<<
>>

§ 33. Задача философіи.

1. Уже въ первыхъ двухъ главахъ этого сочиненія мы указывали на необходимость предложить новое опредЬлевіе задачи философіи. Всі попытки дать такое опреділеніе общеобязательная понятія философіи оказываются неудачными при сопоставленіи ихъ еъ фактами историческаго развитія этой науки.

Главный недостаток^ который опреділеніе можетъ йміть, состоять въ томъ, что оно или слишкомъ узко, или слишкомъ широко. Много- различныя опреділенія сущности философіи страдаютъ обоими этими недостатками. Если философія характеризуется, какъ наука о внут- реннемъ опиті, то среди фнлософскихъ дисциплинъ нельзя указать надлежащего міста ни для метафиэики, ни для теорій повнанія и логики, ни для натуръ-философш и философіи исторіи. Притомъ психологія, которая, собственно, и есть наука о внутреннемъ опиті, сама готовится отділиться отъ философіи и стать спеціальной наукой, а когда это произойдете, то указанное пониманіе уже не будете способно выражать своеобразный задачи философской работы. Точно также пониманія философіи, какъ ученія о благахъ или какъ науки о принципахъ, суть .слишкомъ узкія опреділенія, не охватьівающія ни ея развитія, ни ея современнаго состава. Если, напротивъ того, философіей называется общая сумма научнаго познанія, система наукъ, то невоэможнымъ ділается пониманіе хода развитія и проч- наго значенія философіи, такъ какъ ея понятіе оказывается че- резчуръ широкимъ. Одинаковую ошибку можно констатировать во всіхь многоразличныхъ попыткахъ дать общее опреділеніе фило- софіи. Соображенія боліє общаго характера тотчасъ обнаружи- ваютъ, какъ и почему простое опреділеніе по обычной логической схемі вообще не можегь быть приспособлено къ фактическому содержанію философіи. 2.

Какъ genus ргохіюит, въ опреділеніяхь философіи обыкновенно указывается понятіе науки. Итакъ, діло въ нихъ идетъ о томъ, чтобы отличить философскую науку отъ другихъ произведе- ній духовнаго творчества, объемлемыхъ тімь же родовымъ понятіемь.

Но нельзя при этомъ такъ подобрать differentia specifica, чтобы не насиловались факты и чтобы опреділеніе не выходило одностороннимъ. Відь объекты, которыми занимается философія, отнюдь не необходимо отличны специфически отъ объектовъ, трак- туемыхъ спеціальними науками, и форма или методъ философская изслідованія также не безусловно отличается отъ формы или метода, употребительныхъ въ остальныхъ наукахъ. Кромі того, объемъ философскихъ дисциплинъ безпрестанно колеблется. Раз- смотрінньїя нами во второй главі части философіи соотвітствуюгь, приблизительно, объему понятія философіи, какъ онъ опреділяетея въ настоящее время; но ими далеко не исчерпывается исторически процессъ развитія философіи. Возможно, наконецъ,—и это часто ділаетея,—различать даже въ изложеніи каждой спеціальной науки между тімь, что въ ней иміеть философскій характеръ, и тімь, что относится къ спеціальному предмету изслідованія. Какимъ образомъ возможно при этихъ условіяхь провести pis- кую границу между философской наукой и другими видами, объемле- мыми родовымъ понятіемь науки? Въ виду этого не остается ничего иного, какъ вообще отказаться отъ общаго опреділенія ? выразить въ другой формі, а именно разділительнимь опрв- діленіемь то, чтб было, есть и, віроятно, впредь останется суще- ственнымъ въ философіи. 3.

Послі даннаго нами во второй главі изложенія философскихъ дисциплинъ, ближайшее указаніе тіхь задачъ, которыя во всі періоди связывались съ именемъ философіи, не представляетъ особенныхъ трудностей. Первая изъ этихъ задачъ состоитъ въ вьіработкі научно обоснованнаго міросозерцанія, которое, представляя собой завершені© и обьединеніе научная познаванія, въ то же время удовлетворяло бы й практической потребности въ уясненіи положенія человіка въ мірозданіи. Пока существуете эта потребность н пока возможенъ прогрессъ научнаго изслідованія, философія должна будетъ выполнять эту задачу, которая по существу діла не можетъ найти своего разрішевія въ преділахь одной спеціальной науки или всіхь спещальныхъ наукъ.

