<<
>>

1.1. Состояние проблемы сущности феномена «гражданственность» в исторических и современных научных публикациях

На современном этапе развития общества подтверждается истина, заклю- чающаяся в том, что судьба цивилизации на Земле зависит от нравственности человека, его гражданственности. Нестабильность, противоречивость и напря- женность отношений между всеми социальными явлениями и процессами, про- исходящими в обществе, оказывают разрушительное влияние на формирование у молодого поколения традиционных мировоззренческих взглядов, духовно- нравственных ценностей и идеалов, гражданской позиции.

Общественно-политические, государственные материалы содержат ин- формацию о целях воспитания молодежи. Так, в Федеральной целевой про- грамме развития образования определена важнейшая проблема, требующая на- учного обоснования решения и внедрения в практику образовательной деятель- ности, ее суть «ориентации на развитие личности, формирование системы жиз- ненных ценностей, социальных норм и других элементов культуры» [9]. В ука- занном документе обозначен современный целевой вектор развития системы образования, в основе которого положена ориентация на становление субъ- ектной позиции обучающихся (субъект - носитель целей и технологий их дос- тижения). Такой подход созвучен с информацией, звучащей с парламентских трибун и в обычных разговорах о нравственном понятии свободы, националь- ной независимости и справедливости, долге и ответственности, любви к людям и Отечеству [3, 28, 31, 69, 78, 83, 87, 95, 96, 223, 227, 242, 299 и др.]. Недаром

политическая публицистика периодов обострения социальных процессов в со- временном обществе отмечает: «Есть основания думать, что на нашем веку страна еще не испытывала столь острую практическую потребность в граждан-

ски мыслящих людях, какую испытывает сейчас. Для тех, для кого понятия свободы и демократии – не чистая теория, а такая же реальность, как хлеб, вода и воздух, события в стране убедительно подтвердили непреходящее значение гражданских доблестей, а значит, и величайшую важность той работы, по сей день недооцениваемую в обществе, которая возложена на школьного учителя: воспитание гражданина» [187, с.

12].

Понятие гражданского воспитания в настоящее время, как утверждает Т.В. Козловская, «… связано с формированием правового государства, граж- данского общества, других мировоззренческих целей России, включающих ста- новление гражданского самосознания молодого поколения, осмысление их от- ветственности за развитие и процветание Отечества, освоение правовой и поли- тической культуры, культуры межнационального общения, выработке навыков общественной активности, способности к адаптации в новых рыночных отно- шениях, становление гражданской позиции » [132, с. 97].

В то же время наблюдаются глубокие противоречия, вызванные несоот- ветствием новых, весьма жестких социально-экономических требований к лич- ности и гражданских качеств самой личности россиянина. Внушительный мас- сив разнообразных социологических исследований, проводимых в последние годы в России, свидетельствует о крайне низком уровне гражданственности россиян. Отечественные исследователи фиксируют массовые проявления кон- формизма, приспособленчества, социальной апатии, совмещение во взглядах и поведенческих установках несовместимого и т. д., что определяет актуальность исследований в области становления гражданственности обучающейся моло- дежи и необходимости разработки механизмов управления становлением ка- честв современного человека – гражданина нашей страны.

Проблема становления гражданственности населения не может быть ре- шена без теоретического контекста, в котором она формируется. Поэтому для разработки содержания, выявления возможностей и условий, механизмов управления становлением гражданственности в системе воспитания будущих квалифицированных работников обратимся к сущностной характеристике по-

нятий «гражданское общество», «гражданин», «гражданственность», «управле- ние становлением гражданственности», «общечеловеческие ценности» и дру- гих, связанных с системой гражданского воспитания, раскрытых в философско- методологической, психолого-педагогической литературе.

Воспитание гражданина неразрывно связано с концепцией гражданского общества, которая берет свое начало в античный период (Древняя Греция и Рим), когда в философской мысли возникали понятия о социуме как объедине- нии граждан и о гражданине как члене общины.

