<<
>>

§ I. О задачі введеній в философію. 1.

Уже и въ прежнія времена чувствовалась потребность во введеній въ философію, удовлетворявшаяся частью правильными лекціями, частью же соответствующими книгами. Достаточно указать, напр., на появившееся въ 1727 г.
«ВвеДеніе въ философію» Іоанна-Георга Вальха (Johann Georg Walcli, «Einleitung in die Philosophies), въ которомъ въ трехъ книгахъ трактуется о философіи и ея познапіи вообще, о философскихъ дисциилинахъ и тайнахъ въ частности, и въ которомъ мы находимъ рядомъ съ подробными историческими СВЄДЄНІЯМИ многочисленный литературния указанія. Вальхъ далъ намъ широкую и подробную картину тогдашняго состоянія философіи, а также,—оставляя въ стороні странныя и ошибочныя историческія замЄчанія,—и фактическая соде ржа и ія ея исторіи. 2.

Не всегда введеніе въ философію понималось и подвергалось обработке въ только что указанномъ смысле, Въ литературе можно ОТМЄТИТЬ два существенно различные способа вьшолненія номинально одной и ТОЙ же задачи. Одни желають дать надлежащее руководство къ философствованію, раскрывая ИЗВЄСТНЬІЯ главный проблемы философіи и отмЄчая или подробно развивая рЄпіе- ніе этихъ проблемъ съ точки зрЄнія, разделяемой автором*. Подобное изложеніе мы, напр., находимъ въ книгк Зуабеднссена: «Введеніе въ философію», 1827 г. (Suabedissen, «Zur Einleitung in die Philosophic»), въ которой авторъ ясно указываетъ на то, что введеніе въ философію должно установить точку зрЄнія, необходимую для философскаго мышлешя. Поэтому—читаемъ дальше—оно не должно быть «ни оспованіями философіи, ни знциклопедіей фнлософскихъ наукъ, ни историческимъ обворомъ философіи, ни критикой фнлософскихъ системъ»,—оно должно покавать, «что составляете сущность философіи и, следовательно, ціль философ- ствованія». Подобнымъ же образомъ излагается предмегь въ отличномъ «Введеній въ изученіе всеобщей философіи» Симона Эргардта, 1824 г. (Simon Erhardt, «Einleltung in das Studlum der gesammten Philosophic»).

Эта ясная и систематично составленная книжка, заслуживающая того, чтобы ее поставить рядомъ съ боліє И8в4стнымъ «Руководствомъ ко введенію въ философію» Гербарта (4-е И8Д., 1837 г. «Lchrbuch zur Einleltung In die Philosophie»), раз- смаїриваегь въ девяти главахъ понятіе, предмегь и конечную ціль философіи, ея разділеніе, источники и вспомогательный средства для изученія, ея субъективное условіе (философскій геній), отношеніе философіи къ эмпирическимъ и позятивнымъ наукамъ, эадачи, который она должна рішить, и ея исторію. Въ основныхъ взглядахъ авторъ слідуеть системі тождества (Identit&tssystem) Шеллинга.

3. Упомянутая книга Гербарта принадлежите также къ этому роду введеній въ философію. Она написана догматически и иміете цілью разъяснить читателю собственную философію автора и склонить его къ принятію этой философіи. Въ этомъ смнслі излагаются существенныя проблемы логики, метафизики и практической философіи (естетики). Только изъ случайныхъ критическихъ екскурсій читатель уэнаете о существовали другихъ ввглядовъ; историческое раввитіе и судьба фнлософскихъ понятій и взглядовъ затрагиваются лишь въ скудныхъ замйчашяхъ. Такимъ образомъ, это прои8Веденіе представляете цінний источникъ для изученія своеобразной философской системы Гербарта, но ни въ коемъ случаі не есть объективное введеніе въ философію, какъ определенную науку. Новійшее сочиненіе Паульсена «Введеніе въ философію» (5-е изд., 1898 г. F. Paulsen, «Elnleitung in die Philosophic»; русск. перев. подъ ред. В. П. Преображенскаго, 3-е изд. М. 1904) должно быть также причислено къ тому же типу. Правда, оно уділяєте гораздо боліє міста исторіи и несравненно сдержан- ніе въ защиті и изложеніи собственныхъ взглядовъ автора въ сравненіи съ произведешемъ Гербарта; однако, уже тоте факте, что изложеніе ограничивается проблемами метафизики, теорій повнанія и—лишь въ виді приложенія—этики, показываете намъ,

— З —

что ЗДЄСЬ не можетъ быть ріши о полномъ обзоре традиціоннаго содержанія философіи, и что главной ЦЄЛЬЮ своего увлекательная) изложенія авторъ ставить защиту отвЄчающаго духу современности и примиряющаго противорЄчія міросозерцанія 4.

