я до сих пор не мог вывести из явлений, гипотез же я не измышляю..." (Математические начала натуральной философии. 1726).

С. 138. *Венн, Джон (1834—1923) — английский логик и философ, создатель метода диаграмм ("кругов Венна") для выражения отношений между объемами понятий.

<< | >>
Источник: Джеймс У.. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. Пер. с англ. / Общ. ред., послесл. и примеч. А. Ф. Грязнова. — М.: Республика. — 315 с. — (Философская пропедевтика).. 2000

Еще по теме . Введение в философию:

  1. Джеймс У.. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. Пер. с англ. / Общ. ред., послесл. и примеч. А. Ф. Грязнова. — М.: Республика. — 315 с. — (Философская пропедевтика)., 2000
  2. Кюльпе Освальд. Введение в философию: Пер. с нем. / Под ред. С. Л. Франка. Вст. ст.. И. В. Журавлева. Изд. 3-е, доп. — М.: Издательство ЛКИ. — 384 с. (Из наследия мировой философской мысли: история философии.), 2007
  3. 1. О ПРАКТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ И НЕОБХОДИМОСТИ ВВЕДЕНИЯ ИНСТИТУТА ПРАКТИЧЕСКИХ ФИЛОСОФОВ (СОФОЛОГОВ)
  4. Введение в философию науки
  5. ВВЕДЕНИЕ В ФИЛОСОФИЮ'
  6. 4. «Введение в философию». Критический реализм
  7. Свящ. Роберт Слесинский. Общедоступное введение в философию природы, 2001
  8. Гаджиев К.С.. Введение в политическую философию: Учебное пособие. — М.: «Логос». — 336 с., 2004
  9. ДВА "ВВЕДЕНИЯ В ФИЛОСОФИЮ" (англо-американский вариант)
  10. 3.1. Философия «национальная» и «универсальная». Институт философии КАК НАСЛЕДНИК ТРАДИЦИЙ ФИЛОСОФСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ мысли Беларуси ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ БЕЛАРУСИ: ЗАРОЖДЕНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТРАДИЦИИ В.Б. Еворовский
  11. Алексеева И. С.. Введение в перевод введение: Учеб, пособие для студ. фи- лол. и лингв, фак. высш. учеб, заведений., 2004
  12. Раздел второй «Философия жизни» как направление в западноевропейской философии конца ХІХ — начала ХХ столетия