Экзистенциалистское философствование как философствование метафизическое
Движимый стремлением спасти "идею человека" (Камю), экзистенциализм реализовал радикально антиредукционистский проект исследования человеческого существования. Отказавшись от каузального подхода при описании "человеческой реальности", экзистенциализм оказался в центре самых громких дискуссий и бурных споров философии XX в.
Одним из них является спор с марксизмом, психоанализом и структурализмом по вопросу о возможностях методологии детерминистского исследования человека, специфике философии и философского вопрошания о нем.Отстаивая в споре философии и науки XX в. идею специфичности экзистенции, не познаваемости ее традиционными методами объективного познания, не редуцируемости человека к любым формам его обусловливания, к причинам и структурам, экзистенциализм ставит во главу угла в этом споре утверждение необходимости допущения в картине мира автономной точки (зазора свободы) как способности индивида начинать, развязывать в мире новый ряд явлений и событий, разрушать существующие структуры и создавать новые.
На этом пути экзистенциализм разрабатывает иной, по сравнению с научным, тип рациональности. Его новаторский характер связан с введением экзистенциального измерения в происходящее в мире и с миром. Его основное назначение состоит в том, чтобы в пространстве современной философской мысли сохранить, заново определить и утвердить специфику человеческого существования и специфически философский способ его рассмотрения. Объективирующим исследовательским стратегиям XX в. с их отказом от понятий сознание, субъект, авторство человека, с их принципом структурного детерминизма, делающим излишней отсылку к индивидуальной свободе (сознанию) как человеческой способности "желать" ("не желать") при объяснении существования и функционирования тотальностей и структур социально-исторического и культурного пространства, экзистенциализм противопоставил наработки ряда плодотворных философских принципов и техник ресубъективирующей методологии гуманитарного познания.
Плодотворность и несомненная ценность этих наработок для современной гуманитаристики связана, прежде всего, с тем, что экзистенциалистское вопрошание есть вопрошание сущностное ("Что есть...?), то есть вопрошание метафизическое (отвергая "остановку в текущей области сущего", мы должны вопрошать "поверх текущего и упорядоченного в повседневности порядка", - писал Хайдег- rep, - мы должны вопрошать "о вне-упорядоченном"). Это делает работу данного типа философской рефлексии важнейшим способом самосознания различных форм человеческого опыта, в том числе и опыта познания.
Осуществляя свои исследования на самых разных материалах, экзистенциалисты предложили оригинальные и масштабные варианты онтологии и антропологии, концепции истории и методологии ее познания, они оставили большое количество социально-политических работ и исследований в области истории философии, литературы, искусства, языка, психологии, психиатрии и др. Философские и методологические достижения экзистенциализма не ушли в прошлое вместе с "модой на экзистенциализм". Будущая философия, в согласии и (или) спорах с экзистенциалистскими построениями, уже не сможет двигаться, не учитывая пространство, контуры которого и основные пунктиры движения метафизического вопрошайия в котором намечены и проработаны экзистенциализмом.
Темы для обсуждения Специфика и общие черты исследовательских программ экзистенциализма. Специфические черты экзистенциалистской онтологии. Специфичность человеческого существования в мире в трактовке экзистенциалистов. Содержание понятия бытия в экзистенциалистской метафизике и онтологии. Разграничение аутентичного и неаутентичного человеческого способа "быть в мире" в экзистенциализме. Отношение между экзистенцией и трансцендентным в интерпретации экзистенциалистов. Человек и ситуация в экзистенциалистской онтологии.
Литература Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. М., 1997. Хайдеггер М. Время и бытие /М. Хайдеггер. М., 1993. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге /М. Хайдеггер. М., 1991. Хайдеггер М. Введение в метафизику / М. Хайдеггер. СПб., 1997. Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет / М. Хайдеггер. М., 1993. Марсель Г. Быть и иметь / Г. Марсель. Новочеркасск, 1994. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто / Ж.-П. Сартр. М., 2000. Сартр Ж.-П. Проблемы метода / Ж.-П. Сартр. М., 1994. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки оогов. М., 1989.
Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / М. Мерло- Понти. СПб., 1999. Мерло-Понти М. В защиту философии / М. Мерло-Понти. М., 1996. Мерло-Понти М. Око и дух / М. Мерло-Понти. М., 1995. Камю А. Бунтующий человек / А. Камю. М., 1990. Больное О. Ф. Философия экзистенциализма / О. Ф. Больнов. СПБ., 1999. Тузова Т. М. Ответственность личности за свое бытие в мире. Критика концепций французского экзистенциализма / Т. М. Тузова. Мн., 1987.
Еще по теме Экзистенциалистское философствование как философствование метафизическое:
- § 1. Метафизика веры как духовное познание
- § 2. Вера и знание как антиномия
- P. M. Габитова Индивид и личность в философии Карла Ясперса
- § 5. Об одном состязании с Хайдеггером
- ВВЕДЕНИЕ
- АТЕИСТИЧЕСКИЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
- КРИТИЧЕСКОЕ ОБСУЖДЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА
- 1. Концепция власти как «тоталитаризма разума»
- 4. Философия экзистенциализма
- Экзистенциалистское философствование как философствование метафизическое
- Интерпретация в философии
- Представление времени в гуманитарном знании