Другая группа введеній въ философію проникнута стремле- шемъ выйти изъ узкаго круга личныхъ убЄжденій и окинуть взо- ромъ всю философію въ ея цЬломъ какъ въ прошломъ, такъ и въ настоящемъ. Для достиженія такой цЄли могутъ служить лишь богатая историческія данныя и обильныя литературныя указанія. Далеко не такъ удачно, какъ Вальхъ, выполнилъ эту задачу I. Хр. Бриглебъ въ своемъ «Введеній въ философсгЛя науки», 1789 г. (J. Chr. Briegleb, «Einleitung in die phllosophischen Wissen- schaften»). Историческія сообщенія не только поверхностны, но часто неверны, а помещенная въ конце книги библіографія, превосходя объемъ текста, представляетъ безцЄльное и безпорядочное перечисленіе заглавій. Разумнее составлено «Энциклопедическое введеніе въ изученіе философіи» Гейденрейха, 1793 г. (Hcyden- reich, «Encyclopadische Einleitung in das Studium dcr Philosophies). Авторъ является последователемъ воззрЄній Канта и усердно пользуется рядомъ съ произведеніями ПОСЛЄДНЯГО «Элементарной философіей» Рейнгольда. Сначала онъ развиваетъ понятіе философіи, затемъ ея систему, подробно излагая ОТДЄЛЬНЬІЯ части этой системы, а затемъ опредЄляеть высшую цЄль философіи и, нако- нецъ, даетъ некоторыя основныя правила для ея цЄлесообразнаго нзученія. Въ надлежащемъ случае онъ даегь умЄло выбранныя указанія на новЄйшую литературу; главный недостатокъ состоитъ въ почти полномъ отсутствіи историческихъ данныхъ. Наоборотъ, трудъ фонъ-Рейхлина-Мельдегга «Введеніе въ философію», 1870 г. (v. Reichlin-Meldegg, «Einleitung in die Philosophic»), представляетъ почти исключительно критическую исторію философіи. О тогдашнемъ состояніи и объеме философіи читатель изъ него почти ничего не узнаетъ. Въ НОВЄЙШЄЙ литературе мы можемъ указать только на одно произведете, принадлежащее ко второму типу вве- деній: это—«Введені© въ философію съ точки зрЄнія исторіи философіи» Штрюмнеля, 1886 г. (Strilmpell, «Einleltung in die Philosophic vom Standpunkte der Geschlchte der Philosophies). Хотя автрръ и8вЄстень, какъ последователь Гербарта, гЬмъ не МЄНЄЄ онъ излагаетъ съ болыпимъ безпристрастіемь понятіе философіи, ея рааличныя части и направленія.
Авторъ постоянно принимаетъ во вниманіе историческій характеръ посл'Ьднихъ, и его критика остается всегда въ пред^лахъ умеренности. Къ сожалЄнію, чувствуется почти полный недостатокъ въ указаніяхь на новійшую литературу, и изложеніе ОТДЄЛЬНЬІХЬ философскихъ дисциплинъ страдаетъ излишней краткостью >)•

5. Едва ли, на нашъ взглядъ, можно сомневаться, какому изъ двухъ типовъ введенія въ философію нужно отдать предпочтете. Конечно, произведенія перваго рода могутъ пробудить философское мьішленіе и гЬмъ самымъ натолкнуть отдЄльньіхь лицъ на боліє внимательное изученіе философіи. Однако, действительную подготовку къ этому изученію въ смысле ознайомленій съ существующими ученіями, съ спеціальними философскими терминами, съ борьбою направленій и съ главными усиліямн философской мысли въ НОВЄЙШЄЄ время можетъ намъ дать лишь книга, принадлежащая ко второму роду введеній. Въ эпоху, когда оценка философіи стояла такъ высоко въ широкнхъ кругахъ образован- ныхъ людей, какъ, напр., въ Германій въ прошломъ СТОЛЄТІИ или въ конці римской республики, когда философія изучалась не столько для удовлетворенія стремлеиія къ знанію, сколько для счастія и благополучія личности,—въ такое время было, пожалуй, достаточно дать простое руководство къ философствованію. Но въ настоящее время мы слншкомъ часто слышимъ, какъ провозглашается, что философія приближается къ своему концу, и что она представляетъ излишнюю роскошь. Подобныя сужденія объясняются невнаком- ствомъ съ дійствительньїмь содержаніемь и значеніемь философіи, и лучшимъ средствомъ противъ ннхъ можетъ служить указаніе на главное содержаніе философіи всіхь временъ. Наконецъ, мы не знаемъ. какая книга можетъ лучше подготовить студента къ изу- ченію систематической философіи нашего времени, чімь введеніе въ философію, равномерно уділяющее місто какъ точкі зрінія современности, такъ и ея историческимъ предпосылкамъ. 6. Произведенія второго рода могутъ также отчасти обладать достоинствомъ, свойственнымъ обыкновенно ввeдeнiямъ, принадле- жащимъ КЪ первому типу, именно единствомъ ОСНОВНОГО В083рІНІЯ и живостью изложенія, вытекающею изъ силы личнаго убіжденія.