Например, главенствующей идеей в культуре Рима была идея гражданственности, под которой понималась включенность человека в государственные дела, его готовность идти на жертвы ради Отечества [103, с.10].

Понятие «гражданское общество» введено в научный оборот Аристоте- лем, понимающим под гражданским обществом сообщество равноправных и свободных граждан, которых связывала между собой форма государственного устройства [23, с.147].

В современной политологической литературе отмечается многогранность и противоречивость понимания гражданского общества. Современное опреде- ление рассматриваемого понятия встречаем в трудах Дж. Л. Коэна и Э. Арато. Они считают, что гражданское общество – это система общественных отноше- ний между государством и личностью, которая состоит из сфер близкого обще- ния (семьи), объединений (добровольных), социальных движений и различных форм публичной коммуникации [142, с. 7]. Уточнение в это определение вно- сит О. Энкарнасьон, который под гражданским обществом понимает организа- ции, созданные частными индивидами для удовлетворения собственных по- требностей и интересов. Сюда входят различного рода организации, объедине- ния, союзы, созданные на началах равенства и свободы [284, с. 87].

Такой подход созвучен с мнением российского психолога Г.Г. Дилиген- ского, понимающим под гражданским обществом общность объединений, ас- социаций граждан, чья деятельность осуществляется только в рамках закона, но

самостоятельно от государственной власти, руководствуясь общими целями, воздействуя на государственную власть [86, с. 18].

В энциклопедическом словаре под «гражданским обществом» понимает- ся совокупность отношений в сфере экономики, культуры, образовании, лич- ных и общественных коммуникаций, развивающихся в рамках демократическо- го общества независимо, автономно от государства» [191, с. 284].

Таким образом, характеристикой гражданского общества выступает на- личие совокупности духовно-нравственных, правовых, этнических, религиоз- ных, хозяйственных, экономических отношений между различными индивида- ми, группами и объединениями, которые независимы от государства.

Граждан- ское общество позволяет личности быть самостоятельной при определении своих целей и поступков. Главной особенностью гражданского общества явля- ется высокий уровень самоорганизации и саморегуляции. Этим объясняется зависимость характера идеала гражданственности и степени зрелости граждан- ского общества [103, с.11].

Важными духовно-нравственными признаками и ориентирами граждан- ского общества являются: взаимодоверие; высокий уровень культуры и само- сознания; ответственность за поступки; уважение к человеку; равноправие; мо- ральная оправданность и мотивированность способов реализации цели; взаи- мопомощь; согласованность личных и общественных интересов; защита прав и свобод человека; доверие друг к другу; проявление терпимости. Только в усло- виях движения к гражданскому обществу и, следовательно, постепенного обре- тения обществом вышеперечисленных характеристик гражданственность ста- новится по-настоящему востребованной.

Но современная действительность показывает, что в России пока еще нет зрелого гражданского общества, его институты только зарождаются. Противо- речие гражданского воспитания в настоящее время состоит в том, что для вос- питания гражданственности необходимо сформировать гражданское общество, а чтобы его сформировать, следует воспитать гражданственность у членов это- го общества [86, с. 12].

Этот парадокс современного образования возможно разрешить с помо- щью системного подхода к воспитанию гражданственности личности, и решать его призвано образование, как государственный и социальный институт.

Продолжим анализ научных источников, раскрывающих понятия «граж- данин» и «гражданственность». В педагогике периода средневековья вопросы воспитания гражданственности как таковые не рассматривались. Молодежь из аристократических кругов воспитывали как рыцарей, преданных своему хозяи- ну (сюзерену), а не обществу. У людей дворянского происхождения в феодаль- ный период личностной ориентацией являлись такие понятия как «долг»,

«честь», «достоинство».

Указанные качества были основными нравственными ориентирами в поведении феодалов. Тогда существовал так называемый кодекс рыцарской чести, который и составляли этические правила поведения выходцев из дворянского сословия.