Мы иміемь здісь діло, слідовательно, съ областью, спеціально свойственной философіи. Этимъ философіи и впредь, на все предвидимое будущее, указуется особое місто среди наукъ. Старое имя для этой части философіи—метафизика. Такъ какъ она относится къ спе- щальнымъ наукамъ, какъ ихъ продолженіе, то легко понять, что ихъ предільг служать преділами и для нея, что передвиженіе этихъ преділовь отражается и на ней, и что она подвержена по объему и содержанію значительнь мъ и многообразнымъ изміне- ніямь. Отсюда уже становится донятнымъ изміненіе того, чтб въ различные періоди составляло содержаніе философіи. Первоначальное совпаденіе науки и философіи также вытекаегь, какъ простое слідствіе, изъ этого опреділенія. Но съ наибольшею ясностью научный характеръ метафизики вытекаегь изъ факта, что многое изъ того, чтб прежде составляло ея достоявіе (нікоторьія воззрінія на природу и закономерность внішняго міра и душевной жизни), впо- слідствіи перешло въ виді гипотезъ, предпосылокъ или теорій въ спещальныя науки (см. § 4).

4. Вторая задача философіи состоить въ изслідованіи предпосылокъ всякой пауки. Наука есть продуктъ познающаго че- ловіческаго духа. Къ ея предпосылкамъ относятся прежде всего закономірньїя формы, которымъ подчинены наблюденіе и экспериментальное изслідованіе, сравненіе и работа мысли, когда они ока- вываютъ цЬлесообравныя услуги познаванію. Но къ предпосылкамъ спещальныхъ наукъ слідуеть причислить также и нікоторое число понятій и сужденій, которыя прнміняются въ каждой изъ втихъ спещальныхъ наукъ, при чемъ однако данная наука неспособна сама ни дать имъ достаточная обоснованія, ни даже ихъ изложить. И здісь діло идетъ о задачі, постоянно остающейся 8а фи- лософіей. Невозможно и въ далекомъ будущемъ предвидіть, чтобы спещальныя науки сами когда-либо настолько объединились, что каждая изъ нихъ стала бы несамостоятельнымъ членомъ великого цілая, или совокупности познанія. Пока, однако, спещальныя науки будуть итти своими отдельными стезями и разрабатывать свои спещальныя области съ односторонней внергіей, ивслідованіе ихъ предпосылокъ будете составлять особую задачу, которая должна оставаться ва фнлософіей.

Эта часть философіи, которую мы обо- эначаемъ именемъ теорій научнаго познанія (наукоученія, или наукословія), дополняетъ и завершаеть науки въ другомъ направленій, чімь это ділаете метафизика. Между тімь, какъ последняя просліживаете работу отдільньїхь спещальныхъ наукъ вплоть до ихъ посліднихь в'Ьроятныхъ отростковъ, наукоученів стремится къ опреділенію, совднненію и скріпленій) ихъ точекъ оторавленія и къ изслідованію общаго процесса ихъ генезиса. Следовательно, призваніе обіихь частей философіи заключается во внесеній порядка и связи въ disjecta membra спещальныхъ наукъ, но каждая изъ этихъ частей выполняете свое общее призваніе совершенно различнымъ образомъ, и потому оні не могутъ быть выведены a priori изъ чистаго понятія научнаго дополненія или завершеній научнаго познанія, какъ необходимый средства для этой ціли. По своей природі наукоученіе подвержено гораздо ме- ніе значительнымъ изміненіямь, чімь метафизика,—оно образуете приблизительно постоянный факторъ въ безостановочномъ развитія наукъ, въ частности философіи (ср. §§ 5 и 6).

5. Третьей задачей философіи, по своему содержанію наиболіе подверженной колебаніямь, мы признаемъ подготовку но- выхъ спеціальньїхь наукъ и спеціально-научньїхь позна- ній. Лишь эта третья задача ділаете вполні понятнымъ изміне- ніе въ обьемі фнлософскихъ дисциплинъ. Въ соединеніи СЪ ТІМИ, уже указанными изміненіями, которымъ должна подвергаться метафизика, эта задача ділаете возможнымъ установленіе непрерывности въ ході развитія того, къ чему стремилась и чтб собою представляла философія въ различные періоди. Метафизика и наукоученіе способствуют^ конечно, существенно вьіполненію этой задачи. Метафизика обращаете наше вниманіе на то, чего еще не хватаете знанію, но что можетъ быть рассматриваемо, тімь не меніе, какъ возможный результате прогрессирующаго изслідованія. Критическія полномочія яаукоученія также приносять свои плоды въ томъ отношеніи, что они побуждаюте къ лучшей по- віркі научныхъ гипотезъ и указываютъ то общее направлены, въ которомъ должна развиваться работа спещальныхъ наукъ съ шансами яа успіхь.