Обзоръ противорічивихь направленій или меняющихся понятій естественно побуждаетъ самостоятельнаго мыслителя намічать свое собственное рішеніе или развитіе поставленныхъ на очередь вопросовъ. Но это выяснеше собственныхъ воззріній, дополняющее объективное изложеніе, не должно быть для автора его главнымъ діломь, и ни въ коемъ случаі не должно принимать характера догматическихъ утвержденій. Такимъ образомъ, въ то время, какъ произведенія перваго рода лишены совершенно драго- цЬнныхъ свойствъ, отміченньїхь нами въ произведеніяхь второго рода, вторыя могутъ до извістной степени соединять со своимъ основнымъ содержаніемь увлекательный и будящій мысль характеру свойственный первымъ. Въ послідующемъ изложеніи мы постараемся дать общее представлене, не требующее особыхъ предва- рительныхъ свідіній, о развитіи и настоящемъ положеній философіи, при чемъ въ первой главі річь будетъ итти О ПОНЯТІИ и разділеніи философіи, вторая глава будетъ посвящена излол.енію существующихъ въ настоящее время философскихъ дисциплинъ, а третья займется характеристикой главнійшихь направленій въ философіи. Наше изложеніе облегчить, такимъ образомъ, и понпма- ніе боліє спещальныхъ философскихъ лекцій и произведена. Ука- заніе важнійшей литературы для отдільньїхь областей направить вниманіеначинающагона произведенія, наиболіе пригодныядля боліє подробнаго изученія предмета. Наконецъ, въ короткой четвертой главі, посвященной задачі и системі философіи, мы разсмотримъ и срезюмируемъ всю философскую работу въ ея ціломь—съ той новой точки зрінія, которая получится у насъ въ результаті критической оцінки дійствительнаго с одержан і я и значеній философіи *).

>) Подобное же. но 6oitc краткое «Введеніе въ фнюсофію» составил D. Іеру- залемъ (W. Ierusalem.«Einleitung in die Philosophies 1899, 2 Anil. 1903;русскій переводъ П. Ф. Николаева, 1902).

<< | >>
Источник: Кюльпе Освальд. Введение в философию: Пер. с нем. / Под ред. С. Л. Франка. Вст. ст.. И. В. Журавлева. Изд. 3-е, доп. — М.: Издательство ЛКИ. — 384 с. (Из наследия мировой философской мысли: история философии.). 2007

Еще по теме § I. О задачі введеній в философію. 1.:

  1. Деонтология истории
  2. § 3. Спор о пантеизме в русской философии
  3. § I. О задачі введеній в философію. 1.
  4. § 2. Понятіе философіи.
  5. § 3. Разделеніе философіи.
  6. § 7. Философія природы (иатурь-философія).
  7. § 12. Философія исторіи.
  8. § 34. Система философіи.
  9. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
  10. СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ТЕРМИНОВ
  11. ИСТОРИЯ мысли, эллинизм И РИМ
  12. МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СИНТЕЗ ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ Б.М. Сатершинов
  13. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ: ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ И ОСНОВНЫЕ МОДЕЛИ
  14. Философско-общелогические методы и приёмы
  15. ВВЕДЕНИЕ
  16. 2.2. Разработка концепции развития этнокультурной системы образования на примере Калмыкии
  17. Вместо заключения ПОНЯТИЕ АГОНИЗМА: ПОЛИТИКА VERSUS ФИЛОСОФИЯ