Подобные кодексы были разработаны у купцов, ремесленников и банки- ров. Они содержали определенный свод правил поведения, основой которых были этические понятия и духовно-нравственные принципы, а также символи- ку, указывающую на положение человека в обществе. Символика и нормы по- ведения выражались в обрядах посвящения, регалиях на одежде, головных убо- рах, обуви, прическе, оружии и т.д. Крылатые словосочетания как «положение обязывает», «честь мундира» олицетворяли понятия достоинства дворянина, феодальной чести, ответственности. Все это было внешним проявлением со- словной принадлежности, а не формой выражения нравственного, гражданско- го самосознания средневековой личности.

Духовно-нравственный подход к воспитанию гражданственности начал вырабатываться в эпоху Возрождения. В этот период в обществе господствова- ла концепция, что человек – это высшая ценность. Поэтому целью воспитания становится воспитание стремления к свободе, уважения к человеку, целеуст- ремленность, самостоятельность. Если в античный период государство всецело поглощало личность, в средневековье – церковь, то в эпоху Возрождения лич- ность приобретает свободу и независимость[103, с.12].

Но ученые-педагоги Ренессанса еще не разработали четкую концепцию воспитания гражданственности личности. Однако благодаря им в педагогиче- ской мысли перестала господствовать идея авторитарного воспитания, утратила свои позиции средневековая схоластика.

Проблема воспитания гражданственности на новом качественном уровне начала обсуждаться в работах Я.А. Коменского, утверждающего, что неустрой- ства в обществе есть нерадивость в воспитании детей [134, с. 2]. Идеи А.Я. Ко- менского сохранили свою важность и для нашего времени. Он выделил ряд не- обходимых нравственных качеств для формирования гражданственности лич- ности: требовательность человека к самому себе, готовность к самопожертво- ванию, трудолюбие, понимание мыслей других людей, ответственность за свои поступки и общее дело, уважение к людям и т.д.

[134, с. 252]

Свой вклад в воспитание гражданина общества внес Джон Локк, утвер- ждающий, что личность должна быть готова не только к успешной профессио- нальной деятельности, но и должна осознавать свою ответственность перед го- сударством и обществом, интересоваться, чем она может быть полезна своей стране [159, с. 93].

Представители гуманистической педагогики (Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, И. Сен-Симон и др.) достаточно категорично поднимали вопрос об общественной значимости каждого индивида, выступали сторонниками расширения возмож- ностей для каждого в получении образования, усовершенствовании способно- стей и природных дарований. Ученые-педагоги считали образование главным средством формирования интеллектуальных, духовно-нравственных и граждан- ских качеств личности [291].

В России использование понятия «гражданин» и «гражданственность» начинается лишь с XVIII в., хотя зачатки гражданственности мы можем наблю- дать еще в Древней Руси. Но более активно идея гражданственности стала изу- чаться в XIX веке [270]. Этой проблеме уделяли внимание И.А. Ильин, П.Ф. Каптерев, М.В. Ломоносов. Утверждались идеи самопожертвования и верности Родине [39, 47, 102, 116, 162].

Экономические изменения в разных странах Запада обусловили появле- ние свободного предпринимательства, и, в связи с этим, возникновение новых идей о гражданских качествах человека. В этике это понятие уже не раскрывает принадлежность личности к тому или иному сословию, а выступает показате- лем деятельности человека, его нравственных и духовных ориентиров. Следует согласиться с А.И. Титаренко, что в XX веке начинают обращать внимание на внутренний мир человека. Появилась необходимость нового нравственного мышления, внутренне-ориентированного, действующего психологически как регулятор индивидуального поведения человека, осмысленный им самим как что-то глубоко внутриличностное, как голос совести, внутреннее веление долга. Категоричность такого сложившегося нравственного сознания связана не с ука- зующим перстом государства или общества, а с самостоятельным выбором, внутренним контрольным механизмом, которые сам субъект формирует. «По- другому не могу!» [249, с. 54].

Идеи гражданственности нашли отражение в исследованиях отечествен- ных писателей, историков, ученых, общественных деятелей, поэтов (Ю.К. Ба- банский, Н.А. Бердяев, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Л.Н. Гумилев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, и др. [27, 33, 42, 58, 74, 165, 245 и др.].

Так, В.А. Сухомлинский в основу гражданского воспитания заложил обобщенный опыт отечественной духовности. Эти идеи изложены в его извест- ных работах «Как воспитать настоящего человека» и «Рождение гражданина», где явное предпочтение отдается воспитанию чувств [245, 244]. Внимание вос- питанию гражданских качеств у В.А. Сухомлинского не случайно. Оно обу- словлено результатами исследований Д. Н. Узнадзе [255] и Л. М. Архангель- ского [24]. Так, Д. Н. Узнадзе, прибегая к понятию «гражданская зрелость», выдвигает идею о том, что побудителями поведения человека, определяющими степень гражданской зрелости, являются потребности и мотивы, которым сле- дует индивид. Смысл мотивации состоит в поиске и обнаружении действий, которые отвечают ведущей и зафиксированной установке в жизни человека. Каждый индивид формирует свои закрепившиеся установки, которые являются

основой решимости к поступкам в конкретных условиях и в конкретном на- правлении [255, с. 154-156]. В своих исследованиях В.А. Сухомлинский труд педагога ориентирует не на обучение поведению, а на развитие нравственных мотивов, причиной которых является сознательно поставленная цель [245, с. 78]

Акцент на развитии иррациональной (чувственной) сферы личности, свя- занной с его нравственной позицией и поведением делает, и Л. М. Архангель- ский. В понятие «гражданственность» он включает высшую меру развития со- вести, осознание ответственности перед Отечеством. Гражданственность, по его мнению, проявляется в нравственности индивида [24, с. 30].

Исходя из анализа, на этом этапе развития понятия гражданственности можно отметить его существенные признаки: нравственное сознание и прояв- ление чувств, адекватных принятым регуляторами поведения нравственных ка- тегорий.

Определение гражданственности в советский период фиксировалось в словарях, в энциклопедиях и выражало качества, определявшие отношение гражданина к своему государству. Под гражданственностью было принято счи- тать осознание личных прав и обязанностей перед государством: дисциплини- рованность и высокоорганизованность [182, с. 99].

Во второй половины 1970-х и начале 1980-х годов начинаются фундамен- тальные социологические исследования А.П. Буева, В.П. Киселева, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, И.Н. Руссу, Л.К. Фомичевой и других, в которых авторы де- лают попытку дать новое определение рассматриваемому понятию гражданст- венности [50, 127, 136, 154, 221, 262 и др.]. За основу ими принята социальная зрелость как главный показатель гражданственности. Ученые придерживались позиции, что, помимо психологических и физиологических особенностей воз- раста, существует и социальный показатель, определяющий положение челове- ка в социуме. Вступивший в период социальной зрелости человек исполняет роль «взрослого» и несет всю вытекающую из этого бремя ответственность.

Более полную интерпретацию социальной зрелости дает И.С. Кон. Он определяет ее как многогранный процесс постепенного включения молодежи в социальную жизнь [136, с. 36]. Аналогичное определение находим у В.Т. Ли- совского, который понимает социальную зрелость как определенный статус че- ловека в обществе, когда индивид является равноправным субъектом, испол- няющим социальные роли в области политики, экономики, права. При этом личность осознанно подходит к выполнению своей роли и ответственности, ис- полнению своих обязанностей [154, с. 33]. А.П. Буева приобретение социаль- ной зрелости понимает как показатель способности индивида исполнять важ- ные общественные функции [50, с. 28]. Сходство по смыслу понятий «социаль- ная зрелость» и «гражданская зрелость» показывает в своей работе Л.К. Фоми- чева [262, с. 164].

Важные показатели гражданственности как социального феномена выде- ляет В.П. Киселев. По его мнению, гражданственность порождается объектив- ными условиями социальной жизни [107]. Ее ресурсом считаются парадоксы общественного развития. Гражданственность обозначается как средство для решения разногласий, сложившихся в жизни общества. По мнению ученого, это качество характерно только прогрессивной личности [127, с. 54]. Эту пози- цию разделяет Ю.М. Резник, считающий, что в настоящее время интерес к идеалам гражданственности возникает в связи с поиском и пересмотром обще- ственных идеалов [214, с. 73].

Наиболее близким для системных исследований оказалось обоснование трактовки гражданственности, данное И.Н. Руссом, где указано, что необхо- димо воздействовать на все сферы личности. В гражданственности фиксирует- ся единство поведения, чувств и сознания человека как гражданина. В этой по- зиции видна конвергентность гражданственности с мировоззренческой (духов- но-нравственной) позицией. Уровень формирования гражданственности уста- навливается гражданской зрелостью личности, которая выражается в ее при- верженности делу общества, требовательности человека к самому себе, ответ- ственности и самосознании. Не только убеждения, но и активная жизненная по-

зиция, повышение меры своих обязанностей определяют гражданственность. Гражданское сознание заключается не только в знании и осмыслении граждан- ских требований, но также в соответствующем к ним отношении [221, с. 39].

В педагогической мысли этого периода большое внимание уделялось развитию идейно-нравственных качеств человека-гражданина, особенно его политической сознательности, готовности к самопожертвованию, воспитанию в духе интернационализма и патриотизма, исследованию формирования граж- данской активности, определению требований к гражданскому облику специа- листа-профессионала.

Новые подходы к понятию «гражданственность» появились в 1980-е го- ды в философских и юридических работах А.П. Бутенко, В.Н. Кудрявцева, Е.Л. Лукашевой, В.Д. Шадрикова, которые предлагают новый подход к воспитанию гражданственности, на что обратили внимание педагоги-исследователи. Граж- данственность начинает рассматриваться как многосложное социально- психологическое явление, которое заключается в осмыслении и оценке инди- видом собственного статуса в обществе, прав, свобод и обязанностей гражда- нина, в совокупности чувств и качеств личности, что обозначает необходи- мость учета субъективного мира человека и объективных условий его жизни [51, 157, 164, 273]. Это привело педагогов-исследователей к поиску дополни- тельных элементов, образующих понятие гражданственности: требовательный контроль за поступками, осознание обучающимися прав, свобод и обязанно- стей, переживание за социальные пороки общества. Пока гражданственность еще не определяется как интегративное качество индивида, но набор вышеука- занных качеств уже начинает выделяться в педагогических трудах. Уклонение от понимания гражданственности как высокой степени политической созна- тельности предоставило большие возможности в воспитании гражданственно- сти у подрастающего поколения.

В настоящее время феномен гражданственности является предметом ана- лиза в работах ряда ученых, среди которых следует назвать Н.М. Борытко, А.С. Запесоцкого, З.Я. Капустину, В.Т. Лисовского и др. [45, 95, 117, 156 и др.].

Различные аспекты этого феномена затрагиваются в публикациях, рас- крывающих специфику становления и функционирования российской государ- ственности, политического сознания, патриотизма и менталитета граждан. Эти проблемы отражены в работах Г.Я. Гревцовой, Г.М. Денисовского, А.Ф. Кисе- лева, Н.Д. Никандрова, О.Н. Полухина, Г.Н. Филонова и др. [73, 81, 126, 187,

204, 259 и др.].

Попытка, сделанная Л.Л. Хоружеей, определить критерии уровней сфор- мированности гражданственности у учащихся расширяет представление о ней как о социально-педагогическом феномене. Сформированность гражданствен- ности, по ее мнению, выражается в отношении к социуму (гражданская пози- ция, конвергенция собственных и общественных интересов, права и обязанно- сти гражданина,), к окружающим (дружба, любовь, общение), к своим поступ- кам (осознанность обучения, желание самостоятельно постигать новые знания, ответственность), к самому себе (объективная оценка своих поступков, само- стоятельное осмысление происходящих событий) [269, с. 15].

В настоящем исследовании принимаем полученные результаты класси- фикации уровней сформированности гражданственности у учащейся молодежи как научную данность. Однако заметим, во-первых, что классификация не от- вечает требованиям логики, то есть она не упорядочена. Во-вторых, отсутствие критериев оценки сформированности определенного качества личности не по- зволит установить не только уровень, но и наличие или отсутствие его. Напри- мер, как установить, есть чувство ответственности или нет у конкретного чело- века, на каком уровне оно сформировано. Это указывает на необходимость продолжить исследовательский поиск в этой области научных знаний, что оп- ределяет актуальность исследования по заявленной теме диссертационного ис- следования.

Анализируя понятие гражданственности, для исследования оказался ин- тересным и важным психологический подход к общественной и личной моти- вации, в котором ученые доказывают, что источником альтруизма и велико- душия является преобладание социально-значимой мотивации, которая закла-

дывает основу гражданственности. Исследователи утверждают, что основная функция педагога заключается в развитии у личности общественной мотива- ции, так как указанная особенность лежит в основе гражданских качеств. От- мечается закономерность положительного воздействия на поведение личности стенических (положительных) эмоциональных переживаний и торможение под влиянием отрицательно окрашенных (астенических) эмоций [107].

Интерес к воспитанию гражданина, его гражданственности не потерял своей актуальности в конце XX-го и начала XXI-го веков. В исследованиях со- временного периода появляются идеи рассмотрения гражданственности как ин- тегративного качества индивида и фундаментальной ценностной ориентации [17, 30, 59, 163, 188, 217, 220, 235, 237, 242, 250, 253, 260, 276, 286, 293, 299, 300

и др.].

Так, Г.Н. Филонов под гражданственностью понимает многосложное со- циально-психологическое явление, которое заключается в осмыслении и оцен- ке индивидом собственного статуса в обществе, прав, свобод и обязанностей гражданина; совокупность чувств и качеств личности, что обозначает необхо- димость учета субъективного мира человека и объективных условий его жизни. По мнению ученого, гражданственности присущи такие черты как: осознанная законопослушность, патриотическая преданность Отечеству, приверженность духовно-нравственным принципам. Наиважнейшие ориентиры, составляющие феномен гражданственности, на его взгляд, будут развивать творческий потен- циал демократии: приверженность делу общества, человеколюбие, сострада- ние ближним, стремление к свободе, уважение к человеку, сознательная дисци- плина в деятельности [260, с. 27].

Более обобщенное определение гражданственности видим в энциклопе- дическом словаре, где отражено базовое понимание ученых: «гражданствен- ность – интегративное качество индивида, дозволяющее личности считать себя нравственно, социально, политически и юридически дееспособным» [191, с. 224].

Для анализа состояния проблемы становления гражданственности у со- временной молодежи следует выяснить сущность таких понятий как «граждан- ское общество», «гражданин», «воспитание гражданственности». Установить их взаимосвязь и необходимость дополнительного поиска для уточнения опре- делений, обусловливающих возможность осуществления управления становле- нием гражданственности будущих квалифицированных работников в контексте современных требований к развитию общества, педагогической науки, образо- вания как социального института, призванного решать обозначенную пробле- му.

Гражданское общество является сферой реализации многообразных част- ных интересов отдельных индивидов. Человек в гражданском обществе вклю- чен в многообразные социальные отношения, в которых он может проявить се- бя как личность и найти социальную защиту. Здесь не человек существует ради государства, а государство ради человека [107].

Формируется гражданское общество на границе частной и социальной жизни, позволяя индивиду самостоятельно выбирать цели и способы ее дости- жения, в результате чего человек становится субъектом саморазвития себя и окружающей действительности, приобретая гражданские качества. Этим мож- но объяснить взаимосвязь степени зрелости гражданского общества и специ- фики феномена гражданственности личности, которая формируется преобла- дающими ценностями и ориентирами в обществе.

Еще одно понятие, которое во многом определяет успех анализа феноме- на гражданственности – это понятие «гражданин». В содержание данного поня- тия включают: осознание человеком себя равноправным членом общества; уча- стие в жизни общества на началах добровольности и самостоятельности; обла- дание широким кругом прав и свобод, нахождение под защитой закона и госу- дарства. Гражданин – не только субъект, связанный особой правовой связью с государством, но и человек, осознающий свой гражданский долг и ответствен- ность, свои права и обязанности, служащий на благо народа и государства [107]. Именно в таком значении и понимается «гражданин» в отечественной

культуре [146, 152, 158, 166, 186, 191, 206, 223, 237, 244, 250, 260, 271, 279,

282].

Таким образом, быть гражданином – значить занимать определенную мо- ральную позицию в обществе, связанную с чувством долга и ответственности по отношению к своему Отечеству, народу, национальным ценностям, святы- ням, культуре. Гражданин выступает как носитель исследуемого феномена гражданственности [107].

Весь путь формирования феномена гражданственности убеждает в том, что во все времена гражданственность выражалась через соотношение таких понятий как «личность – общество – государство». Гражданственность заклю- чается в динамичной ценностно-правовой связи индивидов (общностей) как граждан с конкретным государством, воплощающейся через их отношение к установленным государством правилам поведения. Кроме всего прочего, граж- данственность – субъективное свойство личности, как представителя развитого общества, позитивное мироощущение, осмысленная жизненная позиция, лю- бовь к Родине, интеллектуальная и духовно богатая личность, которая требова- тельно относится как к себе, так и к другим [103, с. 24].

Поэтому можно сделать вывод, что становление гражданственности очень важно для профессиональной деятельности специалистов любого профи- ля, в том числе и работников юридических профессий. Гражданственность спе- циалиста определяется пониманием своих прав и свобод и умением использо- вать их на практике; способностью вести позитивный диалог с властью, други- ми гражданами; относиться к своей деятельности, согласовывая интересы и по- требности свои и общества, государства [107].

Решение обозначенной проблемы возможно с помощью системного под- хода. Методология системного подхода позволит разработать содержательные, теоретические, нормативные и организационные требования для гражданского становления обучающейся молодежи.

<< | >>
Источник: ЕРЁМИНА Инна Станиславовна. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ СТАНОВЛЕНИЕМ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ВУЗА Специальность 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. 2014

Еще по теме 1.1. Состояние проблемы сущности феномена «гражданственность» в исторических и современных научных публикациях:

  1. Рациональность как философская проблема
  2. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
  3. С. М. Стерденко ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО И ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ в СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
  4. ПРОБЛЕМА МИФОЛОГИЗАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ О.В. Мащитько
  5. ДУХОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Т.Д. Скуднова
  6. ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ПОЗИЦИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ФИЛОСОФИИ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Е.А. Цымбалюк
  7. 8. Проблемы сущности и типологии права 8.1. Право как нормативный регулятор общественных отношений
  8. Современнное состояние проблемы исследования личностной рефлексии субъекта М. Ю. Двоеглазова (Мурманск)
  9. ГЛАВА 1 АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ПРОБЛЕМЫ
  10. Н. Г. Янгол доктор юридических наук, профессор ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО» В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  11. А.В. Табарев Институт археологии и этнографии СО РАН, г. Новосибирск, Россия СЕВЕРО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ И ЗАСЕЛЕНИЕ АМЕРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА: СОВРЕМЕННОЕ состояние проблемы и новые подходы
  12. Г.В.Туркин Иркутский государственный технический университет, г. Иркутск, Россия. КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ПРИОЛЬХОНЬЕ В ТЕЧЕНИЕПОЗДНЕГО БРОНЗОВОГО - РАННЕГО ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКОВ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
  13. Организация исследования осуществлялась в несколько этапов.
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -