<<
>>

Психолого-педагогические основы моделирования системы воспитания студентов в вузе

Одним из стратегических направлений духовного и политического пре- образования нашего социума является формирование гражданственности его населения. В таком обществе личность интеллектуально развита и гармонично воспитана.

Гражданская позиция любого человека базируется на духовно- нравственных ценностях, уважении к правам и свободам человека, любви к ок- ружающей природе, Родине, семье. Ученые и практики педагогики в качестве главных задач в воспитании определяют следующие: воспитание гражданской ответственности и правосознания, духовной культуры, толерантности, инициа- тивности и самостоятельности, приверженности делу общества, ответственно- сти за свои поступки, уважение к человеку [260, с 27].

В научных публикациях конца ХХ и начала ХХI веков, касающихся про- блем воспитания, однозначно отмечается, что в этой области образования су- ществуют неблагоприятные социально-педагогические условия. Это заключа- ется в том, что еще в начале 90-х годов прошлого века были прерваны традиции ценностно-ориентированной государственной политики в образовании и только в конце первого десятилетия ХХI века обозначились ориентиры по ее восста- новлению. При проведении круглого стола «Вуз как воспитательное простран- ство» известный ученый В.П. Борисенков замечает, что при реализации воспи- тательных функций, образовательные учреждения претерпели существенный урон. Что, в свою очередь негативно повлияло на воспитание молодого поколе- ния [44, с. 22].

В то же время научные и статистические данные свидетельствуют, что уже два десятилетия в системе образования нет подготовки профессиональных воспитателей. На рубеже 1980 – 1990 г. воспитание вообще стало рассматри- ваться как покушение на духовную свободу личности, как инструмент тотали-

таризма, а в образовательном сообществе сложилось негативное отношение к воспитанию, которое до сих пор еще сохраняется.

Такое состояние воспитания создает риски, которые необходимо преодо- левать, одновременно восстанавливая утраченные позиции воспитания в обра- зовательном пространстве школы и вуза: 1. Утрата морально-психологического потенциала в системе воспитания молодежи; 2. Отсутствие логики целеполага- ния воспитания и самовоспитания обучающихся; 3. Снижение профессиональ- ного уровня педагогов-воспитателей; 4. Наличие трудностей в становлении в молодежной среде коллектива как субъекта его нравственного саморазвития; 5. Отсутствие опыта педагогической деятельности в условиях развития синерге- тических (самоорганизующихся) систем и др.

А.И. Дулов говорил своим ученикам о значении того дела, которое они выбрали для профессии: «Будут возникать и исчезать государства, будет ме- няться общественный строй, неизведанными путями пойдет развитие и гибель цивилизации, но неизменными во все эти времена останется мощь и непрехо- дящее значение воспитания…» [91, с. 25].

Современные ученые уже четко обозначили позицию, что игнорирование нравственно-мировоззренческого приоритета как в гуманитарных, так и в точ- ных науках привело к деформации сути предметных областей различных наук. Вследствие чего человечество пришло к примитивному представлению о миро- здании, к формированию одностороннего механического мышления. Из-за нравственной несостоятельности людей, их нецелевой деятельности может произойти гибель человечества на планете Земля. Так, Н.Д. Никандров отмеча- ет, что если так и не произойдет поворот к духовно-нравственным ценностям в нашем обществе, то земная цивилизация исчезнет. Происходящий кризис в об- щественных отношениях показывает еще одну проблему – это исчезновение нравственности. Духовно-нравственные приоритеты, связанные с ментально- стью, серьезнее экономических. Педагогическая деятельность приоритетней экономической, так как уже появились моральные трудности, которые останав-

ливают государство в своем развитии. И эту задачу разрешить может только педагогика [187, с.

94].

