<<
>>

Свобода как специфицирующая характеристика человеческого существования

В контексте расшифровки феноменов и интерпретации означивающей деятельности субъективности в мире экзистенциалисты по-разному вычленяют и артикулируют содержание понятия экзистенции из всего многомерного и неоднородного, в действительности синкретичного и нерасчлененного человеческого опыта.

Однако в любом случае и всегда экзистенция задается как присутствие человека с миром и самим собой, как живая, не только открытая не фиксированным заранее возможностям, но создающая их деятельность первичного жизнезначимого смыслообразования, самоопределения, самостроительства и самоосуществления человека в мире. "Незамкнутость - знак его свободы" (Ясперс).

Сартр говорит о специфичности экзистенции и человеческого акта как переживающего и, стало быть, понимающего себя пре- взойдения наличного к своей цели. Человеческий акт трактуется им как "отрицательность" по отношению к данному. Именно специфичность человеческой практики и фиксируется поздним Сартром категорией экзистенции: она есть не "устойчивая субстанция, покоящаяся в самой себе", а "беспрерывная неустойчивость, отрыв всем телом от себя. Поскольку это стремление к объективации принимает различные формы у разных индивидов, так как оно нас проектирует в поле возможностей, из которых мы осуществляем одни и исключаем другие, мы называем его также выбором или свободой" ("Критика диалектического разума", 1960).

Никогда не совпадая с тем, "что сделали из него", человек у Сартра есть то, что он сам делает из того, что сделали с ним; и, в качестве такой работы самоопределения, он есть то, что превосходит все обусловливания - социально-экономические, исторические, телесные, языковые и др. Само это усилие преодоления наличного, данного к собственной цели, сам этот акт трансцендиро- вания обстоятельств (условий) и самотрансцендирования и есть собственно человеческое.

Экзистенция объявляется, таким образом, необходимым посредником между прошлым и будущим мира, между "двумя моментами объективности".

Это позволяет Сартру артикулировать проблемы связи экзистенции с историей и социумом, соотношения свободы и необходимости в истории, интеллигибельности истории и другое вокруг смысловой оси "структура - поведение".

В "Семейном идиоте" - незавершенных исследованиях о жизни и творчестве Флобера - Сартр, заменив свое рационалистическое понятие сознания понятием "переживание", по-прежнему стремился сохранить специфичность экзистенции как существования, присутствующего в своем опыте и с самим собой, понимающего мир и себя и, в зазоре этого фактического понимания, принимающего радикальное решение о своем способе быть в мире.

Тема принципиальной связи экзистенции и свободы, непознаваемости их научными средствами развивается и Ясперсом. Человека нельзя выводить из чего-то другого, он - "непосредственная основа всех вещей. Понимание этого означает свободу человека, которая в любой другой тотальной зависимости его бытия утрачивается и лишь в этой тотальной зависимости полностью обретает себя". Человек, по Ясперсу, находит в себе то, что он не находит нигде в мире: "нечто непознаваемое, недоказуемое, всегда непредметное, нечто ускользающее от всякой исследовательской науки". Это, по Ясперсу, и есть "свобода и то, что с ней связано". 

<< | >>
Источник: В.С. Стёпин. Философия: учеб, пособие для студентов высш. учеб, заведений. 2008

Еще по теме Свобода как специфицирующая характеристика человеческого существования:

  1. Комментарий 1.1.
  2. КАНОНИЧЕСКИЙ СУБЪЕКТ В МИРЕ ЗНАНИЯ: ЗАМЕТКА О ГНОСЕОЛОГИИ НЬЯИИ
  3. УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН3
  4. §16. Мартин Хайдеггер и фундаментальная онтология человека
  5. ПРОБЛЕМА СИМВОЛА В СВЕТЕ ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ
  6. Онтология экзистенциализма и понятие экзистенции
  7. Свобода как специфицирующая характеристика человеческого существования
  8. ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФСКОГО АНАЛИЗА
  9. 13.5. СОЗНАНИЕ И ОБЪЕКТИВАЦИИ ЕГО ДЕЯТЕЛЬНОСТИ