Экзистенция и трансцендентное: проблема аутентичности человеческого существования
Общим для всего движения экзистенциализма является различение аутентичного и неаутентичного существования человека, противопоставление, в этой связи, "самости" (человеческой решимости и способности "быть из своей самости") конформистскому (унифицированному, анонимному, безличному и безответственному) существованию "как все"; отказ от наивной веры в возможности научно-технического прогресса решать фундаментальные смыслообразующие проблемы человеческого существования и истории; стоическая вера в возможности индивида противостоять любым формам социальных манипуляций и насилия, порывать с "необходимостью факта" и утверждать в мире порядок экзистенции.
Понимание человеком фундаментальной специфичности своего места, статуса и значения в универсуме, осознание им своей неустранимой участности в бытии, драматизма существования и негарантированное™ любого жизненного решения, признание своей конечности, хрупкости, свободы и ответственности (без чего невозможно достижение аутентичного существования) сопряжены в экзистенциализме с ощущением "тревоги", "страха", "тошноты". С ощущением не эмпирическим, но метафизическим, открывающим бытие.Однако в понимании аутентичности человеческого существования и его свободы, равно как и путей их достижения, позиции экзистенциалистов расходятся. По-разному определяя понятие экзистенции в ее отношениях с трансцендентным (в ее открытости трансцендентному или, напротив, в категорическом его устранении), экзистенциалисты предлагают, соответственно, и различные варианты ориентации человека в поисках своей подлинности.
В атеистическом экзистенциализме Сартра человек, "приговоренный быть свободным", должен в одиночку нести на своих плечах всю тяжесть мира. Его трансцендирование данного "безгарантийно": оно осуществляется без отсылок к трансцендентному (любого рода), "на свой страх и риск" и "без надежды на успех".
Человек у Сартра - "авантюра", которая "имеет наибольшие шансы закончиться плохо". Аутентичность, по Сартру, достигается в "чистой рефлексии", когда человек понимает "безосновность" и нео- правдываемость своего выбора, проекта и берет его на себя. "Чистая рефлексия" у Сартра - "желать то, что желаешь", и моральность связывается с "радикальным решением автономии".В отличие от атеистического экзистенциализма, религиозный экзистенциализм основывает свободу экзистенции на ее устремленности к трансцендентному.
В религиозном экзистенциализме экзистенция устремлена к трансцендентному, сверхличному, выбор человека осуществляется перед лицом Бога, свобода человека и аутентичность его существования связываются с актом веры в Бога. Личность, по Марселю, есть ответ человека на "зов", и хотя именно от человека зависит, будет ли признан этот зов в качестве "зова", в "надежде" марсе- левского человека "есть нечто, что бесконечно превышает его". Непостижимое, но все-таки осознаваемое человеком бесконечное позволяет ему "выйти за пределы его конечности благодаря тому, что он ее осознает" (Ясперс). Конечность, по Ясперсу, означает, что человек "и в качестве самого себя изначально не может быть обязан самому себе. Подобно тому, как он обретает свое наличное бытие в мире не по своей воле, он и в качестве самого себя подарен себе трансценденцией".
Поддержка экзистенции трансценденцией непостижима, - считает Ясперс, - она ощущается человеком только в его свободе. Человек как предмет исследования и человек как свобода познаются, по Ясперсу, из радикально разных источников, первый становится содержанием знания, тогда как второй - "основной чертой нашей веры". Человек - это единственное существо в мире, которому "в его наличном бытии открывается бытие". Он не может выразить себя в наличном бытии как таковом, не может не прорывать всю "как будто завершенную в мире действительность наличного бытия". Человек получает возможность знать себя как человека только тогда, когда он, "будучи открыт для бытия в целом, живет внутри мира в присутствии трансценденции". Философствование объявляется Ясперсом тем, что "присуще человеку как таковому", вера человека в свои возможности - философской верой, и только в ней, по Ясперсу, "дышит его свобода".
Еще по теме Экзистенция и трансцендентное: проблема аутентичности человеческого существования:
- ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ
- ВВЕДЕНИЕ
- §16. Мартин Хайдеггер и фундаментальная онтология человека
- Онтология экзистенциализма и понятие экзистенции
- Экзистенция и трансцендентное: проблема аутентичности человеческого существования
- Экзистенциалистское философствование как философствование метафизическое
- 1.2 Практика философского осмысления сексуальности: интерпретация основных понятий исследования
- 2.1 Фигуративная сексуальность: конституирование антропологической реальности