В высказываниях А.И. Дулова и Н.Д. Никандрова, а также других уче- ных, решающих проблемы воспитания молодежи, замечаем мысль об актуаль- ности проблемы воспитания в высшей школе. Актуальность этой проблемы воспитания молодежи подтверждается материалами новых федеральных госу- дарственных образовательных стандартов высшего профессионального обра- зования, где отражена логика реализации требований закона «Об образовании в Российской Федерации» [10, 11]. Стандарт создает нормативно-правовую осно- ву нравственного развития и воспитания обучающихся. В третьем поколении стандартов для высшей школы отмечена необходимость постановки мировоз- зренческих целей во всех образовательных программах предметных областей учебных дисциплин в высших учебных заведениях [71, 118].

Как утверждается в исследованиях, система воспитания является частью человеческой жизни. Для достойной жизни в условиях гуманитарной системы следует сжато вообразить это пространство бытия, где субъект гармонично встраивает свое поведение в окружающий мир, что обеспечивает развитие или разрушает равновесие (по недоразумению, либо осознанно). Поэтому любому индивиду, который находится в системах бытия и воспитания, следует обу- читься познавать и правильно разбираться в моделях этих целостностей. Только сохранив себя и окружающее пространство, можно спастись. Синхронность встраивания поведения человека в модель природы – вот способ сохранения человеческой цивилизации [59, с. 63].

Разговор и одобрение важности моделирования своего поведения в окру- жающем мире – не слепое следование моде или приверженность научным тер- минам и понятиям. Проблема гораздо серьезнее, чем кажется с первого взгляда. Все в этом мире системно, как и сам человек. Знания, добытые человечеством – тоже системны. Реальность диктует согласовывать объективную системность природы с системностью мышления, проще говоря, подчинять мышление тем правилам, которые обеспечат точность усвоения и практической деятельности.

Неслучайно авторы книги «Планы и программы поведения» Д.

Галантер и В. Прибрам описывают, что хищники, преследуя добычу, бегут за жертвой не след в след, а наперерез. Если расчет «охотника» оказался неверным и он промах- нулся, да еще и не один раз, то его ждет голодная смерть. Таким образом, не- верно смоделированное поведение – это гибель [60, с. 63]. Так как же следует моделировать свое поведение человеку, чтобы оно дало силы к жизни, полной трудностей? По какой причине в современной литературе политического, пуб- лицистического и социально-культурного характера постоянно отмечается, что перед человечеством нависла угроза гибели, так как современный человек не готов к созидательному поведению и чаще всего разрушает себя и окружающее пространство?

Практика созидательной деятельности приобретается (или не приобрета- ется) в системе воспитания учебных заведений. Как показывает опыт, из учеб- ных заведений разного уровней: общего, среднего и высшего – обучающиеся выпускаются или умеющими создавать и реализовывать модель созидательного поведения, или осуществляют действия, ведущие к разрушению себя и окру- жающего пространства. Воспитать молодое поколение, способное сохранить и приумножить духовно-нравственные ценности человеческой цивилизации, – главная цель всех образовательных систем в нашем обществе.

Методологической основой деятельности коллектива учреждений обра- зования следует принять системный подход к управлению гуманитарными сис- темами обучения и воспитания новых поколений граждан страны. Реализация этого подхода необходима для создания такого социально-нравственного про- странства образования, которое, взаимодействуя с социокультурным простран- ством бытия, дает возможность развития личности как субъекта становления своего духовно-нравственного (в том числе гражданского), интеллектуального и профессионального потенциала в настоящем времени. Для управления разви- тием гуманитарных систем (в том числе и системой образования) главное за- ключается в прогнозировании целей интеллектуального и духовно- нравственного саморазвития и овладении технологиями достижения целей,

преобразованных на рабочий уровень как в системе обучения, так и в системе предстоящей профессиональной деятельности.

Выполнений этих действий по- зволит решить проблему преобразования опыта педагогической деятельности в управляемую систему, где происходит субъектное развитие обучающейся мо- лодежи.