Тімь не меніе, вьшолненіе этой задачи требуете опять-таки существенно иной діятельности, чімь та, ко- торою занимаются наукоученіе и метафизика. Эта задача настолько родственна задачі спеціальная научнаго изслідованія, что можетъ показаться вообще рискованнымъ находить различіе между тою и другою. И въ самомъ ділі, невозможно указать вну- тренній необходимый критерій, который рішаль бы, когда спеціальная наука, которую подготовили философы, достигаете самостоятельная значенія. Обыкновенно это зависитъ скоріе оте чисто внішнихь признаковъ: извістное возрастаніе матеріала или объема спеціальной науки ведете къ тому, что представляется не- возможнымъ продолжать заниматься ею, какъ частью философіи. При всемъ томъ фактъ, что именно философія оказывается столь творческой въ этомъ отношеніи,—не случайность. ВЬдь ученый, по- свящающій свои силы исключительно малымъ задачамъ, опреді- леннымъ отділамь опыта, слишкомъ легко утрачиваете широкій взглядъ на возможныя задачи науки, какъ цілая. Этой третьей задачі философіи мы не можемъ дать спеціальная имени. Лучше всего она обозначается именами отдільньїхь дисциплинъ, поро- ждаемыхъ выполнешемъ этой задачи.

6. Ніть необходимости въ томъ, чтобы эти различныя задачи философіи находили себі осуществленіе отдільно одна отъ другой. Существуете, напротивъ того, нісколько собственно философскихъ дисциплинъ, въ которыхъ мы находимъ активное участіе всіхь трехъ, или, по крайней мірі, двухъ иервыхъ задачъ. Предположнмъ, что кто-либо разрабатываете натуръ-фило- софію. Въ такомъ случаі онъ прежде всего постарается утилизировать точку зрінія наукоученія для спеціальной области естествознанія. Онъ изложить, слідовательно, и подвергнете анализу ті предпосылки, которыя лежать въ частности въ основі естествознанія. Затімь онъ постарается резюмировать въ натуръ-филосо- фіи все то, чтб естествознаніе даетъ для метафизики, и этимъ подготовите почву для созданія міровоззрінія, поскольку оно можете быть построено на естествознаніи. Наконецъ, натуръ-фило- софъ можете заняться и третьей задачей, указывая на новыя проблемы или развивая, на основаній уже извістньїхь фактовъ, новыя теорій.

То же самое примінимо было бы и къ философской зтикі, если бы она развивалась уже рядомъ со сдеціальной дисциплиной этого имени. Все это въ TJ же время является оправда- ніемь нашего различенія разнородныхъ философскихъ задачъ.

Только такимъ обраэомъ объясняется, какъ вполні различныя тенденцій объединяются въ единую дисциплину, благодаря единству того объекта, на которомъ оні осуществляются. Точно также мы понимаемъ теперь, насколько въ преділахь спеціально-научнаго изложенія могутъ йміть 8наченіе философскіе вопросы или философ- скія точки зрінія. Призваніе свое философія должна видіть не въ мирней изолированности отъ другихъ наукъ и не въ, повидимому, столь горделивой, а въ дійствительности пустой всеобщности понятія нікоторой совокупности научнаго познанія, а лишь въ по- стоянномъ взаимодійствіи со спеціальними науками. Ея задача брать отъ нихъ то, что оні могутъ дать, и давать имъ то, въ чем г» оні нуждаются.

<< | >>
Источник: Кюльпе Освальд. Введение в философию: Пер. с нем. / Под ред. С. Л. Франка. Вст. ст.. И. В. Журавлева. Изд. 3-е, доп. — М.: Издательство ЛКИ. — 384 с. (Из наследия мировой философской мысли: история философии.). 2007

Еще по теме § 33. Задача философіи.:

  1. 5.1 "Лингвистический поворот" в философии ХХ века
  2. Сущностные характеристики политической философии
  3. ДВА "ВВЕДЕНИЯ В ФИЛОСОФИЮ" (англо-американский вариант)
  4. СОВРЕМЕННАЯ БРИТАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  5. § 2. Понятіе философіи.
  6. § 7. Философія природы (иатурь-философія).
  7. § 33. Задача философіи.
  8. 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  9. ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ
  10. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ КРИТИКИ И НАСЛЕДНИКИ
  11. Философия как любовь к мудрости
  12. ЛАТИНОАМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ Г.И. Коларов
  13. Развитие человечества и его культурно-историческое единство в философии истории Страхова
  14. 1.1. Концепции предмета философии науки
  15. 1.1. Наука и философия