Перейдем непосредственно к описанию модели системы воспитания. При осмыслении информации с позиции системного подхода в науке принято, что при решении проблемы необходимо воспользоваться ее визуализацией (построить модель). Обоснованием этого тезиса является высказывание Ю.М. Плотинского, в котором особо констатируется: «… в новом научном направле- нии – когнитологии – результаты проведенных исследований показывают, что ум человека для осмысления задач обращается к универсальным объяснитель- ным схемам или когнитивным клише. Под когнитивным клише ученые пони- мают сконцентрированную четкую информацию, являющуюся коллективным общественным результатом мышления» [201, с. 46]. Проанализированный ви- зуальный вариант состава системы воспитания, предложенный психологом В.Н. Матлиным, и другие системообразующие характеристики (структуру и функционирование) данной целостности в условиях вуза, рассмотренные Е.К. Дворянкиной, и представлены на рисунке 2.3.1 [79, с. 70].

Составом системы воспитания являются элементы: воспитательное воз- действие, личность, отношения, качество личности, деятельность – обозначен- ные на рисунке 2.3.1: В, Л, О, Кл, Д. Раскроем кратко эти понятия с позиции системного подхода. Учитывая, что термин «воспитательное воздействие» обо- значает процессуальную характеристику системы, а не элемент состава, исходя из теории синергетических систем, указанный элемент будем считать «центром активности», называемый исследователями как «рулевой ритмов», «а все ос- тальные подстраивают под частоту его ритмов свои» [201, с. 117].

Учитывая такое понимание воздействия (В) как элемента системы обуче- ния, однозначно становится понятно, что это касается субъекта – «водителя ритма» в окружающем пространстве.

120

Содержания понятия цели системы воспитания рассмотрим ниже.

А здесь раскроем только ту необходимую информацию о цели, которая помо- жет определиться с местом субъекта воспитания при осознании компонентов состава рассматриваемой целостности. Так как цель определяет воображае- мый результат действий, философия, данные современных ученых, телеоло- гические учения, доказывают, что цель всегда присутствует в нашей жизни, во всех поступках человек руководствуется целевой причинностью. Но при- знать этот тезис может не каждый человек. Это зависит от типа мышления [195, с. 47].

Поэтому «понятие целевой причинности исчезает из мировоззрения со- временного человека» [195, с. 48]. В этой связи обозначается новая педагоги- ческая и общечеловеческая проблема – развитие у обучающейся молодежи телеологического (целевого) мышления, которое заключается в постановке целей направленных на созидательные начала. Действие цели заключается в направлении развития в сторону возникновения предпосылок существования жизни. В данном значении цель идет как перспектива, которая определяет дальнейшие перспективы, управляет системами и разрабатывает структуру материи [84, с. 128].

Рассматриваемый элемент состава системы вузовского воспитания (В)

– является сложной системой, обладающей всеми ее характеристиками:

1. Состав воспитательного воздействия (В) представим как взаимодей- ствие следующих целостностей: 1.1. Система воспитания в семье, где субъек- ты – это взрослые члены семьи и родители, которые могут осуществить целе- вое моделирование системы воспитания в семье. Это может быть и студенче- ская семья, субъектами воспитания которой становятся молодые супруги и родители. 1.2. Образовательное учреждение – это высшее учебное заведение, где педагоги, воспитатели, студенты, работники административно- хозяйственной сферы превращаются (или не превращаются) в субъектов – но- сителей целей. 1.3. Социальная среда, здесь субъекты – работники предпри- ятий, служащие, общественные объединения, т.е. все, кто находится за грани- цами образовательного учреждения. Социальная среда – это то пространство,

где в будущем обучающейся молодежи надо будет совершать осознанный выбор цели, достижение которой даст возможность созидательно развить мир и самого себя либо его разрушить. Осознанное продолжение в общество по- лученного жизненного опыта в образовательном пространстве – в этом за- ключается суть механизма встраивания системы поведения субъекта в окру- жающую действительность. 1.4. Организации досуга и культуры, где субъек- ты – руководители и работники сферы искусства, культурно-эстетических центров, школ-студий и других организаций. Организации искусства и куль- туры являются пространством, в котором осуществляется непосредственное взаимодействие человека и искусства, посредством жанров которого индивид осмысливает и реализует единство духовного и материального. Личности, как мыслящей единице природы, в которой живет человек, предстоит осознать ее законы, а также формы духовной культуры, для установления гармонии миро- здания (см. Рисунок 2.3.2), которыми являются философия, религия, миф, нравственность, наука, искусство. В смысловой мир этих форм личность встраивает свое поведение, где посредством «языка стихий» природа «гово- рит с человеком»: 1. Звуки природы – музыкальное искусство. 2. Гармония движений, ритмы природы – хореографическое искусство. 3. Цвета и краски окружающего мира, гармония и красота форм предметов и явлений природы – изобразительное искусство. Вовлечение в мир искусства способствует позна- нию общей картины мира, ее слаженности, порядка и места человека в этом мире. Культура гарантирует логику правильной деятельности личности. 1.5. Ровесники. Субъекты указанной системы – это учащиеся данного учебного заведения, одна возрастная группа молодежи. 1.6. Предметы составляют об- становку окружающей среды образовательного учреждения. Это предметы, изготовленные, сделанные человеком (артефакты). Они являются не столько предметами материального мира (оборудование, мебель и т. д.), а сколько представляют собой духовность, воплощенную в вещь, как отмечают в куль- турологии [212, с. 28].

Культура – универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя

Смысловой мир человека, определяющий отношение человека к миру (+, –)

Предмет культурологии, являющийся гуманитарной наукой

Понятие символа Сущность человеческого бытия

Знаковое обозначение символа: знамя, икона

Духовные побудительные силы

Реализация творчества

+

Реализация свободы (Бердяев Н.А.)»Философия свободы, смысл творчества»

+

Формы духовной культуры

Человек как творец и творение культуры

Отношение человека к миру, определяемое смыслом + –

Смысл человеческого бытия

+ –

Посредничество человека
Свой мир + Чужой мир -
Отношение с

миром + -

Отношение с самим

собой + -

Диалог культур – способ реализации отношений

+Делать мир своим домом бытия–

Мир – носитель человеческих смыслов. Целостность мироздания

Рисунок 2.3.2 – Культура как смысловой мир человека

Подводя итог раскрытия воспитательного воздействия, можно конста- тировать, что оно является составом воспитательных систем, где существуют свои субъекты. Субъекты воспитательного воздействия осуществляют управ-

ление развитием (разрушением) гуманитарных систем, этому способствует свобода выбора субъектами целей деятельности, в том числе и воспитатель- ной, а также выбор правильных способов их достижения.

Таким образом, субъектами первого элемента состава системы воспи- тания являются носители целей, которые реально относятся к составным элементам окружающей природы, встраиваются в информационные поля це- лей созидания и разрушения для того, чтобы было возможно реализовать свободу выбора целей составом образовательного и социокультурного про- странства – молодым поколением и взрослыми.

2. Следующий элемент состава системы воспитания в вузе – личность (Л) обучающегося, отражающая того, кому предстоит осуществить выбор це- лей из информационных полей, предложенных преподавателем – субъектом воспитания. Очевидно, духовные ориентиры всегда проявляются на истори- чески пограничных отрезках времени: еще осуществляют профессиональную деятельность педагоги, когда книга была другом человека, в настоящее время за друга человек принимает другие атрибуты жизни, например, «жизнь без тревоги». Поэтому необходимо менять приоритеты и ценности современной молодежи. Так гибнет духовность, что ведет к нравственной деформации мо- лодежи. Человек не зависимо от возраста обязан учитывать смысл жизни и цели своей деятельности, слаженно или губительно встраиваемой в гармо- нию природы.

Следует согласиться с позицией В.П. Зинченко в рассматриваемом во- просе: «… в системе образования формируются и развиваются новообразо- вания личности, его функциональные органы. Они имеют специфику в каж- дом возрасте» [96, с. 379]. Л.С. Выготский дает определение возрастным но- вообразованиям индивида, характеризуя их как новый тип строения индиви- да и его деятельности. Это такие социальные и психические изменения, ко- торые появляются на определенный возрастной отрезок жизни и составляют важное и главное, что определяет сознание человека: его отношение к жизни, его внутренний и внешний мир, все его развитие в этот временной период [57, с. 248].

Поддерживая данную позицию ученых, было бы целесообразно для ву- зовской системы образования уточнить в разделе возрастных особенностей рассмотренную позицию о направлениях развития новообразований. Для пе- дагогической практики следует отметить следующее: именно на стратегиче- ском уровне необходимо формулировать новообразования. Этими стратеги- ческими целями развития у молодого поколения личностного потенциала является духовно-нравственное, интеллектуальное и профессиональное раз- витие будущего квалифицированного работника. Одновременно следует учесть современную тенденцию развития миропонимания на основе науки. Научные исследования показывают, что новые серьезные открытия заклю- чаются в опровержении механического мировоззрения, понимании необос- нованности абсолютизации антропоцентризма, возникновения необходимо- сти изменения современной парадигмы мировоззрения [196, с. 24].

Такие открытия в науке подвели человеческую цивилизацию к осозна- нию неизбежности общего «языка», который понимало бы все человечество не зависимо от возраста, собственных религиозных убеждений, мировоззре- ния.

Раскроем фундаментальные аспекты современного мировоззрения и потенциальные способы его формирования у обучающейся молодежи, чтобы осознанно достичь планируемые результаты: создание новой модели окру- жающего пространства, осмысление многосторонности вселенной [196, с. 25], что указывает на целесообразность развития правильных новообразова- ний у обучающейся молодежи (см. Рисунок 2.3.3.)

Ранее было отмечено, что при характеристике индивида (элемент со- става системы воспитания) личность будет выполнять свободный выбор цели из информационных полей добра и зла, предложенной преподавателем (субъектом воспитательной системы). Занимаясь выбором целей, личность становится субъектом самовоспитания. Поэтому за выбор цели бремя ответ- ственности несет только субъект системы самовоспитания. Преподаватели же, как субъекты воспитания, ответственны только за создание информаци- онных полей избираемой цели. Педагог ответственности за выбор целей

Развитие науки синергетики, наукио саморазвивающихся системах. Теория «Большого взрыва». Идея сотворения мира

Базовые основы нового мировоззрения

Механизмы развития нового мировоззрения в образовательном и социокультурном пространстве

Целевая логика природы

Развитие телеологического мышления. Свобода выбора цели жизни

Тайна естественного порядка,

имеющего свое начало

Понимание гармонии мира и приоритета духовных целей мироздания. Технология воспитания и самовоспитания в вузе

Цель – создание условий жизни. Прогноз будущего,

управление системами бытия

Встраивание поведения в гармоничный порядок природы на основе целей добра. Технология реализации в вузе целей добра

Место человека в природе

не как центра, а как части природы, призванной встраиваться в гармонию мира

Моделирование созидательного поведения и управление синхронным взаимодействием гуманитарных систем в вузе

Отказ от механистического детерминированного мышления

Приоритет духовных целей добра и зла в мире и поведение человека, свобода выбора

Принятие телеологического (целевого) мышления

Поведение на основе целевой причинности, цель – начало мысли и действия

Рисунок 2.3.3 – Базовые направления и механизмы развития мировоззрения

субъектами самовоспитания не несет, хотя осуществляет деятельность по предпочтительности целей и свободе выбора студентов из информационных полей осуществляет в образовательной системе.

3. Отношения – взаимосвязь субъекта с окружающим миром. Эта взаи- мосвязь основывается на созидательном отношении к добру или негативном отношении к злу и носит целевой характер. В этом и заключается сила чело- века как субъекта – созидателя окружающего пространства, который либо формирует окружающий мир, либо направляет энергию целей разрушения, что ведет к гибели жизни и судьбы цивилизации.

Понятие морали с учетом педагогического аспекта находим у Е.А. Климова, который считает, что это форма индивидуального и общественного сознания, на основе которого человек и социум строят и оценивают в целом свои отношения к политике, работе, окружающему миру, государству, к са- мому себе и т.п. [129, с. 26].

Таким образом, отношение – это духовно-нравственная область взаи- модействия людей. Понятие нравственности согласовано с мнением ученого С.С. Аверинцева: «Нет необходимости создавать тысячу первое определение морали, уклонюсь совершить попытку серьезно противопоставлять друг другу такие понятия как: «нравственность», «мораль», «этику», ведь снача- ла это было греческим словом, далее латинским, а в настоящее время славян- ским (этимологически это абсолютно одинаковые понятия» [14, с. 37].

Рассмотренный такой компонент состава системы воспитания как «от- ношения» (О) дает возможность сжато показать многосложную гуманитар- ную систему, что позволит применять эти сжатые знания в практической жизни: осознавая цели и улучшая сознание (С), субъект, совершив свободу выбора целей, скорректирует с ними собственные чувства (Ч), создав сла- женно (или деструктивно) модель своего поведения (П). Учитывая этот ас- пект, понятно, что только сам субъект гуманитарного пространства создает информационное поле отношений в конкретной жизненной ситуации. Таким образом и происходит аккумуляция целей людей, которые даже и не видели

друг друга, но осуществляется взаимодействие целей сформированных людьми информационных полей добра или зла, собирающих энергию гармо- нии или уничтожения жизни.

Любой субъект целостности обязан понимать, что его осознанный под- бор цели отображается в отношениях, а это влияет на направления развития больших целостностей: цивилизации, государств, образовательных учрежде- ний, общественных объединений, семьи и т.д.). Такая обстановка в отноше- ниях общества порождает развитие качеств личности (Кл). А качества лично- сти, как известно, являются постоянным психическим образованием, которые гарантируют конкретную деятельность (Д) субъектов или их сообществ.

Педагогической наукой установлено, что не всегда схожие акты дея- тельности говорят об их тождественности, так как настоящий смысл поступ- ков людей диктуется внутренней побудительной силой. Следует согласиться с Л. И. Божович, что внутренними побудительными силами деятельности яв- ляются: мотив (М), потребность (П) и установка У [40, с. 293].

1. Мотивом (М) называют внутреннюю побудительную силу, опосре- дованную сознательно поставленной целью. Существенным признаком мо- тивов является осознанная цель, как регулятор поведения в жизни. Любой человек осуществляет всегда свободу выбора целей: созидания или разруше- ния. На этой основе (выбор) личность совершает свою деятельность в окру- жающем пространстве. Поэтому мотивы являются главными приоритетами в жизни. Это в очередной раз подтверждает ценность духовно-нравственных ориентиров как регуляторов поведения человека, при их доминирующей по- зиции человечество решит «проблему потребностей», что спасет цивилиза- цию от разрушения.

2. Потребность (П) – внутренняя побудительная сила, опосредованная биологическими факторами: голод, жажда, физическая боль, дыхание, отдых, сон, гигиена и т.д. Благодаря потребностям обеспечивается физиологическое благополучие организма. Потребности регулируют поведение личности сиг- налами, поступающими из сознания для регулирования активности, которое срабатывает для запуска механизмов удовлетворения потребностей.

3. Установка (У) – имманентная готовность индивида к действиям, форма существования бессознательного психического [96, с. 217]. Формиро- вание установок осуществляется под воздействием раздражителей, находя- щихся вне поля сосредоточенности человека: фоновый материал, окружаю- щая обстановка. Здесь происходит активизация сфер чувств без включения сознания. Преподаватель осуществляет деятельность в соответствии с про- гнозом адекватного эмоционального отклика на цели, возбуждая психиче- скую сенситивность, порождая чувства страха и угрозы на цели разрушения: пассивность, ненависть, самоотречение, несправедливость, тщеславие и дру- гие, стимулируя возвышенные устремления личности посредством созида- тельных целей. Обратим внимание, что развитие таких устойчивых качеств происходит на короткий срок, в условиях принятия решения и необходимо- сти они могут и не сработать. Современные ученые до сих пор не имеют дан- ных о значении бессознательной психической деятельности в творческом процессе у людей. Понятно только одно, что психическое бессознательное существует объективно, сфера чувств находится в пространстве действитель- ности, в котором индивид является созидателем или сокрушителем. Это дает возможность сделать следующий вывод: развитие сферы чувств у молодого поколения является важным и обязательным требованием в воспитательной системе. При этом надо учитывать, что сферу чувства соотносим с духовно- нравственными целями созидания или разрушения. Для этого в педагогиче- ской практике и осуществляется прогноз эмоционального отклика, не для ин- тересной и веселой деятельности, а для формирования правильного (адекват- ного) отношения к целям, на реализацию которых направлены действия лю- дей. Но данные цели создает обучающийся – субъект системы воспитания. А уже субъекты взаимодействия в соответствии с внутренней готовностью ин- дивида к действиям, сознательно координируют собственные действия, со- образно поставленным условиям или противопоставляя им.

Описав состав системы воспитания, перейдем к рассмотрению ее структуры. Напомним, что под структурой системы понимается инвариант отношений между элементами состава системы, что выражается фактически

в целях гуманитарных целостностей образования (обучение, воспитание, профессионально-кадровая система). На основе свободы выбора целей уста- навливаются отношения между всеми субъектами образовательного про- странство, а цели обеспечивают мотивацию поступков и деятельности лич- ности. Основой взаимодействия систем являются цели, которые должны разрабатываться в соответствии с теориями воспитания и обучения, систем, социального управления. Для реализации целей образовательной системы разработаны технологии осуществления рабочих (тактических) целей, обес- печивающих развитие и функционирование, синхронное взаимодействие си- нергетических образований.

Во-первых, это воспитательное воздействие (В), что является составом воспитательных систем, где существуют свои субъекты. Субъекты воспита- тельного воздействия (Л) осуществляют управление развитием (или разру- шением) гуманитарных систем, этому способствует свобода выбора субъек- тами целей деятельности, в том числе и воспитательной, а также выбор пра- вильных способов их достижения [110].

Таким образом, субъектами воспитательного воздействия являются но- сители целей, которые реально относятся к составным элементам окружаю- щей природы, встраиваются в информационные поля целей созидания и раз- рушения для того, чтобы было возможно реализовать свободу выбора целей составом образовательного и социокультурного пространства – молодым по- колением и взрослыми. Отсюда следует очевидность целевой взаимосвязи двух элементов в системе воспитания, условно обозначенной (В) и (Л).

Во-вторых, это отношение (О), как следующий элемент состава систе- мы воспитания, которое заключается во взаимосвязи субъекта с окружающим миром на основе сознания (С). Взаимосвязь выражается на созидательном отношении к добру или негативном отношении к злу, на основе чувств (Ч), и носит целевой характер. В этом и заключается сила человека как субъекта – созидателя окружающего пространства, который либо формирует окружаю- щий мир, либо направляет энергию целей разрушения, что ведет к гибели жизни и судьбы цивилизации.

Здесь прослеживается связь элементов состава системы воспитания. Далее развитие и продвижение цели проектируется во внутренний мир чело- века (Кл), который состоит из таких личностных образований, как потребно- сти (П), мотивы (М) и установки (У). Проведенное исследование свидетель- ствует о том, что цель является инвариантным отношением между компонен- тами состава системы воспитания. Таким образом, постоянство цели в систе- ме воспитания доказывает, что она является структурой гуманитарной систе- мы.

Исходным определением воспитательной системы примем определе- ние, предложенное Е.К. Дворянкиной, которое заключается в целевом взаи- модействии субъектов самовоспитания и воспитания, построении взаимоот- ношений и отношений, координации действий и жизненных условий для обучения молодых людей реализации целей государства, общества и лично- сти [79, с. 91].

При моделировании воспитательного пространства в системе обучения, то есть при изучении студентами основ наук, одной из составляющих струк- туры (цели) системы обучения является мировоззренческая цель. Эта цель определяется как составная часть принятых в системе образования стратеги- ческих направлений: развитие духовно-нравственного (в том числе граждан- ского), интеллектуального и профессионального потенциала обучающейся молодежи. Очевидно, что мировоззренческая цель занятий является основой реализации стратегии развития духовно-нравственного потенциала обучаю- щихся в системе образования вуза. Для более наглядного понимания модели- рования системы воспитания на занятиях со студентами и перевода ее в но- вое качественное состояние – систему самовоспитания представим ее рисун- ком 2.3.4.

Развитие духовности у молодежи четко просматривается в статье Ю.П. Кулакова, утверждающего, что только с помощью возрождения духовности возможно возрождение человеческой цивилизации. Так как сейчас в России и в странах Запада образовалась пропасть между результатами достижений техники, науки и упрощенной духовно-нравственной реальностью социума,

Рисунок 2.3.4 – Система воспитания при изучении основ наук

основа которого примат ценностей материального мира. В современном об- ществе произошло невероятное падение уровня нравственности всего наро- донаселения планеты. Осмеиваются такие христианские качества, как доб- родетель, благородство духа, верность, достоинство, честность и бескорыст- ное служение обществу. В политике господствуют рыночные нравы и отно- шения.

Извращенно понимается свобода, равенство и независимость, что ведет к нарушениям связей между нациями и народностями, к войнам и вражде.

Остро назрела необходимость возродить мировоззрение, основанное на ду- ховно-нравственных началах [147, с. 30]. Логичность определения мировоз- зренческих целей подтверждается требованиями и стандартов третьего поко- ления. Такая логика развития обучающихся в образовательной системе вуза, позволяет утверждать, что предметная область учебных дисциплин только средство, а не цель при воспитании у молодежи субъектной позиции в само- развитии их нравственности, а также и средство становления их гражданст- венности.

Для обеспечения развития гражданственности студентов при изучении основ наук обратимся к целям системы воспитания и рассмотрим специфику их постановки и технологию достижения в системе обучения.

<< | >>
Источник: ЕРЁМИНА Инна Станиславовна. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЕМ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА Специальность 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. 2014

Еще по теме Психолого-педагогические основы моделирования системы воспитания студентов в вузе:

  1. Статьи в журналах и научных сборниках Агибалова Г.М.
  2. 4.2. СОДЕРЖАНИЕ ВЫСШЕГО                            ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
  3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  4. Введение
  5. §3. Анализ опыта теоретического моделирования и практики экологического образования в гуманитарном вузе
  6. § 2. Содержание процесса формирования эколого-профессио­наль­ной компетентности студентов гуманитарного вуза
  7. §1. Программа экспериментального исследования эколого-профес­сиональной компетентности студентов гуманитарного вуза
  8. Библиография
  9. Приложение 9 Программа дисциплины по выбору «СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ОБРАЗОВАНИИ» (для педагогических направлений подготовки) (в сокращенном варианте)
  10. Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.
  11. Психолого-педагогические основы моделирования системы воспитания студентов в вузе
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -